Начальная страница  |   Структура курса   |   Практикум

Занятие по теме: Основания карьеры и самоанализ

Рассматриваемые вопросы:

  1. Профпригодность и факторы ее определяющие.
  2. Интересы и склонности.
  3. Способности и навыки.
  4. Уровни профессиональной пригодности.
  5. "Карьерные якоря".
  6. Обобщения и выводы.

Список литературы по теме :

  1. Гари Десслер, Управление персоналом. - М., 1997
  2. Для нас имеет интерес, представленная в книге Десслера теория пяти"карьерных якорей" (теория Эдгара Шейна). Шейн, как автор этой теории, утверждает, что планирование карьеры - это процесс медленного развития профессиональной самоконцепции и самоопределения в терминах собственных способностей, талантов, мотивов, потребностей, отношений и ценностей. Далее Шейн полагает, что поскольку Вы узнаете себя все больше и больше, то вы сформируете некоторый определяющий пункт своей карьеры или, "карьерный якорь" - интерес или ценность, - от которых Вы ни за что не откажитесь, если придется делать выбор.

  3. Е.А.Климов, Психология профессионала. - М., 1996
  4. Нас интересует часть работы Климова о профессиональной пригодности, где последний рассматривает степени профпригодности, ее составляющие, влияние социума и времени на профпригодность к определенным профессиям, а так же показывает, что понятие профпригодности является во многом условным, так как способности в полной мере развиваются лишь в конкретной трудовой деятельности, а так же условность этого понятия поддерживается компенсацией недостающих человеку способностей развитием других.

  5. Н.С.Пряжников, Профессиональное и личностное самоопределение. - М., 1996
  6. В книге Пряжникова наше внимание привлекли два опросника. Один - "За и против", который выявляет склонность человека к определенным сферам деятельности и является очень эффективным в смысле активизации самопознания учащихся. Второй - "Будь готов", определяет способность человека к конкретным профессиям.

  7. Рабочая книга школьного психолога. - М. ,1995
  8. В данной книге нас заинтересовала глава о "Профессиональном самоопределении учащихся", написанная Е.М. Борисовой, где достаточно хорошо рассматривается в какой степени и как следует учитывать способности и склонности подростка в профессиональной консультации.

  9. Хрестоматия по возрастной психологии. - М., 1994

В хрестоматии мы обратили внимание на статью Б. М. Теплова "Способности и одаренность". Последний является авторитетом в нашей российской психологической науке в области теории способностей. И его описание содержания понятия "способность" можно взять в концептуальный аппарат курса "Планирование карьеры". Важным в этом описании является факт, на котором настаивает Теплов, что способности не являются врожденными возможностями индивида.

Тезисы лекции и комментарии.

  1. Профпригодность и факторы ее определяющие.

Профпригодность - это взаимное соответствие данного человека данной области приложения его сил в данное время. (2, 78)

Непригодность к профессии можно определить как "неприспособленность" профессии к человеку.

Есть четыре основных слагаемых профессиональной пригодности:

  1. Гражданские качества- идейный, моральный облик человека. (Есть профессии, в отношении которых человек оказывается непригодным, если названная группа качеств у него не развита нужным образом- педагог, медик, юрист и т. д. ).
  2. Интересы и склонности к данной области деятельности.
  3. Способности.
  4. Навыки, привычки, знания, опыт (2, 81- 82).

( Далее идет переход к более подробному рассмотрению понятий "способности", "навыки", "интересы" и "склонности" и их соотношению с понятием "профпригодность".

  1. Интересы и склонности.

Интересы- это избирательная направленность личности на определенную область познания или деятельности (4, 318).

Склонности- это потребность личности в определенных видах деятельности (4, 318).

Главным показателем выраженности склонности является стремление ребенка к длительному и систематическому занятию определенным видом деятельности, что может найти выражение в предпочтительном отношении к определенным школьным предметам, стремлении заниматься

в кружках, секциях, посвящать свободное время любимому делу(4, 318- 319).

Одни и те же склонности могут соотносится с разными профессиями, например, склонность к занятиям с техникой может найти выражение и в профессии инженера, и в педагогической деятельности по преподаванию технических дисциплин.

