Начальная страница  |   Структура курса   |   Практикум   |   Список литературы   |  
назад содержание вперед

Комплексная педагогическая диагностика

Предлагаем тебе ответить на вопросы, которые помогут тебе лучше узнать себя, свои профессиональные и личностные планы и предпочтения, а также наметить темы, над которыми необходимо будет особенно тщательно поработать на занятиях по курсу "Планирование карьеры". Кроме того, анализ ваших ответов поможет преподавателю построить работу с учетом особенностей вашей группы, а также выявить вопросы для углубленного рассмотрения.

Опросник1. (Автор Н.С.Пряжников)

ИНСТРУКЦИЯ: Отвечайте на вопросы одним-двумя предложениями. По возможности ответы обосновывайте. Желательно отвечать откровенно, иначе диагностика будет недостоверной.

ВОПРОСЫ:

  1. Зачем учиться после школы, ведь можно и так прекрасно устроиться?
  2. Хорошо ли Вы знаете мир профессий? Напишите за 1 минуту профессии, которые:

    а) для Вас неприемлемы;

    б) для Вас могут стать предпочтительными;

    в) Вы знаете, но не представляете их содержания;

    г) (в конце учебного года) Вы узнали за год обучения в ЦПК, ранее неизвестные для Вас.

  3. Ради чего Вы собираетесь прожить свою жизнь (в чем Вы видите ее смысл)?
  4. Кем Вы мечтаете стать по профессии через 10-20 лет?
  5. Как согласуется Ваша профессиональная мечта с другими личными (семейными) планами?
  6. Выделите основные 5-7 этапов на пути к Вашей профессиональной мечте (что собираетесь делать после школы и т.д.).
  7. Напишите выбираемую профессию (или ту, которая Вас хоть как-то интересует ) и соответствующее учебное заведение, где Вы собираетесь приобрести эту профессию.
  8. Отдельно для профессии и для учебного заведения напишите по три самых неприятных момента, связанных с работой по данной профессии и с учебой в соответствующем заведении.
  9. Какие Ваши собственные недостатки могут помешать Вам на пути к профессиональной цели? Если можно, напишите что-то, кроме лени, ведь многие, например, невнимательны, стеснительны, имеют проблемы со здоровьем и т.д.
  10. Как Вы собираетесь работать над собой и готовиться к профессии?
  11. Кто и что могут помешать Вам в реализации Ваших профессиональных планов (какие люди и обстоятельства)?
  12. Как Вы собираетесь преодолевать эти внешние препятствия?
  13. Есть ли у Вас резервные варианты выбора на случай неудачи по основному варианту?
  14. Что Вы уже сейчас делаете для подготовки к избранной профессии и для поступления в соответствующее учебное заведение? Напишите, что Вы делаете, кроме хорошей учебы в школе?

После ответов на вопросы оцените качество каждого из написанных ответов по условной 5-бальной шкале.

1 балл - прочерк вместо ответа;

2 балла - явно ошибочный ответ или честное признание в отсутствие ответа;

3 балла - ответ очень общий или очень краткий, без объяснений своей позиции;

4 балла -конкретный ответ с попыткой обоснования;

5 баллов -ответ полный, аргументированный, непротиворечивый.

Опросник 2(УПМ)

Отвечайте на предлагаемые вопросы "да" или "нет".

  1. Вы учитесь потому, что Вам интересно это делать?
  2. Вы стремитесь применять полученную на уроках информацию?
  3. Когда Вы что-то не понимаете, Вы задаете вопросы?
  4. Вы считаете, что на данном этапе самое важное для Вас - накопление знаний?
  5. Вы расширяете свои знания чтением дополнительной литературы?
  6. Вы любите решать сложные задачи, над которыми нужно "поломать голову"?
  7. Вы читаете статьи в научно-популярных журналах?
  8. Вам нравятся вопросы "на смекалку"?
  9. Вы стремитесь делать все возможное для преодоления затруднений в учебе?
  10. Вам интересно побеседовать с учителем после урока?
  11. Вам нравится самим находить ответы на разные вопросы?
  12. Когда Вы отвечаете на уроках, Вы стремитесь использовать знания из других предметов?
  13. Вам нравится разъяснять ребятам (друзьям) сложные вопросы?
  14. Вы в состоянии бросить все остальное, когда ищите ответ на какой-то вопрос?
  15. Всегда ли полученная Вами оценка соответствует уровню Ваших знаний?
  16. Когда задание затрудняет Вас, Вы пробуете разные способы, чтобы добиться успеха?
  17. Вам хочется сделать больше, чем задает учитель?
  18. Вы часто подвергаете разные высказывания критике?
  19. Ваша цель жизни - получить "классное" образование?
  20. При ответе на уроке Вы высказываете собственное мнение?
  21. Вы любите обсуждать научные проблемы?
  22. При выполнении заданий Вы не успокаиваетесь, пока не достигнете конечного результата?
  23. Когда знаете ответ на данный вопрос, а товарищ испытывает сложности, Вы хотите ему помочь?
  24. Вы занимаетесь самообразованием?
  25. Вам удается отыскивать любопытные вещи, над которыми Вы размышляете?
  26. Вы верите, что хорошие знания обеспечат Вам успех в будущем?
  27. Вы стремитесь быть в учебе впереди всех?
  28. Вы пользуетесь энциклопедиями, справочниками?
  29. Вы готовитесь к урокам, чтобы не получить "двойку"?
  30. Вам приносит удовлетворение узнавание нового?
  31. Вы считаете, что в книгах можно найти ответ на любой вопрос?
  32. Вы предпочитаете узнать решение выполняемого задания заранее?

