Методические рекомендации. (10 класс)Занятие N 1Введение в предметЦели:
Средства: листы бумаги, цветные ручки или карандаши. Ход занятия:
Цель: а) актуализировать значение навыка долгосрочного планирования деятельности; б) сделать наглядным для учащихся их собственный навык долгосрочного планирования. Материал: листы бумаги, ручки или карандаши двух цветов. Инструкция учащимся: "На листе бумаги нарисуйте гору, на которую Вы собираетесь подняться и себя в той точке пути, где, по вашему мнению, Вы находитесь". Примечание: учащиеся рисуют 10-15 минут рисунок простым карандашом. Анализ рисунков организуется как коллективное обсуждение, в ходе которого преподаватель выносит на доску, а учащиеся дублируют в тетради основные моменты анализа картины под тематическими рубриками "Я", "гора", "Дополнительные детали". По окончании обсуждения учащимся предлагается взять ручку или карандаш другого цвета и дорисовать недостающие с их точки зрения элементы картины. Комментарий: Во время анализа многие учащиеся обнаруживают неподготовленность своего художественного образа к предпринятой деятельности, что сначала воспринимается ими легко, но по мере углубления анализа, настораживает, вызывает некоторую тревогу, снижая у части детей мотивацию к дальнейшей работе. Возможность возвращения к рисунку и его коррекции создает условия для сохранения позитивного и оптимистичного отношения к образу профессионального будущего, визуализированного в рисунке. Анализ необходимо проводить на достаточно высоком уровне динамики для сохранения интереса к последующим этапам анализа. В обсуждение символического значения тех или иных элементов целесообразно включать опору на опыт социальной и профессиональной активности учащихся. Методика не является строго диагностической и направлена на активизацию процессов личностного и профессионального самоопределения. Примерный ход обсуждения и анализа рисунков: Вопросы педагога:
Учащиеся в процессе обсуждения приходят к выводу о сходстве данного процесса с профессиональной деятельностью, построением профессиональной карьеры, достижением важных жизненных целей. Педагог приглашает учащихся внимательно рассмотреть свои рисунки с целью диагностики подготовленности (информационной и технической) к походу в горы и принятию решения о профессиональном выборе. Анализ горы:
Вопрос для дальнейшего обсуждения: что нужно было узнать о горе до похода?
Вопрос для дальнейшего обсуждения: что нужно было узнать о себе до похода?
Примечание: можно дополнить список анализируемых элементов картины в зависимости от активности учащихся и степени детализации их рисунков. Возможно также и сокращение элементов анализа за счет типологизации деталей в смысловые блоки. Далее анализируется автопортрет учащихся:
Примечание: результатом проведения данной методики должно стать:
2. Обсуждение возможностей построения индивидуальных образовательных траекторий в рамках данного курса. 1). Требования к промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
Промежуточная аттестация: 1). Участие в играх "Аукцион", "Моя карьера", "Звездный час". 2). Написание контрольной работы. 3). Написание и защита проекта или написание и защита реферата по выбранной профессии. Учащиеся выбирают объем нагрузки, исходя из индивидуальных образовательных потребностей и интересов. Цели курса:
3.Личностное самоопределение в целях образовательной деятельности по курсу "Планирование карьеры". Используется методика Д. Холла "Не продавайте мне..." (См. книгу Д. Холл Стань первым! Как повысить свои способности в несколько раз. - М., 19996) Для лучшего понимания учащимися задания зачитывается пример "Не продавайте мне напиток!" Учащиеся на листке пишут 10 раз: "Не продавайте мне курс "Планирование карьеры, а продайте мне...". 4. На чистых листах учащиеся пишут сочинение "Я и моя профессия" в свободной форме, удерживая необходимость ответить на вопросы:
Сочинение и ответы на методику "Не продавайте мне" являются диагностикой результата работы на занятии, а также отражают уровень готовности учащегося к профессиональному и личностному самоопределению. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||