Начальная страница  |   Структура курса   |   Практикум

Программа теоретических занятий( 10 класс)

 

1. Вводное занятие. - 2 ч.

Цели, задачи и логическая структура курса "Планирование карьеры".Факторы, структура и условия профессионального самоопределения. Общие вопросы стратегии и тактики процесса личностного и профессионального самоопределения.

Мотивация учащихся на процесс осмысления и планирования собственной профессиональной карьеры.

Виды и формы учебной деятельности:

1.Практическая работа по выполнению проективной методики "Поход в горы".

2.Мини - сочинение "Я и моя профессия/карьера/работа". (Учащийся выбирает формулировку темы в соответствии с тем, в каких категориях профессиональной деятельности он сегодня себя осознает и описывает.

2. Комплексная диагностика познавательной, потребностно-мотивационной и профессиональной сферы, уровня сформированности индивидуально-типологических личностных качеств учащегося. - 3 ч.

  1. Комплексная педагогическая диагностика:

Задачи диагностики:

  • Расширить представления учащихся о собственных особенностях профессионального и личностного самоопределения и потребностно-мотивационной сфере;
  • Определить перспективы индивидуальной образовательной деятельности учащихся в рамках вариативных форм работы по курсу "Планирование карьеры".
  • Определить исходный уровень готовности учащихся к личностной и профессиональной идентификации с целью организации обучающей и коррекционной работы.
  • Оценить возможности влияния курса "Планирование карьеры" на процесс личностного и профессионального самоопределения учащихся, получить объективные результаты их использования.

Предмет диагностики:

  1. Учебно-познавательная мотивация ( диагностируется посредством выявления учебной активности, о наличии которой свидетельствуют следующие показатели: готовность отвечать и желание задавать вопросы, желание самостоятельно добывать знания и стремление к самостоятельному поиску и исправлению ошибок).
  2. Тип ценностных ориентаций ( тип ценностных ориентаций может быть противоречивым или непротиворечивым, что определяет соответственно неумение или умение учащегося сочетать личные и профессиональные цели).
  3. Уровень притязаний ( субъективное представление ученика о самом себе определяет во много содержание целей, которые человек ставит перед собой и влияет на их адекватность, что в свою очередь определяет реалистичность плана карьеры).

  1. Уровень сформированности личной профессиональной перспективы ( позволяет оценить перспективы личного и профессионального развития, степень активности учащегося как субъекта процесса профессионального самоопределения и степень учета основных факторов выбора профессии).
  2. Степень готовности к саморазвитию и самопознанию ( определяется как важнейший компонент готовности к построению плана карьеры и его реализации).

Диагностический комплекс:

  1. Опросник "Учебно-познавательная мотивация".

Учебно-познавательная мотивация поддается изменениям, она устойчиво определяет результаты индивидуального подхода, в частности, при организации научно-исследовательской работы учащихся.

Учебно-познавательная мотивация диагностируется посредством учебной активности. О наличии учебной активности свидетельствуют следующие показатели: готовность отвечать, желание задавать вопросы, желание добывать знания самостоятельным путем, преодоление препятствий в изучении проблемы, стремление искать и исправлять ошибки, стремление к самостоятельности и критичности рассуждений, готовность поделиться знаниями.

2. Опросник "Уровень притязаний".

Диагностика уровня притязаний осуществляется через анализ степени проявления уровня притязаний у конкретного учащегося (высокий, средний, низкий) и через оценку объективности уровня притязаний- адекватность или неадекватность интеллектуальному развитию.

Уровень притязаний ученика диагностируется через следующие показатели: реакция ученика при успехах и неудачах - уменьшение или повышение стремления работать; в чем ученик видит причины неудач - в своих возможностях или обстоятельствах; принятие или отказ от помощи при затруднениях; тенденция рисковать, чтобы добиться успеха; старание ставить перед собой труднодоступные цели.

  1. Методика определения типа ценностных ориентаций.

