Комплексная
педагогическая диагностика
Предлагаем тебе ответить на вопросы, которые помогут тебе
лучше узнать себя, свои профессиональные и личностные планы и
предпочтения, а также наметить темы, над которыми необходимо будет
особенно тщательно поработать на занятиях по курсу "Планирование карьеры".
Кроме того, анализ ваших ответов
поможет преподавателю построить работу с учетом особенностей вашей группы, а также выявить вопросы для
углубленного рассмотрения.
Опросник1. (Автор Н.С.Пряжников)
ИНСТРУКЦИЯ: Отвечайте
на вопросы одним-двумя предложениями. По возможности ответы обосновывайте.
Желательно отвечать откровенно, иначе диагностика будет недостоверной.
ВОПРОСЫ:
- Зачем учиться после школы, ведь можно и так прекрасно
устроиться?
Хорошо ли Вы знаете мир профессий? Напишите за 1
минуту профессии, которые:
а) для Вас неприемлемы;
б) для Вас могут стать предпочтительными;
в) Вы знаете, но не представляете их содержания;
г) (в конце учебного года) Вы узнали за год обучения в
ЦПК, ранее неизвестные для Вас.
- Ради чего Вы собираетесь прожить свою жизнь (в чем Вы
видите ее смысл)?
- Кем Вы мечтаете стать по профессии через 10-20
лет?
- Как согласуется Ваша профессиональная мечта с другими
личными (семейными) планами?
- Выделите основные 5-7 этапов на пути к Вашей
профессиональной мечте (что собираетесь делать после школы и т.д.).
- Напишите выбираемую профессию (или ту, которая Вас
хоть как-то интересует ) и соответствующее учебное заведение, где Вы
собираетесь приобрести эту профессию.
- Отдельно для профессии и для учебного заведения
напишите по три самых неприятных момента, связанных с работой по данной
профессии и с учебой в соответствующем заведении.
- Какие Ваши собственные
недостатки могут помешать Вам на пути к профессиональной цели? Если можно,
напишите что-то, кроме лени, ведь многие, например, невнимательны,
стеснительны, имеют проблемы со здоровьем и т.д.
- Как Вы собираетесь
работать над собой и готовиться к профессии?
- Кто и что могут помешать Вам в реализации Ваших
профессиональных планов (какие люди и обстоятельства)?
- Как Вы собираетесь
преодолевать эти внешние препятствия?
- Есть ли у Вас резервные
варианты выбора на случай неудачи по основному варианту?
- Что Вы уже сейчас делаете для подготовки к избранной профессии и для
поступления в соответствующее учебное заведение? Напишите, что Вы
делаете, кроме хорошей учебы в школе?
После ответов на вопросы оцените качество каждого из
написанных ответов по условной 5-бальной шкале.
1 балл - прочерк вместо ответа;
2 балла - явно ошибочный ответ или честное признание в
отсутствие ответа;
3 балла - ответ очень общий или очень краткий, без
объяснений своей позиции;
4 балла -конкретный ответ с попыткой обоснования;
5 баллов -ответ полный, аргументированный,
непротиворечивый.
Опросник 2(УПМ)
Отвечайте на предлагаемые вопросы "да" или "нет".
- Вы учитесь потому, что Вам интересно это делать?
- Вы стремитесь применять полученную на уроках информацию?
- Когда Вы что-то не понимаете, Вы задаете вопросы?
- Вы считаете, что на данном этапе самое важное для Вас - накопление
знаний?
- Вы расширяете свои знания чтением дополнительной литературы?
- Вы любите решать сложные задачи, над которыми нужно "поломать
голову"?
- Вы читаете статьи в научно-популярных журналах?
- Вам нравятся вопросы "на смекалку"?
- Вы стремитесь делать все возможное для преодоления затруднений в
учебе?
- Вам интересно побеседовать с учителем после урока?
- Вам нравится самим находить ответы на разные вопросы?
- Когда Вы отвечаете на уроках, Вы стремитесь использовать знания из
других предметов?
- Вам нравится разъяснять ребятам (друзьям) сложные вопросы?
- Вы в состоянии бросить все остальное, когда ищите ответ на какой-то
вопрос?
- Всегда ли полученная Вами оценка соответствует уровню Ваших
знаний?
- Когда задание затрудняет Вас, Вы пробуете разные способы, чтобы
добиться успеха?
- Вам хочется сделать больше, чем задает учитель?
- Вы часто подвергаете разные высказывания критике?
- Ваша цель жизни - получить "классное" образование?
- При ответе на уроке Вы высказываете собственное мнение?
