Программа теоретических занятий( 10 класс)
1. Вводное занятие. - 2 ч.Цели, задачи и логическая структура курса "Планирование карьеры".Факторы, структура и условия профессионального самоопределения. Общие вопросы стратегии и тактики процесса личностного и профессионального самоопределения. Мотивация учащихся на процесс осмысления и планирования собственной профессиональной карьеры. Виды и формы учебной деятельности: 1.Практическая работа по выполнению проективной методики "Поход в горы". 2.Мини - сочинение "Я и моя профессия/карьера/работа". (Учащийся выбирает формулировку темы в соответствии с тем, в каких категориях профессиональной деятельности он сегодня себя осознает и описывает. 2. Комплексная диагностика познавательной, потребностно-мотивационной и профессиональной сферы, уровня сформированности индивидуально-типологических личностных качеств учащегося. - 3 ч.
Задачи диагностики:
Предмет диагностики:
Диагностический комплекс:
Учебно-познавательная мотивация поддается изменениям, она устойчиво определяет результаты индивидуального подхода, в частности, при организации научно-исследовательской работы учащихся. Учебно-познавательная мотивация диагностируется посредством учебной активности. О наличии учебной активности свидетельствуют следующие показатели: готовность отвечать, желание задавать вопросы, желание добывать знания самостоятельным путем, преодоление препятствий в изучении проблемы, стремление искать и исправлять ошибки, стремление к самостоятельности и критичности рассуждений, готовность поделиться знаниями. 2. Опросник "Уровень притязаний". Диагностика уровня притязаний осуществляется через анализ степени проявления уровня притязаний у конкретного учащегося (высокий, средний, низкий) и через оценку объективности уровня притязаний- адекватность или неадекватность интеллектуальному развитию. Уровень притязаний ученика диагностируется через следующие показатели: реакция ученика при успехах и неудачах - уменьшение или повышение стремления работать; в чем ученик видит причины неудач - в своих возможностях или обстоятельствах; принятие или отказ от помощи при затруднениях; тенденция рисковать, чтобы добиться успеха; старание ставить перед собой труднодоступные цели.
Тип ценностных ориентаций диагностируется по критерию отношения ценности к сфере профессиональной деятельности. Он может быть противоречивым или непротиворечивым в зависимости от выбираемых ценностей, которые могут быть реализованы непосредственно в профессиональной деятельности, за счет профессиональной деятельности или вне профессиональной деятельности.
Готовность к саморазвитию диагностируется по двум критериям: 1). Готовность знать себя; 2). Готовность менять себя. Разная степень праявленности данных качеств дает четыре степени готовности к саморазвитию: 1. могу совершенствоваться, он не хочу себя знать. 2. хочу знать себя и могу измениться. 3. не хочу знать себя и не хочу меняться.
Дает картину обобщенной и целостной оценки (самооценки) перспектив профессионального и личностного саморазвития по следующим критериям:
Основные цели диагностики:
выявить учащихся групп риска психосоциальной дезадаптации с последующей
Задачи диагностики:
Предмет диагностики:
Диагностический комплекс:
Набор тестов подобран таким образом, что избранные методы адресованы к определённому уровню изучения личности. Так, МЦВ выявляет в основном неосознаваемые аспекты переживания, "бессознательные", не подвластные осознанному контролю уровни личности. СМИЛ занимает промежуточное место между МЦВ и ДМО, так как эта методика является полупроективной. На основании как бы субъективных реакций обследуемого она косвенно, исподволь выявляет более глубинные, чем простая самооценка, психологические характеристики, позволяющие судить о типе реагирования, стиле межличностного поведения, социальной направленности, настроении, самочувствии и уровне общей активности обследуемого. ДМО адресуется к осознанной самооценке обследуемым собственного стиля взаимодействия с ближайшим социальным окружением, позволяя также определить степень рассогласования между актуальным и идеальным "Я" обследуемого. Данный перечень методик позволяет осуществить системный подход, в котором психодиагностическое исследование охватывает различные уровни проявления индивидуально-личностных свойств: эмоционально-динамический; характерологический (переживания, стиль мышления, мотивационная направленность); социально-личностный. Указанные три уровня можно обозначить как бессознательный, субъективно переживаемый и декларативный.
3. Тренинг знакомства и общения. - 4 ч.Цели:
Более глубокое знакомство учащихся между собой организуется за счет:
Формирование мотивации совместной деятельности происходит при:
Стимулирование интереса к процессам самопознания и саморазвития организуется с помощью:
Создание положительного настроя на последующие занятия осуществляется за счет всех выше перечисленных условий организации совместной деятельности.