Тип ценностных ориентаций диагностируется по критерию отношения ценности к сфере профессиональной деятельности. Он может быть противоречивым или непротиворечивым в зависимости от выбираемых ценностей, которые могут быть реализованы непосредственно в профессиональной деятельности, за счет профессиональной деятельности или вне профессиональной деятельности.

  1. Тест "Готовность к саморазвитию".

Готовность к саморазвитию диагностируется по двум критериям:

1). Готовность знать себя;

2). Готовность менять себя.

Разная степень праявленности данных качеств дает четыре степени готовности к саморазвитию:

1. могу совершенствоваться, он не хочу себя знать.

2. хочу знать себя и могу измениться.

3. не хочу знать себя и не хочу меняться.

  1. хочу знать себя, но не могу изменить.
  2. Опросник по построению личной профессиональной перспективы.

Дает картину обобщенной и целостной оценки (самооценки) перспектив профессионального и личностного саморазвития по следующим критериям:

  • общая ориентировка учащихся в мире профессий;
  • наличие устойчивых жизненных ценностей и главной жизненной цели;
  • наличие согласования личных и профессиональных целей;
  • наличие запасного варианта профессионального выбора на случай неудачи по основному варианту;
  • представление о трудностях внешнего и внутреннего характера при достижении поставленных целей и способов устранения препятствий.

    1. Комплексная психологическая диагностика степени психо-социальной адаптации учащихся:

Основные цели диагностики:

  • оценить степень психосоциальной адаптации учащихся, поступающих на обучение в Центр;

выявить учащихся групп риска психосоциальной дезадаптации с последующей

  • разработкой и применением к ним дифференцированных коррекционных программ;
  • оценить возможности влияния специализированных курсов и программ Центра на психосоциальную адаптацию учащихся, получить объективные результаты эффективности их использования.

Задачи диагностики:

  1. Получить объективную оценку степени адаптированности учащихся на социальном и психологическом уровнях.
  2. Провести активное выявление и динамическое наблюдение учащихся с восстановительные мероприятия.
  3. Получить состояниями очевидной дезадаптации, а также своевременные психокоррекционные и объективные результаты влияния курсов "Социальная адаптация" и "Планирование карьеры" на психосоциальную адаптацию учащихся.
  4. Получить объективную оценку степени адаптированности учащихся на социальном и психологическом уровнях.
  5. Провести активное выявление и динамическое наблюдение учащихся с восстановительные мероприятия.
  6. Получить состояниями очевидной дезадаптации, а также своевременные психокоррекционные и объективные результаты влияния курсов "Социальная адаптация" и "Планирование карьеры" на психосоциальную адаптацию учащихся.
  7. Получить объективную оценку степени адаптированности учащихся на социальном и психологическом уровнях.
  8. Провести активное выявление и динамическое наблюдение учащихся с восстановительные мероприятия.
  9. Получить состояниями очевидной дезадаптации, а также своевременные психокоррекционные и объективные результаты влияния курса "Основы социализации" на психосоциальную адаптацию учащихся.

 

Предмет диагностики:

  • сформированные личностные качества учащихся;
  • психо-эмоциональное и функциональное состояние;
  • стиль межличностных отношений и особенности поведения в различных ситуациях.

Диагностический комплекс:

  1. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ),
  2. Метод цветовых выборов (МЦВ),
  3. Метод диагностики межличностных (интерперсональных) отношений (ДМО).
  4. В дополнение к этим наиболее фундаментальным методикам при решении отдельных задач успешно могут использоваться: метод исследования уровня субъективного контроля (УСК), адаптированный тест Сонди и традиционные экспериментально - психологические методики направленные на изучение интеллектуальных особенностей (тест Ровена, тест структуры интеллекта).