- Вы любите обсуждать научные проблемы?
- При выполнении заданий Вы не успокаиваетесь, пока не достигнете
конечного результата?
- Когда знаете ответ на данный вопрос, а товарищ испытывает сложности,
Вы хотите ему помочь?
- Вы занимаетесь самообразованием?
- Вам удается отыскивать любопытные вещи, над которыми Вы
размышляете?
- Вы верите, что хорошие знания обеспечат Вам успех в будущем?
- Вы стремитесь быть в учебе впереди всех?
- Вы пользуетесь энциклопедиями, справочниками?
- Вы готовитесь к урокам, чтобы не получить "двойку"?
- Вам приносит удовлетворение узнавание нового?
- Вы считаете, что в книгах можно найти ответ на любой вопрос?
- Вы предпочитаете узнать решение выполняемого задания заранее?
Посчитайте сумму положительных ответов.
15-25 баллов - средний уровень учебно-познавательной
мотивации;
ниже 15 баллов - низкий уровень мотивации;
выше 25 баллов - высокий уровень мотивации.
Опросник 3.(ЦО)
Ниже представлен ряд суждений о профессиях. Выберите из
них наиболее соответствующие вашим взглядам (не более двух) и укажите их
номер.
Для меня самая предпочтительная профессия, которая
позволяет:
- в наибольшей степени реализовать свои физические возможности,
проявлять силу, ловкость, волевые качества;
- достичь высокого общественного положения, известности, славы,
получить признание окружающих;
- работать в хороших условиях - в таких, чтобы работа не была
утомительной, не вызывала отрицательных эмоций;
- получать высокий заработок, обеспечивающий хорошие материальные
условия;
- проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои
интеллектуальные способности;
- сохранить достаточно энергии и времени для разнообразного досуга,
увлечений, общения с друзьями и близкими.
Данный список ценностей соответствует классификации по
критерию отношения ценности к сфере профессиональной деятельности:
ценности, которые могут быть реализованы непосредственно
в профессиональной деятельности (1 и 5);
ценности, которые реализуются за счет профессиональной
деятельности (2 и 4);
ценности, которые могут быть реализованы вне
профессиональной деятельности (3 И 6).
Определение типа ценностных ориентаций.
Непротиворечивый
профессиональный: характеризует человека с четкой профессиональной
доминантой. Он соответствует следующим сочетаниям вариантов выбора - 1и2,
1и4, 1и5, 1и6, 2и4, 2и5, 5и4, либо выбору только одной ценности -
1,2,4,5.
Противоречивый:
характеризует человека, у которого доминируют и профессиональные,
и противоречащие им непрофессиональные ориентиры. Этому типу соответствуют
следующие сочетания вариантов выбора - 1и3, 2и3, 2и6, 3и4, 3и5, 4и6,
5и6.
Непротиворечивый
внепрофессиональный: характеризует человека, ориентированного в
основном на деятельность, не связанную с профессией. Этому типу
соответствуют следующие варианты выбора - 3, 6 либо их сочетание.
Опросник 4.(ГЗС,ГМС)
Ответь на предлагаемые вопросы "да" или "нет".
- У меня есть желание больше узнать о себе.
- Я считаю, что нет необходимости в чем-то меняться.
- Я уверен в своих силах.
- Я уверен, что все задуманное мною осуществится.
- У меня нет желания знать свои плюсы и минусы.
- В моих планах я чаще надеюсь на удачу, чем на себя.
- Я хочу лучше и эффективнее работать.
- Я умею заставить себя и изменить себя, когда нужно.
- Мои неудачи во многом связаны с неумением это делать.
- Я интересуюсь мнением других о моих качествах и возможностях.
- Мне трудно добиться задуманного и воспитывать себя.
- В любом деле я не боюсь неудач и ошибок.
- Мои умения и качества соответствуют требованиям выбранной мною
профессии.
- Обстоятельства сильнее меня, если даже я очень хочу что-то
сделать.
Ключ:
ГЗС (готовность знать себя): 1+, 2+, 5-, 7+,
9+,10+,13-;
ГМС (готовность совершенствоваться): 3+,4+,6-, 8+, 11 -,
12+, 14-.
Отложите свои показатели по осям ГМС, ГЗС. По двум
координатам отметьте точку на графике, которая может попасть в один из
квадратов.
А - могу совершенствоваться, но не хочу себя знать
Б - хочу себя знать и могу измениться
В - не хочу знать себя и не хочу изменяться
Г - хочу знать себя, но не хочу себя
изменить.
|