Начальная страница  |   Структура курса   |   Практикум   |   Список литературы   |  

Занятие по теме: Самомаркетинг на рынке труда.

Результат занятий:

  1. Учащийся знает понятие самомаркетинг. Принципы речевого этикета.
  2. Учащийся умеет "читать" язык жестов и мимики.

3. Учащийся умеет выстраивать последовательность вопросов и ответов при собеседовании с потенциальным работодателем.

Вопросы:

1.Язык мимики и жестов.

2.Речевой этикет.

3Основы подготовки к интервью. Незаконные вопросы во время интервью.

4.Тесты при отборе кандидатов.

Список рекомендуемой литературы:

1.Кнебель Х. Правильно ли я себя веду при устройстве на работу?- Интерэксперт,1996.

Содержит полезные советы , как начать поиск работы, какие требования выдвигают работодатели, какое поведение принесет наибольший успех и т.д.

2.Ниренберг Дж.,Генри Калеро. Как читать человека словно книгу.

Достаточно доступно объясняет навыки чтения жестов.

3.Пиз А. Язык телодвижений.-Нижний Новгород., 1992.

Пособие для тех, кто желает научиться читать мысли других по их жестам.

4.Поиск работы для "чайников".- Киев.,1998.

Отличная книга для тех, кто ищет работу. Здесь вы обнаружите ответы на все вопросы, касающиеся устройства на работу.

4.Поляков В.А.Технология карьеры.-М.,1995.

Практическое руководство для тех, кто желает найти и получить хорошую работу.

Ход занятия:

Самомаркетинг - это организация рекламы самого себя на рынке труда с целью выгодной продажи своих знаний, умений, навыков.

Почти все люди по меньшей мере один раз в жизни сталкиваются с необходимостью предстать перед работодателем. Безусловно, чтобы быть принятым на ту или иную должность, нужно иметь представление о внешности, поведении кандидата, гарантирующие ему наибольшую перспективу на успех. Об этом, достаточно важном аспекте при устройстве на работу, мы будем говорить на этом занятии.

Представим ситуацию: (идет повествование и параллельно преподаватель зарисовывает схему) выпускники юрфака ТГУ желают устроиться на работу. Если рассматривать их с позиции профессиональной подготовленности, то они все равны, стоят на нулевом уровне( раннее не работали,учились на дневном отделении).

Как мы видим, в профессионализме все примерно равны, разница между кандидатами лишь в личной характеристике, которая складывается из внешности и внутреннего мира.

Незнакомый человек созерцает тебя внешне, поэтому немаловажно как ты будешь выглядеть перед работодателем. Вспомним расхожую фразу: "Встречают по одежке, провожают по уму"

ЗАДАНИЕ: "Мозговой штурм" Как по-вашему должен быть одет кандидат.

Примечание: Как обычно дети рисуют стандартный набор одежды для делового человека, но надо сделать акцент на том, что свой внешний вид нужно приспособить к принятому на фирме тону.

Пример. Деловой костюм будет неуместен, если вы собираетесь в общество художников.

Вывод:1.Внешний вид превращается в первый визуальный фактор, влияющий на впечатление о вас.

2.Одежда не должна быть слишком броской, чтоб не отвлекала от объективной оценки его личности. Не должно быть излишеств, небрежности. Кандидату не следует отказываться от своего персонального стиля.

3.Не допустимо:

ювелирные украшения, значки, пропагандирующие политических кандидатов или определенную идею. Если вы курите или в больших количествах употребляете кофе, захватите с собой мятные освежающие таблетки.

2.МИМИКА И ЖЕСТЫ.

Первое впечатление зависит от вашего внешнего вида; следующим моментом, на который вы должны обратить внимание, является то, как вы появитесь в кабинете и как поприветствуете интервьюера.

Например, рукопожатие должно быть уверенным, крепким.

Примечание: Обратите внимание детей на то, что многие интервьюеры склонны уделять значительное внимание невербальным знакам: позам, жестам, мимике, движению глаз. Для доказательства можно привести конкретные цифры (процент влияния жестов и мимики на успешность беседы).

55% успеха обеспечивает выражение лица собеседника;

38% успеха определяется манерой вести беседу;

7% успеха зависит от содержания того, о чем он говорит.

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ

"Физический язык" - жесты согласия и несогласия.

Согласие

 

Несогласие

 

Дистанция

 

уменьшение дистанции между собеседниками

 

увеличение дистанции между собеседниками

 

Голова

 

Обращение к собеседнику с помощью взгляда; небольшой наклон головы в сторону (проявление интереса)

 

Отклонение головы; поднятие ее вверх; наклон головы вниз.

 

Корпус

 

Наклон вперед (проявление заинтересованности, оказание доверия собеседнику

 

Отклонение назад (нежелание дальше выслушивать собеседника, стремление сказать что-то самому, агрессивность в ходе беседы)

 

Руки

 

Направлены против партнера и открыты

 

Держатся за стул; сомкнуты одна в другую

 

Голос

 

Тон разговора сдержанный; допрос

 

Тон чрезмерно акцентуированный.

