Начальная страница  |   Структура курса   |   Практикум

Введение

 

Проблема формирования личности, готовой к успешной самореализации в мире труда решается в отечественной педагогической практике средствами профессиональной ориентации. Ведущей целью системы профессиональной ориентации в рамках общеобразовательной школы является сегодня формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. Таким образом, профессиональная ориентация в школе решает в первую очередь задачи формирования личности определенной социально значимой ориентации, для обеспечения кадровых потребностей общества и эффективного регулирования рынка труда.

Размытость социально-экономические перспектив развития общества выдвигает на первый план вопрос подготовки не профессионалов узкого профиля, а мобильных, готовых к быстрой смене области профессиональной деятельности личностей, создающих при необходимости свою собственную профессиональную нишу, свое рабочее место. Для формирования таких качеств необходимо ввести процесс профессионального самоопределения в более широкий контекст личностной идентификации человека, включающей в себя помимо профессиональной и другие области самореализации человека (семейной, политической, религиозной и т.д.). В этой связи перспективным оказывается процесс планирования карьеры, позволяющий ввести профессиональное самоопределение человека в контекст всей его жизнедеятельности, т.е. сделать профессиональный выбор одним из факторов личностной самореализации на основе жизненной стратегии человека.

В отличие от узко профессиональных понятий "работа" и "профессия" понятие "карьера" рассматривается в контексте человеческой жизни как "общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни (семейной, трудовой, досуговой)" .Такой подход позволяет расширить рамки выбора жизненной траектории с учетом приоритетных позиций личностного самоопределения, к которым относятся следующие: кем быть; где и как жить; где и с кем работать; какой стиль жизни избрать; как реализовывать разнообразные потребности личности.

Принципиально важным в процессе планирования карьеры является формирование у учащихся не только адекватных представлений об избранной профессиональной деятельности и собственной готовности к ней, но и развитие потребности и умений включать свой труд в контекст индивидуальных целей и ценностей, определяющих специфику встраивания личности в систему межличностных отношений.

В дидактическом аспекте мы рассматриваем планирование карьеры как "процесс медленного развития профессиональной самоконцепции и самоопределения в терминах собственных, способностей, талантов, мотивов, потребностей, отношений, ценностей".

Формирование профессиональной самоконцепции у ученика целесообразно организовать как процесс последовательного включение учащегося в познавательную (репродуктивную по характеру), исследовательскую и проектно- практическую деятельность по построению личного плана карьеры. Данную задачу и решает курс "Планирования карьеры".

Методические рекомендации к учебному курсу "Планирование карьеры" затрагивают вопросы выбора оптимальных форм и методов организации познавательной деятельности учащихся в рамках активного освоения предложенного содержания образования. Структура методических рекомендаций по темам учебной программы:

1.Тема.

2. Цели (сформулированные в виде результата учебной деятельности ученика).

3. Вопросы занятия.

4. Примерный ход занятия.

5. Формы контроля результатов учебной деятельности.

Методические рекомендации содержат задания для размышления, вопросы для группового обсуждения и анализа.

Наверх страницы