Занятие по теме: Основания карьеры и самоанализРассматриваемые вопросы:
Список литературы по теме :
Для нас имеет интерес, представленная в книге Десслера теория пяти"карьерных якорей" (теория Эдгара Шейна). Шейн, как автор этой теории, утверждает, что планирование карьеры - это процесс медленного развития профессиональной самоконцепции и самоопределения в терминах собственных способностей, талантов, мотивов, потребностей, отношений и ценностей. Далее Шейн полагает, что поскольку Вы узнаете себя все больше и больше, то вы сформируете некоторый определяющий пункт своей карьеры или, "карьерный якорь" - интерес или ценность, - от которых Вы ни за что не откажитесь, если придется делать выбор. Нас интересует часть работы Климова о профессиональной пригодности, где последний рассматривает степени профпригодности, ее составляющие, влияние социума и времени на профпригодность к определенным профессиям, а так же показывает, что понятие профпригодности является во многом условным, так как способности в полной мере развиваются лишь в конкретной трудовой деятельности, а так же условность этого понятия поддерживается компенсацией недостающих человеку способностей развитием других.
В книге Пряжникова наше внимание привлекли два опросника. Один - "За и против", который выявляет склонность человека к определенным сферам деятельности и является очень эффективным в смысле активизации самопознания учащихся. Второй - "Будь готов", определяет способность человека к конкретным профессиям. В данной книге нас заинтересовала глава о "Профессиональном самоопределении учащихся", написанная Е.М. Борисовой, где достаточно хорошо рассматривается в какой степени и как следует учитывать способности и склонности подростка в профессиональной консультации. В хрестоматии мы обратили внимание на статью Б. М. Теплова "Способности и одаренность". Последний является авторитетом в нашей российской психологической науке в области теории способностей. И его описание содержания понятия "способность" можно взять в концептуальный аппарат курса "Планирование карьеры". Важным в этом описании является факт, на котором настаивает Теплов, что способности не являются врожденными возможностями индивида. Тезисы лекции и комментарии.
Профпригодность - это взаимное соответствие данного человека данной области приложения его сил в данное время. (2, 78) Непригодность к профессии можно определить как "неприспособленность" профессии к человеку. Есть четыре основных слагаемых профессиональной пригодности:
( Далее идет переход к более подробному рассмотрению понятий "способности", "навыки", "интересы" и "склонности" и их соотношению с понятием "профпригодность".
Интересы- это избирательная направленность личности на определенную область познания или деятельности (4, 318). Склонности- это потребность личности в определенных видах деятельности (4, 318). Главным показателем выраженности склонности является стремление ребенка к длительному и систематическому занятию определенным видом деятельности, что может найти выражение в предпочтительном отношении к определенным школьным предметам, стремлении заниматься в кружках, секциях, посвящать свободное время любимому делу(4, 318- 319). Одни и те же склонности могут соотносится с разными профессиями, например, склонность к занятиям с техникой может найти выражение и в профессии инженера, и в педагогической деятельности по преподаванию технических дисциплин.
Способности- это индивидуально- психологические особенности личности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой- либо деятельности (5, 42). Способности нельзя понимать как врожденные возможности индивидуума, так как врожденными могут быть только анатомо- физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития(5, 43). Способности существуют только в движении, только в развитии, В психологическом плане нельзя говорить о способностях, как существующих до начала своего развития, так же нельзя говорить о способности, достигшей полного развития(5, 43). Очень важно при оценке прфпригодности понимать, что слабость какой- нибудь одной способности вовсе не исключает успешность выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью- недостающая способность может быть компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека(5, 44). ( Например, по проведенным исследованиям, в аварии чаще попадают шофера с быстрой реакцией, за счет того что шофера с замедленной реакцией обычно компенсируют ее более тщательной подготовкой к поездке и осторожной ездой.) В психологии выделяют два вида способностей: общие и специальные. Первые важны в очень многих и разных видах деятельности, например, это такие качества как широта ума, его дисциплина, развитый самоконтроль, инициативность, активность. Специальные же способности являются условием успешного осуществления отдельных видов деятельности, таких как музыкальная, математическая, художественная, педагогическая и др. (4, 320). Навык же- это проявленная способность, отработанная до автоматизма в определенной деятельности. Важно понимать, что у человека не может быть готовой профпригодности до того, как он практически включился в проф. подготовку и соответствующую трудовую деятельность, ведь способности и навыки формируются в деятельности, поэтому "часто ориентировка на интересы и склонности даже при отсутствии сформированных способностей к определенному виду труда является более оправданной, поскольку путем самовоспитания, тренировок можно существенно продвинуть их формирование" (4, 321). (Очень важно донести эту мысль до учащихся, так как по этому поводу много заблуждений(подробнее см.(6) ).
Можно выделить четыре степени профессиональной пригодности:
5. "Карьерные якоря". Развитие интересов, склонностей и способностей приводит к формированию так называемых "карьерных якорей". "Карьерный якорь" - это интерес или ценность, - от которых Вы ни за что не откажитесь, если придется делать выбор. (1) Некоторые "карьерные якоря" трудно предсказать заранее, потому что они эволюционны и являются продуктом процесса открытия. Выделяется пять основных "карьерных якорей":
6. Обобщение пройденного материала на лекции и выводы. Необходимо указать, что хотя есть такая вещь как профессиональная пригодность, все же она не статична и не определенна раз и навсегда. Интересы могут меняться в ходе деятельности, а способности развиваться. При профессиональном выборе важно уловить тенденцию своей личности, определить "карьерные якоря", свои интересы и склонности, а так же способности на настоящий момент, но последние не для того, чтобы поставить "диагноз", а для того, чтобы понять - в какую сторону совершенствоваться. Следует определить на какой стадии профпригодности ты находишься по отношению к различным профессиям, постараться открыть свое призвание. | ||