Посчитайте сумму положительных ответов.

15-25 баллов - средний уровень учебно-познавательной мотивации;

ниже 15 баллов - низкий уровень мотивации;

выше 25 баллов - высокий уровень мотивации.

Опросник 3.(ЦО)

Ниже представлен ряд суждений о профессиях. Выберите из них наиболее соответствующие вашим взглядам (не более двух) и укажите их номер.

Для меня самая предпочтительная профессия, которая позволяет:

    1. в наибольшей степени реализовать свои физические возможности, проявлять силу, ловкость, волевые качества;
    2. достичь высокого общественного положения, известности, славы, получить признание окружающих;
    3. работать в хороших условиях - в таких, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций;
    4. получать высокий заработок, обеспечивающий хорошие материальные условия;
    5. проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои интеллектуальные способности;
    6. сохранить достаточно энергии и времени для разнообразного досуга, увлечений, общения с друзьями и близкими.

Данный список ценностей соответствует классификации по критерию отношения ценности к сфере профессиональной деятельности:

ценности, которые могут быть реализованы непосредственно в профессиональной деятельности (1 и 5);

ценности, которые реализуются за счет профессиональной деятельности (2 и 4);

ценности, которые могут быть реализованы вне профессиональной деятельности (3 И 6).

Определение типа ценностных ориентаций.

Непротиворечивый профессиональный: характеризует человека с четкой профессиональной доминантой. Он соответствует следующим сочетаниям вариантов выбора - 1и2, 1и4, 1и5, 1и6, 2и4, 2и5, 5и4, либо выбору только одной ценности - 1,2,4,5.

Противоречивый: характеризует человека, у которого доминируют и профессиональные, и противоречащие им непрофессиональные ориентиры. Этому типу соответствуют следующие сочетания вариантов выбора - 1и3, 2и3, 2и6, 3и4, 3и5, 4и6, 5и6.

Непротиворечивый внепрофессиональный: характеризует человека, ориентированного в основном на деятельность, не связанную с профессией. Этому типу соответствуют следующие варианты выбора - 3, 6 либо их сочетание.

 

Опросник 4.(ГЗС,ГМС)

Ответь на предлагаемые вопросы "да" или "нет".

  1. У меня есть желание больше узнать о себе.
  2. Я считаю, что нет необходимости в чем-то меняться.
  3. Я уверен в своих силах.
  4. Я уверен, что все задуманное мною осуществится.
  5. У меня нет желания знать свои плюсы и минусы.
  6. В моих планах я чаще надеюсь на удачу, чем на себя.
  7. Я хочу лучше и эффективнее работать.
  8. Я умею заставить себя и изменить себя, когда нужно.
  9. Мои неудачи во многом связаны с неумением это делать.
  10. Я интересуюсь мнением других о моих качествах и возможностях.
  11. Мне трудно добиться задуманного и воспитывать себя.
  12. В любом деле я не боюсь неудач и ошибок.
  13. Мои умения и качества соответствуют требованиям выбранной мною профессии.
  14. Обстоятельства сильнее меня, если даже я очень хочу что-то сделать.

Ключ:

ГЗС (готовность знать себя): 1+, 2+, 5-, 7+, 9+,10+,13-;

ГМС (готовность совершенствоваться): 3+,4+,6-, 8+, 11 -, 12+, 14-.

Отложите свои показатели по осям ГМС, ГЗС. По двум координатам отметьте точку на графике, которая может попасть в один из квадратов.

А - могу совершенствоваться, но не хочу себя знать

Б - хочу себя знать и могу измениться

В - не хочу знать себя и не хочу изменяться

Г - хочу знать себя, но не хочу себя изменить.

Наверх страницы