  1. Способности и навыки.

Способности- это индивидуально- психологические особенности личности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой- либо деятельности (5, 42).

Способности нельзя понимать как врожденные возможности индивидуума, так как врожденными могут быть только анатомо- физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития(5, 43).

Способности существуют только в движении, только в развитии, В психологическом плане нельзя говорить о способностях, как существующих до начала своего развития, так же нельзя говорить о способности, достигшей полного развития(5, 43).

Очень важно при оценке прфпригодности понимать, что слабость какой- нибудь одной способности вовсе не исключает успешность выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью- недостающая способность может быть компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека(5, 44).

( Например, по проведенным исследованиям, в аварии чаще попадают шофера с быстрой реакцией, за счет того что шофера с замедленной реакцией обычно компенсируют ее более тщательной подготовкой к поездке и осторожной ездой.)

В психологии выделяют два вида способностей: общие и специальные. Первые важны в очень многих и разных видах деятельности, например, это такие качества как широта ума, его дисциплина, развитый самоконтроль, инициативность, активность. Специальные же способности являются условием успешного осуществления отдельных видов деятельности, таких как музыкальная, математическая, художественная, педагогическая и др. (4, 320).

Навык же- это проявленная способность, отработанная до автоматизма в определенной деятельности.

Важно понимать, что у человека не может быть готовой профпригодности до того, как он практически включился в проф. подготовку и соответствующую трудовую деятельность, ведь способности и навыки формируются в деятельности, поэтому "часто ориентировка на интересы и склонности даже при отсутствии сформированных способностей к определенному виду труда является более оправданной, поскольку путем самовоспитания, тренировок можно существенно продвинуть их формирование" (4, 321). (Очень важно донести эту мысль до учащихся, так как по этому поводу много заблуждений(подробнее см.(6) ).

  1. Уровни профессиональной пригодности.

Можно выделить четыре степени профессиональной пригодности:

  1. Непригодность к данной профессии( здесь есть медицинские противопоказания, по которым человек или совсем не может работать по данной профессии, или может работать, но работа будет усугублять отклонения в состоянии здоровья).
  2. Годность- нет видимых медицинских противопоказаний. Если человек выберет эту профессию, то не исключено, что он станет хорошим работником.
  3. Соответствие- уже есть личные качества, которые указывают на возможность выбора определенной профессии. Если человек выберет эту профессию, то очень возможно, что он станет хорошим специалистом .
  4. Призвание - есть явные признаки по которым человек соответствует требованиям деятельности и по которым он заметно выделяется среди сверстников. Про такого человека можно сказать: "Именно в этой области ты будешь наиболее нужен людям." (2, 84-85)

5. "Карьерные якоря".

Развитие интересов, склонностей и способностей приводит к формированию так называемых "карьерных якорей". "Карьерный якорь" - это интерес или ценность, - от которых Вы ни за что не откажитесь, если придется делать выбор. (1)

Некоторые "карьерные якоря" трудно предсказать заранее, потому что они эволюционны и являются продуктом процесса открытия.

Выделяется пять основных "карьерных якорей":

  1. технический или функциональный. Люди, которые имеют сильный технический якорь стараются избегать решений, ведущих их к деятельности в сфере общего управления, а стараются остаться расти в выбранных технических или функциональных областях.
  2. управленческая компетентность как "карьерный якорь".
  3. созидательность и инициативность как "карьерный якорь".
  4. автономия и независимость как "карьерный якорь".
  5. безопасность - для людей с таким "якорем" важна долгосрочная надежность и стабильность работы.

6. Обобщение пройденного материала на лекции и выводы.

Необходимо указать, что хотя есть такая вещь как профессиональная пригодность, все же она не статична и не определенна раз и навсегда. Интересы могут меняться в ходе деятельности, а способности развиваться. При профессиональном выборе важно уловить тенденцию своей личности, определить "карьерные якоря", свои интересы и склонности, а так же способности на настоящий момент, но последние не для того, чтобы поставить "диагноз", а для того, чтобы понять - в какую сторону совершенствоваться. Следует определить на какой стадии профпригодности ты находишься по отношению к различным профессиям, постараться открыть свое призвание.

Наверх страницы