Начальная страница  |   Структура курса   |   Практикум

Программа теоретических занятий (11 класс)

 

1. Стратегия жизни человека. Личное и профессиональное планирование жизни. - 2ч.

Введение понятий "жизненная стратегия" и " жизненные сценарии" как системообразующих элементов структуры деятельностной активности личности по планированию и реализации плана карьеры. Жизненная стратегия анализируется ( описывается) как субъективное видение личностью своих целей жизни и этапов их достижения, а также способов разрешения противоречий жизни и создания жизненных ценностей ( см. К.А. Абульханова - Славская Стратегия жизни).

Сценарий жизни как задаваемый ближайшим социальным окружением образ деятельности, проявляемый в базовых установках человека( см. Э. Берн Игры, в которые играют люди...). Типология смыслов жизни В. Франкла.

Практическая работа:

  1. Определение собственной стратегии жизни.
  2. Анализ практического опыта личности с целью определения преимущественных установок личности( определение наиболее устойчивых форм сценарного поведения через анализ личностно значимых событий прошлого).
  3. Соотношение жизненного сценария и жизненной стратегии для определения степени их противоречивости.
  4. Анализ личностно значимых смыслов жизни.

 

2. Понятие успеха и факторы, определяющие успешность деятельности личности. - 2 ч.

Успех как субъективная оценка личностью результатов собственной деятельности. Внешние ( изменение социального статуса, изменение стиля жизни, повышение престижа, повышение в должности и т.д.) и внутренние( осознание значимости достигнутых результатов, ощущение личностного и профессионального роста, внутренняя удовлетворенность жизнью) факторы успеха. Значимость внешних и внутренних проявлений успеха для разных людей ( анализ кристалла успеха Б. Трейси). Личностные характеристики успешного в определенной профессиональной сфере человека.

Практическая работа:

  1. Анализ личностно значимых внешних и внутренних факторов успешности.
  2. Составление портрета " Я-успешный", определение шагов к достижению личной и профессиональной успешности.
  3. Соотнесение личных представлений о профессиональной успешности с портретом успешного профессионала.

 

3. Самоменеджмент как условие личного и профессионального успеха.-2 ч.

Составляющие профессионального успеха: личностные свойства ( целеустремленность, настойчивость, активность, самостоятельность, мобильность), профессиональные знания и опыт; широкая сеть контактов; уверенность в собственных силах.

Условия сочетания личного и профессионального успеха: наличие четких целей, умелое использование ресурсов ( энергетических, временных).

Самоменеджмент как эффективный способ организации жизнедеятельности. Западная и Восточная традиции самоорганизации.

Функции самоменеджмента . Возможности самосовершенствования средствами самоменеджмента. Понятие инвентаризации временных затрат.

Практическая работа:

  1. Анализ временного капитала личности.
  2. Определение основных " ловушек времени".
  3. Анализ принципов сохранения времени.
  4. Составление личных правил организации и использования личного временного потенциала.

Развитие:

  • Формирование аналитического и бережливого отношения к собственному временному потенциалу.
  • Развитие навыков эффективной самоорганизации при уменьшении затрат времени за счет уменьшения "ловушек времени".

 

4. Проблемы целеполагания. - 2 ч.

Введение понятия "цель" и анализ проблемы постановки целей. Понятие краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей. Значение постановки цели для достижения личной успешности. Требования к формулировке целей( принципы постановки целей: ясность, четкость, заинтересованность в достижении, наличие временных пределов, возможность пошагового достижения).Технология целеполагания ( нахождение целей жизни, ситуационыый анализ, формулировка целей и установление временных границ).

Практическая работа:

  1. Анализ личных и профессиональных жизненных целей.
  2. Ситуационный анализ ( составление "кривой удач и неудач", анализ сильных и слабых сторон личности: знания и опыт, социальные и коммуникативные качества, личностные способности, интеллектуальные способности и рабочие приемы; анализ необходимых и наличествующих средств для достижения целей ( личные, профессиональные, финансовые и временные ресурсы).
  3. Распределение целей по шагам достижения и определение временных затрат, определение сроков и форм контроля.