Набор тестов подобран таким образом, что избранные методы адресованы к определённому уровню изучения личности. Так, МЦВ выявляет в основном неосознаваемые аспекты переживания, "бессознательные", не подвластные осознанному контролю уровни личности. СМИЛ занимает промежуточное место между МЦВ и ДМО, так как эта методика является полупроективной. На основании как бы субъективных реакций обследуемого она косвенно, исподволь выявляет более глубинные, чем простая самооценка, психологические характеристики, позволяющие судить о типе реагирования, стиле межличностного поведения, социальной направленности, настроении, самочувствии и уровне общей активности обследуемого. ДМО адресуется к осознанной самооценке обследуемым собственного стиля взаимодействия с ближайшим социальным окружением, позволяя также определить степень рассогласования между актуальным и идеальным "Я" обследуемого.

Данный перечень методик позволяет осуществить системный подход, в котором психодиагностическое исследование охватывает различные уровни проявления индивидуально-личностных свойств: эмоционально-динамический; характерологический (переживания, стиль мышления, мотивационная направленность); социально-личностный. Указанные три уровня можно обозначить как бессознательный, субъективно переживаемый и декларативный.

 

3. Тренинг знакомства и общения. - 4 ч.

Цели:

  • знакомство учащихся между собой;
  • формирование мотивации к совместной деятельности;
  • создание положительного настроя на последующие занятия;
  • стимулирование интереса к процессам самопознания и саморазвития.

Более глубокое знакомство учащихся между собой организуется за счет:

  1. Использования упражнений на снятие тактильно-телесных зажимов.
  2. Создания неформальной психологически комфортной ситуации общения.
  3. Чередованием информационного обмена и активной совместной деятельности в рамках решения творческих задач.
  4. Организации "обратной связи" после завершения каждого фрагмента тренинговой работы.

Формирование мотивации совместной деятельности происходит при:

  1. Создании ситуации успеха в совместной деятельности каждого участника работы.
  2. Организации интересных, необычных для учебной ситуации, видов творческих коллективных заданий.
  3. Создания ситуации личной ответственности каждого участника группового взаимодействия за общий результат.
  4. Организации такого стиля группового общения, при котором становится возможным принятие обучающимися ценностей и потребностей других людей, а также формируется опыт установления эмоциональной связи и оценки собственных чувств и поведения.

Стимулирование интереса к процессам самопознания и саморазвития организуется с помощью:

  1. Создания условий для исследования себя понятными и доступными способами.
  2. Создания эмоционального принятия участниками тренинга друг друга.
  3. Системы "обратной связи, делающей процесс познания себя результативным и двусторонним ( "я - глазами других", "я -каким себя вижу сам").
  4. Использования ситуаций, позволяющих получить учащимся опыт установления эмоциональной связи, оценить собственные чувства и поведение.

Создание положительного настроя на последующие занятия осуществляется за счет всех выше перечисленных условий организации совместной деятельности.

 

4. Карьера и карьерная стратегия. - 2 ч.

Широкое и узкое понимание карьеры. Движение вперед, развитие, достижение намеченного как сущностные составляющие понятия "карьера". Внутренние и внешние цели карьеры.

Карьерная стратегия и типологии карьерных стратегий. Профессиональная и должностная карьера . Возможности, "плюсы" и "минусы" карьерных моделей: трамплина, лестницы, змеи, перепутья . Анализ конуса карьеры.

Принципы карьерной стратегии: принцип непрерывности, принцип осмысленности, принцип соразмерности, принцип маневренности, принцип экономичности, принцип заметности.

Практическая работа. Составление Декларации жизненных целей. Анализ собственных личных и профессиональных целей. Перевод внешних целей во внутренние.

 

5. Реализация карьерных стратегий в условиях рыночной экономики. - 2 ч.

Карьерная стратегия в социально стабильных и нестабильных обществах. Гибкость карьерной стратегии как важнейший фактор ее жизнеспособности. Линейное и нелинейное развитие карьерной стратегии.

Практическая работа :

  1. Анализ эффективности моделей карьеры выбранной профессиональной сфере на основе печатной, видео или аудиоинформации.
  2. Определение приоритетных способов карьерного продвижения на основе анализа личных и профессиональных внешних и внутренних целей.
  3. Выбор основного и запасного варианта модели карьерной самореализации на основе синтеза полученной информации.

