Занятие по теме: Самомаркетинг на рынке труда.Результат занятий:
3. Учащийся умеет выстраивать последовательность вопросов и ответов при собеседовании с потенциальным работодателем. Вопросы: 1.Язык мимики и жестов. 2.Речевой этикет. 3Основы подготовки к интервью. Незаконные вопросы во время интервью. 4.Тесты при отборе кандидатов. Список рекомендуемой литературы: 1.Кнебель Х. Правильно ли я себя веду при устройстве на работу?- Интерэксперт,1996. Содержит полезные советы , как начать поиск работы, какие требования выдвигают работодатели, какое поведение принесет наибольший успех и т.д. 2.Ниренберг Дж.,Генри Калеро. Как читать человека словно книгу. Достаточно доступно объясняет навыки чтения жестов. 3.Пиз А. Язык телодвижений.-Нижний Новгород., 1992. Пособие для тех, кто желает научиться читать мысли других по их жестам. 4.Поиск работы для "чайников".- Киев.,1998. Отличная книга для тех, кто ищет работу. Здесь вы обнаружите ответы на все вопросы, касающиеся устройства на работу. 4.Поляков В.А.Технология карьеры.-М.,1995. Практическое руководство для тех, кто желает найти и получить хорошую работу. Ход занятия: Самомаркетинг - это организация рекламы самого себя на рынке труда с целью выгодной продажи своих знаний, умений, навыков. Почти все люди по меньшей мере один раз в жизни сталкиваются с необходимостью предстать перед работодателем. Безусловно, чтобы быть принятым на ту или иную должность, нужно иметь представление о внешности, поведении кандидата, гарантирующие ему наибольшую перспективу на успех. Об этом, достаточно важном аспекте при устройстве на работу, мы будем говорить на этом занятии. Представим ситуацию: (идет повествование и параллельно преподаватель зарисовывает схему) выпускники юрфака ТГУ желают устроиться на работу. Если рассматривать их с позиции профессиональной подготовленности, то они все равны, стоят на нулевом уровне( раннее не работали,учились на дневном отделении). Как мы видим, в профессионализме все примерно равны, разница между кандидатами лишь в личной характеристике, которая складывается из внешности и внутреннего мира. Незнакомый человек созерцает тебя внешне, поэтому немаловажно как ты будешь выглядеть перед работодателем. Вспомним расхожую фразу: "Встречают по одежке, провожают по уму" ЗАДАНИЕ: "Мозговой штурм" Как по-вашему должен быть одет кандидат. Примечание: Как обычно дети рисуют стандартный набор одежды для делового человека, но надо сделать акцент на том, что свой внешний вид нужно приспособить к принятому на фирме тону. Пример. Деловой костюм будет неуместен, если вы собираетесь в общество художников. Вывод:1.Внешний вид превращается в первый визуальный фактор, влияющий на впечатление о вас. 2.Одежда не должна быть слишком броской, чтоб не отвлекала от объективной оценки его личности. Не должно быть излишеств, небрежности. Кандидату не следует отказываться от своего персонального стиля. 3.Не допустимо: ювелирные украшения, значки, пропагандирующие политических кандидатов или определенную идею. Если вы курите или в больших количествах употребляете кофе, захватите с собой мятные освежающие таблетки. 2.МИМИКА И ЖЕСТЫ. Первое впечатление зависит от вашего внешнего вида; следующим моментом, на который вы должны обратить внимание, является то, как вы появитесь в кабинете и как поприветствуете интервьюера. Например, рукопожатие должно быть уверенным, крепким. Примечание: Обратите внимание детей на то, что многие интервьюеры склонны уделять значительное внимание невербальным знакам: позам, жестам, мимике, движению глаз. Для доказательства можно привести конкретные цифры (процент влияния жестов и мимики на успешность беседы). 55% успеха обеспечивает выражение лица собеседника; 38% успеха определяется манерой вести беседу; 7% успеха зависит от содержания того, о чем он говорит. РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ
