Практическое занятие: Рынок образовательных услугПредполагается: 1. Экскурсия в определенное учебное заведение. Учебное заведение должно соответствовать профилю, выбрали учащиеся. 2. Пригласить студентов или преподавателей данного учебного заведения ( на случай если экскурсию провести нет возможности ). Занятие: Рынок труда. Цели :
Вопросы:
Ход занятия: Занятие начинается с обсуждения вопроса о том, что такое рынок и рыночная экономика вообще. Затем можно переходить к определению понятия рынок труда. Рынок труда - это рынок купли-продажи рабочей силы. Она является товаром. Как правило, учащиеся слабо представляют себе важность знания рынка труда. Необходимо привести цифры уровня безработицы в нашей стране. 4.6% экономически активного населения не имеют работы, из них 1.5% - молодежь. Каждый третий безработный - молодой человек. Эти данные отражают лишь официально зарегистрированных безработных. Реальное число больше. Поэтому при выборе профессии необходимо представлять, каков спрос на работников в этой сфере деятельности, велика ли возможность удачного трудоустройства и продвижения. Рынок труда формируется из соотношения спроса и предложения. Спрос определяется количеством рабочих мест, а предложение - количеством свободных работников, претендующих на эти места. Как правило, предложение превышает спрос, поэтому имеют место такие явления как конкуренция и безработица. Конкуренция среди работников сильнее в тех сферах, где выше уровень оплаты труда. Безработные в основном ищут не любую работу, а ту, которая соответствует их профессиональной квалификации и устраивает по условиям и оплате. Таким образом, положение на рынке труда зависит не только от спроса на рабочую силу, но и от сложившегося в этой сфере уровня оплаты труда. В некоторых сферах деятельности спрос на работников превышает предложение, но предлагаемая оплата низка или тяжелые условия работы (неквалифицированный ручной труд). Поэтому такие профессии малопривлекательны. Структура уровня спроса на рабочую силу в настоящее время (по данным кадровых агентств):
Ориентиры на рынке труда. Самое важное при поиске подходящей работы - информация. Как ее получить? Есть 2 варианта: бесплатный и за деньги. Бесплатную информацию можно получить через личные контакты, из объявлений (в газетах, на радио, в бегущей строке на телевидении), или в центрах занятости. Центр занятости - это государственная организация, которая регистрирует безработных, назначает пособия по безработице и помогает в поиске работы. Кроме того, здесь можно получить направление на переобучение, на временную работу, психологическую помощь и консультации. Все эти услуги бесплатные. В Томске такой центр находится на ул. Эуштинской 3а, т.23-48-21. Информацию о вакансиях публикуют почти все периодические издания, имеющие раздел объявлений. Есть специализированные издания по этой тематике: газеты "Работа", "Работа и бизнес", журнал "Формула успеха" и приложение "Что делать?" и др. Денежный вариант. На рынке труда, как и на любом другом, действуют посредники. Это различные кадровые агентства. Они оказывают услуги и работодателям и тем, кто ищет работу. В Томске таких агентств несколько.
В любом из агентств можно получить информацию о вакансиях, а также заполнить анкету и внести свои данные в картотеку агентства для подбора вариантов работы. Услуги агентств платные. Основы правовых знаний. Труд имеет добровольный характер. Это право обеспечивается конституцией РФ. Никто не может привлечь человека к ответственности за "тунеядство" (раньше такая ответственность существовала). Для регулирования отношений между работником и работодателем существует специальная отрасль права - трудовое право. Оно зафиксировано в Кодексе законов о труде РФ (КЗоТ). Законом установлена продолжительность рабочего дня (8часов*5дней=40час. рабочая неделя) и минимальный уровень оплаты труда (83 р. в месяц). Для подростков установлена продолжительность р.д. 6 часов. Превышение этой нормы является нарушением законодательства. Также запрещается использование труда подростков на вредных и тяжелых работах (например, на бензоколонках или на погрузочно-разгрузочных работах). На деле эти положения КЗоТ нередко обходятся, особенно в частном секторе экономики. Сами подростки часто стремятся к этому (ради большей оплаты). Как правило, их труд оплачивается ниже, чем труд взрослых, из-за незнания ими своих прав, а также из-за того, что работу подростку найти труднее. Безработица и безработные. Безработный - это не просто речевой оборот, а юридический термин. Б. может признать человека только Департамент занятости населения (Центр занятости). Происходит это в течение 10 дней с момента обращения гражданина в центр. Если за это время не будет найдена подходящая работа, то гражданин признается безработным и получает право на пособие по безработице. Размер пособия исчисляется в % от зарплаты за последние 6 мес. (80%) или (если человек ранее не работал) - мин. оплата труда (83р.). Подходящая работа - тоже юридический термин. Обозначает не просто работу, устраивающую человека по всем статьям. Это работа, соответствующая уровню образования и квалификации работника. При этом допускается изменение должности и некоторое снижение оплаты. После 3х отказов от предложенной подходящей работы безработный теряет право на получение пособия. Пособие выплачивается в течение года. После этого человек не перестает быть безработным, но пособие не получает. Весь период безработицы причисляется к общему трудовому стажу работника. Как повысить свои шансы на рынке труда? Как правило, молодые люди испытывают трудности с устройством на работу даже после получения высшего образования. Кандидатов на любое место всегда больше одного. Поэтому на рынке труда существует конкуренция. При отсутствии опыта работы необходимо потратить время на подготовку работника. А фирмы и предприятия нуждаются в опытных специалистах. Как же повысить свои шансы, как обойти конкурентов? Лучший вариант - найти работу еще во время учебы (возможно, временную). Весь процесс обучения нужно строить так, чтобы он работал на ваше будущее трудоустройство. Это значит:
Как определить свою "рыночную стоимость"? Она определяется с учетом требований конкретной фирмы или предприятия. Преподаватель предлагает ученикам составить таблицу:
и т.д. 1 и 2 столбцы подготавливаются преподавателем (с учетом профиля обучения), 3 ст. заполняют ученики. Подсчитывается разница между 2 и 3 ст , потом сумма по всем графам. Если она больше нуля, то шансы на получение работы достаточно высоки. Если меньше - нужно искать другие варианты или продумать возможности усиления своих профессионально важных качеств. Такую таблицу полезно составлять и при поиске настоящей работы. Для этого необходимо как можно больше узнать о предполагаемом месте работы. | |||||||||