4. Карьера и карьерная стратегия. - 2 ч.Широкое и узкое понимание карьеры. Движение вперед, развитие, достижение намеченного как сущностные составляющие понятия "карьера". Внутренние и внешние цели карьеры. Карьерная стратегия и типологии карьерных стратегий. Профессиональная и должностная карьера . Возможности, "плюсы" и "минусы" карьерных моделей: трамплина, лестницы, змеи, перепутья . Анализ конуса карьеры. Принципы карьерной стратегии: принцип непрерывности, принцип осмысленности, принцип соразмерности, принцип маневренности, принцип экономичности, принцип заметности. Практическая работа. Составление Декларации жизненных целей. Анализ собственных личных и профессиональных целей. Перевод внешних целей во внутренние.
5. Реализация карьерных стратегий в условиях рыночной экономики. - 2 ч.Карьерная стратегия в социально стабильных и нестабильных обществах. Гибкость карьерной стратегии как важнейший фактор ее жизнеспособности. Линейное и нелинейное развитие карьерной стратегии. Практическая работа :
6. Планирование карьеры. - 2 ч.Введение понятия "планирование карьеры" как процесса медленного развития профессиональной самоконцепции в терминах собственных способностей, интересов, потребностей, целей, ценностей. Анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие карьеры. Внешние факторы подразделяются на:
Внутренние факторы :
( способность пробуждения , поддержания и развития активности в решении служебных задач; способность к познанию и приобретению опыта; способность развивать память, интеллект, внимание);
Определение основных стадий карьеры :
3.Стадия продвижения(30-45 лет)-стадия стабильной работы.
Практическая работа :
7. Ценности личности как основание жизненной и профессиональной стратегии. Типологии жизненных ценностей. - 2 ч.Введение понятия "ценность". Дискуссия по проблемам формирования ценностных ориентаций и значения общечеловеческих ценностей. Анализ типологий ценностей( материальные и духовные ценности; ценности социальной жизни : моральные, эстетические, политические, познавательные, экономические и др.). Практическая работа; Определение роли ценностей жизни в реализации собственного смысла жизни. Анализ собственных ценностей по методике М. Рокича . Диагностика: определение противоречивости/ непротиворечивости профессиональных ценностей учащихся. Развитие : игра "донорское сердце".
8. Технологии и принципы принятия решения. - 2 ч.Принятие решения как культурный способ организации деятельности. Природный и культурный механизм принятия решения. Этапы подготовки и осуществления выбора (личного и профессионального). Правила и принципы принятия решения. Практическая работа: анализ личностного опыта принятия решения, определение приоритетных способов принятия решения. Анализ правил принятия решения, выработка личных правил принятия решения. Составление первого варианта плана карьеры. Диагностика: опросник : как вы принимаете решения. Развитие: решение задач на принятие решения.
9. Игра "Моя карьера". - 2 ч.Цели:1. организовать практическую пробу по принятию решений о реализации карьерных замыслов.
Средства: план карьеры у каждого участника игры, набор ситуаций, влияющих на реализацию плана карьеры на трех этапах карьеры: допрофессиональная подготовка ( школа), профессиональное образование, стадия установки и утверждения на рабочем месте. Ход игры: 3 микрогруппы последовательно выполняют роли экспертов, создателей ситуаций, принимающих решения по карьере с учетом ситуации. Экспертиза осуществляется для "обратной связи" , в помощь учащимся при оценке собственного решения. В процессе игры формируются навыки принятия решения, навыки анализа эффективности принятых решений, коммуникативные и рефлексивные навыки. 10. Основания карьеры и самоанализ. - 4 ч.Знакомство с понятием профпригодности и описание факторов, определяющих профпригодность. Анализ уровней профпригодности. Определение роли интересов и склонностей в профессиональном саморазвитии и самореализации. Влияние способностей и навыков на профессиональное самоопределение. Введение понятия "карьерный якорь" как системообразующего в анализе интересов и склонностей при выборе профессии. Диагностика: интересов, способностей и склонностей.( Использование опрсников Н,С. Пряжникова " За и против", " Будь готов"). Практическая работа: определение личных карьерных якорей, составление таблицы " Мои интересы, способности и склонности".
11.Игра "Аукцион". - 3 ч.Цель: 1. Активизировать процесс профессионального самоопределения.
Игра организуется как покупка учащимися с аукциона профессий и специальностей, которые они выбирают как наиболее подходящие и интересные для них. Денежными единицами являются их знания профессии , ( знание ее целей, средств, предмета труда и условий труда, а также профессионально значимых качеств в выбранной профессиональной области), а также представления учащихся о своей пригодности к выбранной специальности ( свои профессиональные и личные цели и ценности, свои достоинства и недостатки, наличие у себя профессионально важных качеств, состояние здоровья , интерес и способности в данной области). Возможность участников игры проверить подлинность денежных единиц ( попросить объяснить или доказать правильность тех или иных представлений о себе и выбранной профессии) делает покупку профессии обоснованной и доказательной. Развитие: навыков самопрезентации, коммуникации, самоанализа и самооценки, комплексного анализа выбираемой профессии и собственной профпригодности.