Дополнить:1.Избегание взгляда собеседника говорит о том, что вы напуганы или не говорите правды; 2.Поспешные и настойчивые кивки головой - знак нетерпения; 3.Напряжение лицевых мышц может свидетельствовать о том, что вы нервничаете или просто глубоко оскорблены. Расслабьтесь. 4.Привычки-паразиты могут отвлечь интервьюера. Для закрепления лекционного материала предлагаются карточки , на которых написана ситуация, необходимую проиграть (пантомимой): 1.Я не знаю билет на экзамене; 2.Я скучаю на уроке; 3.В компании мне понравился один парень; 4.Поведение человека при заключении сделки , в которой он заинтересован; Изобразить маски: 1.Радости; 2.Гнева; 3.Хитрости; 4.Страха. 2.РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ. Вы хорошо оделись, красиво зашли в кабинет и вдруг:"здорово, братаны!"или дрожащим голосом:"Очень рад приветствовать вас!" Проигрыш 50%.Чтобы этого не случилось, необходимо соблюдать речевой этикет, который проявляется в следующем: 1.Говорите в естественном размеренном темпе - достаточно неторопливо, чтобы быть понятым и успеть донести до собеседника желаемый смысл, и вместе с тем не настолько медленно, чтобы слушатель начал клевать носом! 2.Речь должна звучать убедительно и авторитетно. 3Избегайте жаргонных слов, слов-пустышек. 4.Формулируйте свои мысли конкретно, четко, сжато. 5.Тон должен оставаться деловым, избегайте уменьшительно-ласкательные прилагательные. 3.ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ К ИНТЕРВЬЮ. Быть подготовленным к интервью означает следующее: 1.Иметь элементарное представление о себе: о своих достоинствах, интересах, конкретном рабочем месте, которое вы бы хотели получить - и о том чего конкретно хотели бы добиться в интервью. Продумайте заранее ответы на вопросы об: образовании, состоянии здоровья, семье, финансовых требованиях, связанных с новым местом работы. Р/Т. Ознакомиться с примерным списком вопросов. 2.уметь взаимодействовать с собеседником во время череды вопросов и ответов. 3.Быть достаточно осведомленным об интересующем рабочем месте, предъявляемых требованиях компании, отрасли в целом, и по возможности, личности сотрудника, проводящего интервью. Источниками информации являются справочники, базы данных, статьи, появляющиеся в журналах, Если фирма маленькая, то источниками информации могут являться знакомые, представители фирм и т.д. Как себя вести! Держитесь уверенно. Ознакомьтесь с будущем рабочем местом. Отвечайте на вопросы не больше, чем вас спрашивают. Не говорите о своих бывших коллегах и руководителях плохого. Признайтесь в своих слабостях. Не торопитесь спрашивать о деталях трудового соглашения. Не говорите сразу о согласии взяться за предлагаемую работу. Делайте записи о полученной информации. Не следует самому заканчивать беседу. Примечание. Каждый момент разобрать с аудиторией вместе -Почему надо так делать Аргументировать. Незаконные вопросы во время интервью включают в себя вопросы о вероисповедании, возрасте, этнической принадлежности, семейном положении. Вывод. На протяжении всего интервью сохранять сосредоточенность и не позволять провоцировать себя на ответы, не имеющие отношений к цели вашего интервью. 4.ТЕСТЫ ПРИ ВЫБОРЕ КАНДИДАТОВ. К тестам чаще прибегают с кандидатами на учебу, преподавательскую деятельность и с кандидатами на высокие руководящие должности. Для большинства вакантных должностей в экономике и сфере управления тесты не проводятся, а также среди подбора рабочих, ремесленников и служащих, не претендующих на руководящие должности. Цель тестов: 1.когда число кандидатов велико, необходимо сохранить физические и материальные затраты на выбор подходящей кандидатуры; 2.выявить -есть ли у кандидата достаточно потенциала для того, чтобы в дальнейшем занять руководящую должность, 3.выяснить-подходит ли к сложившейся на фирме структуре, 4.в состоянии ли органично войти в коллектив. Через тесты пытаются обеспечивать себя такой информацией, которую они не могут почерпнуть ни из документов, предоставляемых кандидатом, ни из свидетельств и аттестатов. Виды тестов:
Структура тестов имеет специфические характеристики той или иной профессии. К каждому рабочему месту предъявляются определенные требования, из которых и складываются характеристики профессии. Поэтому каждый тест сориентирован на эти характеристики. Сравнивая характеристики, присущие той или иной профессии, с характеристиками личности кандидата, делают выводы о его пригодности или непригодности к будущей деятельности. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||