 

5.Основные принципы планирования времени. - 2 ч.

Планирование как составная часть задач и правил самоменеджмента. Принципы и правила планирования времени. Правила составления плана на год, квартал, месяц, неделю, день с использованием графика активности. Понятие дневника времени, его структура и значение.

Практическая работа:

  1. Определение личностной значимости планирования времени ( анализ преимуществ планирования в личном самоменеджменте).
  2. Анализ принципов планирования времени, отбор наиболее значимых для личного самоменеджмента.
  3. Работа по созданию дневника времени.

 

 

6.Система АБВ - планирования, принцип Парето, самоменеджмент на основе биоритмов.

Определение основных способов составления плана дня: режим дня, метод "Альпы", рамочный план дня, их структура и преимущества. Принципы и правила расстановки приоритетности дел ( принцип Парето, АБВ -анализ, принцип Эйзехауэра).

Практическая работа:

  1. Определение наиболее эффективных способов составления плана дня.
  2. Анализ принципов расстановки приоритетов.
  3. Формирование личностно значимых способов ежедневного самоменеджмента.

 

7.Индивидуальный стиль учебной деятельности. -2 ч.

Представление об основных понятиях, определяющих индивидуальный стиль учебной деятельности ( память, внимание, мышление, восприятие, интеллект, темперамент, способности, самосознание). Основные составляющие портрета индивидуальности, определение понятия индивидуальности. Формирование представления о типологиях индивидуальных стилей деятельности( типологии познавательных процессов: памяти и внимания, типологии поведения и деятельности).

Практическая работа:

  1. Определение индивидуальных особенностей психических процессов (памяти, внимания, мышления).
  2. Задания на использование свои индивидуальные особенности в учебной работе, на знакомство со способами концентрации внимания, приемами эффективного запоминания.
  3. Определение личностного типа деятельности.

 

8.Самомаркетинг на рынке труда. - 2 ч.

Введение понятий самомаркетинг, речевой этикет, "язык" мимики и жестов. Самомаркетинг как организация рекламы самого себя на рынке труда. Значение самомаркетинга для успешного трудоустройства. Роль языка мимики и жестов в общении с потенциальным работодателем. Правила речевого поведения при устройстве на работу. Принципы подготовки к интервью. Тесты при отборе кандидатов.

Практическая работа:

  1. Определение индивидуальных особенностей языка мимик и жестов, их соответствия нормам грамотного невербального поведения.
  2. Тренировка правильности, четкости и выразительности речи.
  3. Игровое моделирование собеседования с работодателем.

 

9.Принципы организации поиска работы. - 2 ч.

Знакомство с основными информационными источниками о работе. Анализ способов формирования сети контактов для успешного поиска работы. Правила работы с рекламными объявлениями. Преимущества временной работы. Поиск работы в киберпространстве.

Практическая работа:

  1. Работа с диаграммой поиска работы для начинающих свою деятельность.
  2. Анализ рынка рабочей силы.
  3. Анализ результатов обследования эффективности различных методов поиска работы.
  4. Написание объявления о поиске работы.
  5. Создание личной сети контактов для эффективного поиска работы.

 

10.Профессиональное резюме. - 4 ч.

Введение понятия "профессиональное резюме". Наиболее распространенные типы профессионального резюме(хронологическое, функциональное, комбинированное), их структура. Основные принципы составления профессионального резюме. Сопроводительное письмо и правила его составления.

Практическая работа:

  1. Анализ преимуществ трудоустройства по профессиональному резюме.
  2. Анализ часто встречающихся ошибок при написании профессионального резюме.
  3. Составление личного профессионального резюме.
  4. Определение основных ошибок в первом варианте профессионального резюме и их устранение.
  5. Составление сопроводительного письма.
  6. Компьютерный набор профессионального резюме и сопроводительного письма.

 

11.Защита планов карьеры. - 2 ч.

План карьеры дополняется с учетом новой информации об особенностях индивидуального стиля учебной деятельности, наиболее эффективных способов личной самоорганизации и самомаркетинга, индивидуальной сети контактов по поиску работы.

Наверх страницы