11 КЛАССТема: Стратегия жизни человека. Личное и профессиональное планирование жизни.Результат занятия: -Учащийся владеет понятиями жизненный сценарий, жизненная стратегия; -представляет основные компоненты собственной жизненной стратегии; -имеет опыт анализа собственного жизненного сценария; -имеет опыт анализа личностно значимых событий прошлого, с целью определения преимущественных установок личности и смысла жизни; - Вопросы. 1.Содержание курса " Планирование карьеры" в 11- м классе. 3. Жизненные сценарии человека и их влияние на реализацию жизненной стратегии. Рекомендуемая литература для занятия:
Ход занятия. 1. Содержание курса " Планирование карьеры" в 11- м классе. ( Преподаватель рассказывает о целях и содержании курса.) Для начала учащимся предлагается обсудить вопросы: откуда произошло и что означает понятие "стратегия"? Кто такой стратег? Возможно ли успешное проведение военной операции без продуманной стратегии? Нужна ли жизненная стратегия человеку для того, чтобы достичь планируемых целей в жизни? Чем отличается человек, ищущий, определяющий свою стратегию жизни от человека, который не задумывается над этим? Затем учащимся предлагается записать в тетрадь определение жизненной стратегии, как важнейшей характеристики личности. Стратегия жизни - это стратегия поиска, обоснования и реализации личности в жизни путем соотнесения своих жизненных потребностей с личной активностью, ее ценностями и способом самореализации. Жизненная стратегия это принципиальная, реализуемая в различных жизненных условиях, обстоятельствах способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни, к ее воспроизводству и развитию. Согласно Альбухановой - Славской, стратегия жизни человека имеет три основных признака: 1.- выбор основного для человека направления жизни, способа жизни, определение ее главных целей, и этапов их достижения и соподчинение этих этапов. 2. - решение противоречий жизни, открытие для себя нечто нового в достижении своих жизненных целей и планов; 3 - творчество, созидание ценностей своей жизни, соединение своих потребностей и жизни в виде ее особых ценностей. Ценность жизни состоящая в интересе, увлеченности, удовлетворенности и новом поиске, и есть продукт определенного способа жизни, индивидуальной стратегии жизни, когда они определяются самим человеком. Стратегия является некоторым универсальным законом, способом существования человека в различных сферах его жизни. Поскольку каждый строит свою жизнь сам, стратегия жизни является индивидуальным достоянием каждого, индивидуальным открытием каждого. Стратегия возникает сначала как замысел жизни, как ее смысл, идеальный план, затем требует реализации на практике. Для построения и продумывания своей жизненной стратегии необходимо проанализировать свои жизненные ценности и поставить непротиворечивые им цели. Также необходимо соотнести условия в которых предстоит жить и действовать и свои возможности, особенности и в связи с этим определить свое место в жизни, позицию и линию своей жизни. Главный и безошибочный критерий оценки своей жизни при этом - удовлетворенность или неудовлетворенность своей жизнью. Он имеет множество оттенков. Удовлетворенность это чувство верности, подлинности своей жизни, это порой едва ли не единственный источник жизненных сил. В свою очередь, неудовлетворенность также способна толкнуть человека на решительный шаг - попытаться изменить свою жизнь. Учащимся предлагается упражнение на определение личных жизненных ценностей: Упражнение1. Каждый учащийся должен за две минуты вспомнить три- пять моментов своей жизни, когда он был по- настоящему счастлив. Затем, учащиеся предлагается проанализировать причину своего счастья. Причина счастья в конкретном событии и есть смысл ситуации для человека в конкретный момент( например, кто- то счастлив, когда любит, кто- то, когда делает людям, что- то хорошее), это для него является ценностью. Далее учащимся предлагается подумать не являются ли ценности, которые они выявили ценностями и смыслами их жизни. Для того, что бы учащиеся могли подтвердить свои предположения им предлагается типология смыслов жизни известного психотерапевта Виктора Франкла:
При построении своей жизненной стратегии необходимо учитывать свои ценности, т.к. в противном случае человек даже при достижении своих личных и профессиональных целей не чувствует себя счастливым, удовлетворенным жизнью. 3.Жизненные сценарии человека. Реализации нашей стратегии жизни могут мешать наши жизненные сценарии, которые формируются (по теории трансактного анализа Э.Берна) в раннем детстве под влиянием родителей. Эрик Берн выделяет четыре базовых жизненных установки, лежащие в основе жизненного сценария:
Бывают люди, которые колеблются и перескакивают с одной позиции на другую. Для построения жизненной стратегии необходимо преодолеть эти установки, то есть осознать свою жизненную установку и изменить стереотипное поведение( преодолеть необходимо и первую установку, потому что при всех ее достоинствах она может служить самообману- некритическому отношению к себе во всех ситуациях). Учащимся предлагается проанализировать свое поведение и определить - мешает ли какая либо жизненная установка, из четырех предложенных, реализации жизненной стратегии. Для домашней работы учащимся предлагается продумать собственную жизненную стратегию (соотнести собственные ценности с личными и профессиональными целями, сформулировать основные принципы жизни, способы преодоления трудностей, соотнести свои потребности, собственные притязания с требованиями общества и окружающих). | ||