Дополнить:1.Избегание взгляда собеседника говорит о том, что вы напуганы или не говорите правды;

2.Поспешные и настойчивые кивки головой - знак нетерпения;

3.Напряжение лицевых мышц может свидетельствовать о том, что вы нервничаете или просто глубоко оскорблены. Расслабьтесь.

4.Привычки-паразиты могут отвлечь интервьюера.

Для закрепления лекционного материала предлагаются карточки , на которых написана ситуация, необходимую проиграть (пантомимой):

1.Я не знаю билет на экзамене;

2.Я скучаю на уроке;

3.В компании мне понравился один парень;

4.Поведение человека при заключении сделки , в которой он заинтересован;

Изобразить маски: 1.Радости; 2.Гнева; 3.Хитрости; 4.Страха.

2.РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ.

Вы хорошо оделись, красиво зашли в кабинет и вдруг:"здорово, братаны!"или дрожащим голосом:"Очень рад приветствовать вас!"

Проигрыш 50%.Чтобы этого не случилось, необходимо соблюдать речевой этикет, который проявляется в следующем:

1.Говорите в естественном размеренном темпе - достаточно неторопливо, чтобы быть понятым и успеть донести до собеседника желаемый смысл, и вместе с тем не настолько медленно, чтобы слушатель начал клевать носом!

2.Речь должна звучать убедительно и авторитетно.

3Избегайте жаргонных слов, слов-пустышек.

4.Формулируйте свои мысли конкретно, четко, сжато.

5.Тон должен оставаться деловым, избегайте уменьшительно-ласкательные прилагательные.

3.ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ К ИНТЕРВЬЮ. Быть подготовленным к интервью означает следующее:

1.Иметь элементарное представление о себе: о своих достоинствах, интересах, конкретном рабочем месте, которое вы бы хотели получить - и о том чего конкретно хотели бы добиться в интервью. Продумайте заранее ответы на вопросы об: образовании, состоянии здоровья, семье, финансовых требованиях, связанных с новым местом работы.

Р/Т. Ознакомиться с примерным списком вопросов.

2.уметь взаимодействовать с собеседником во время череды вопросов и ответов.

3.Быть достаточно осведомленным об интересующем рабочем месте, предъявляемых требованиях компании, отрасли в целом, и по возможности, личности сотрудника, проводящего интервью.

Источниками информации являются справочники, базы данных, статьи, появляющиеся в журналах, Если фирма маленькая, то источниками информации могут являться знакомые, представители фирм и т.д.

Как себя вести!

Держитесь уверенно.

Ознакомьтесь с будущем рабочем местом.

Отвечайте на вопросы не больше, чем вас спрашивают.

Не говорите о своих бывших коллегах и руководителях плохого.

Признайтесь в своих слабостях.

Не торопитесь спрашивать о деталях трудового соглашения.

Не говорите сразу о согласии взяться за предлагаемую работу.

Делайте записи о полученной информации.

Не следует самому заканчивать беседу.

Примечание. Каждый момент разобрать с аудиторией вместе -Почему надо так делать

Аргументировать.

Незаконные вопросы во время интервью включают в себя вопросы о вероисповедании, возрасте, этнической принадлежности, семейном положении.

Вывод. На протяжении всего интервью сохранять сосредоточенность и не позволять провоцировать себя на ответы, не имеющие отношений к цели вашего интервью.

4.ТЕСТЫ ПРИ ВЫБОРЕ КАНДИДАТОВ.

К тестам чаще прибегают с кандидатами на учебу, преподавательскую деятельность и с кандидатами на высокие руководящие должности. Для большинства вакантных должностей в экономике и сфере управления тесты не проводятся, а также среди подбора рабочих, ремесленников и служащих, не претендующих на руководящие должности.

Цель тестов: 1.когда число кандидатов велико, необходимо сохранить физические и материальные затраты на выбор подходящей кандидатуры;

2.выявить -есть ли у кандидата достаточно потенциала для того, чтобы в дальнейшем занять руководящую должность,

3.выяснить-подходит ли к сложившейся на фирме структуре,

4.в состоянии ли органично войти в коллектив.

Через тесты пытаются обеспечивать себя такой информацией, которую они не могут почерпнуть ни из документов, предоставляемых кандидатом, ни из свидетельств и аттестатов.

Виды тестов:

  • направленные на проверку способностей, концентрации памяти, сноровки.
  • психологические на определение интеллектуальных способностей
  • на честность

Структура тестов имеет специфические характеристики той или иной профессии. К каждому рабочему месту предъявляются определенные требования, из которых и складываются характеристики профессии. Поэтому каждый тест сориентирован на эти характеристики. Сравнивая характеристики, присущие той или иной профессии, с характеристиками личности кандидата, делают выводы о его пригодности или непригодности к будущей деятельности.

Наверх страницы