12. Требования к плану карьеры. - 1 ч.План карьеры- итоговая творческая работа, систематизирующая представления учащихся о содержании, методах и средствах планирования карьеры и выбора профессии. План карьеры (ПК) отражает информационную готовность учащегося к реализации жизненной и профессиональной стратегии. ПК позволяет увидеть комплексно и системно представления учащегося о себе и выбранной профессиональной карьере. В ПК представлена система планирования своего личностного и профессионального будущего.
13. Игра "Звездный час" - 2 ч.Игра по методике Н,С, Пряжникова. Цель игры - помочь учащимся лучше осознать основные личностные смыслы той или иной профессиональной деятельности для человека и соотнести эти смыслы со своими собственными представлениями о счастье. В процессе игры учащиеся определяют наиболее характерные для представителей той или иной специальности и профессии "радости" жизни и работы. А также продумывают наиболее трудные и неприятные моменты в выбранной профессии. Умение увидеть в будущей профессиональной деятельности безусловные плюсы и минусы свидетельствует о зрелости принятого решения, дает возможность легче воспринимать первые профессиональные трудности на этапе обучения профессиональной деятельности и профессиональной адаптации.
14. Защита планов карьеры. - 2 ч.Защита планов карьеры организуется в конце учебного полугодия как результат образовательной деятельности по написанию первого варианта плана карьеры. Учащиеся имеют право предоставить письменный вариант плана карьеры, а также выступить перед аудиторией с защитой основных положений своей личностной и профессиональной траектории. Степень личностной включенности в процесс планирования карьеры диагностируется уровнем активности учащихся в отстаивании собственных профессиональных и личностных планов.
15. Промежуточная диагностика уровня знаний, умений и представлений учащихся. - 2 ч.Знания диагностируются через:
Умения диагностируются через:
Представления диагностируются через: 1.понимание и интерпретацию изученного материала в преломлении к личностному опыту;
16. Рынок образовательных услуг. - 2ч.Закон РФ об образовании: права граждан на получение образования, возможные формы получения образования, государственные гарантии прав граждан РФ в области образования. Услуги образования и рынок: процесс выбора профессии, информация о предложении и спросе на образовательные услуги. Практическая работа:
17. Особенности регионального рынка образовательных услуг . - 2 ч.Региональные особенности рынка образовательных услуг. Рынок образовательных услуг г. Томска( ВУЗы, техникумы, колледжи). Условия получения государственного и частного образования в Томске. Инфраструктура образовательных учреждений г.Томска. Практическая работа:
18. Рынок труда. - 2 ч.Понятие рынка труда. Особенности формирования рыночных отношений: спрос - предложение, сложившийся уровень оплаты труда. Понятие безработицы. Основы трудового законодательства. Занятость подростков и детей. Ориентиры на рынке труда: кадровые агентства, службы занятости населения. Практическая работа:
19. Проектная деятельность как способ планирования карьеры.-2 ч.Проект как форма организации личностной деятельности. Содержание проектной деятельности: методология, типы проектов, этапы образования проекта. Содержание совместной деятельности педагогов и учащихся на разных этапах образования проектов профилей.
20. Проблемы профессионального и личностного самоопределения как возможное проблемно-тематическое пространство для создания замысла проекта.-2ч.Планирование карьеры как процесс личностного и профессионального самоопределения. Возможные варианты проектных замыслов.. Практическая работа:1. Рефлексия личного и коллективного опыта деятельности на этапе рождения замысла проекта.
21. Рождение и обоснование индивидуальных замыслов проекта.- 2 ч.Практическая деятельность: 1.Анализ личного опыта детей и определение пространств проектной деятельности. Рождение идеи проекта .
22. Реализация замысла проекта в деятельности. - 10 ч.Организация совместной деятельности по реализации проекта. Промежуточный сбор информации о продуктивности совместной деятельности и результативности сделанных шагов. 23.Выявление критериев анализа собственной деятельности в проекте и разработка формы представления значимых результатов . - 2 ч.
24.Рефлексия совместной деятельности, анализ ее содержания и результатов - 4 ч.Определение личностно значимых индивидуальных результатов проектной деятельности. Обсуждение и анализ критериев результативности совместной проектной деятельности.
25. Презентация результатов совместной и индивидуальной проектной деятельности. - 2 ч
| ||