 

6. Планирование карьеры. - 2 ч.

Введение понятия "планирование карьеры" как процесса медленного развития профессиональной самоконцепции в терминах собственных способностей, интересов, потребностей, целей, ценностей. Анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие карьеры. Внешние факторы подразделяются на:

  • внеслужебные ( семья, близкое окружение: друзья детства и учебы в школе и ВУЗе, члены их семей; мировое сообщество, нация, город, село; социальные нормы, культура, экономический уровень жизни, развитие техники, политика, характер общественной жизни);
  • служебные ( организационная структура, сотрудники, социальные и правовые нормы деятельности; закономерности кадрового продвижения.

Внутренние факторы :

  • способ деятельности ( способности, знания, опыт, умения управлять ими и развивать их);
  • определенные способности интеллектуальной и практической деятельности

( способность пробуждения , поддержания и развития активности в решении служебных задач; способность к познанию и приобретению опыта; способность развивать память, интеллект, внимание);

  • определенная "Я"-концепция ( уверенность в собственных силах, стремление к лидерству, чувство долга и ответственности;
  • здоровье.

Определение основных стадий карьеры :

  1. Предварительная стадия, делится на несколько последовательных периодов : предварительный, фантазийный выбор (6-9 лет), пробный выбор (10-14 лет), реалистический выбор (14-17 лет), профессиональное обучение (17-23 года)
  2. Стадия установки и утверждения (25-30 лет)

3.Стадия продвижения(30-45 лет)-стадия стабильной работы.

  1. Стадия сохранения (45-65 лет).
  2. Стадия отставки - пенсия.

Практическая работа :

  • Анализ структуры основных потребностей человека ( возможно обсуждение нескольких теорий потребностей личности : А. Маслоу, Ф. Герцберга),определение важнейших потребностей на определенных стадиях карьеры и определение примерных этапов собственной карьеры.
  • Составление личной пирамиды потребностей с целью уточнения жизненных целей и ценностей.
  • Анализ внутренних факторов, определяющих успешность реализации карьеры. Составление таблицы "Мои резервы".

 

7. Ценности личности как основание жизненной и профессиональной стратегии. Типологии жизненных ценностей. - 2 ч.

Введение понятия "ценность". Дискуссия по проблемам формирования ценностных ориентаций и значения общечеловеческих ценностей. Анализ типологий ценностей( материальные и духовные ценности; ценности социальной жизни : моральные, эстетические, политические, познавательные, экономические и др.).

Практическая работа; Определение роли ценностей жизни в реализации собственного смысла жизни. Анализ собственных ценностей по методике М. Рокича .

Диагностика: определение противоречивости/ непротиворечивости профессиональных ценностей учащихся.

Развитие : игра "донорское сердце".

 

8. Технологии и принципы принятия решения. - 2 ч.

Принятие решения как культурный способ организации деятельности. Природный и культурный механизм принятия решения. Этапы подготовки и осуществления выбора (личного и профессионального). Правила и принципы принятия решения.

Практическая работа: анализ личностного опыта принятия решения, определение приоритетных способов принятия решения. Анализ правил принятия решения, выработка личных правил принятия решения. Составление первого варианта плана карьеры.

Диагностика: опросник : как вы принимаете решения.

Развитие: решение задач на принятие решения.

 

9. Игра "Моя карьера". - 2 ч.

Цели:1. организовать практическую пробу по принятию решений о реализации карьерных замыслов.

  1. Активизировать процессы профессионального и личностного самоопределения.
  2. Создать условия для самодиагностики готовности к принятию решений.

Средства: план карьеры у каждого участника игры, набор ситуаций, влияющих на реализацию плана карьеры на трех этапах карьеры: допрофессиональная подготовка ( школа), профессиональное образование, стадия установки и утверждения на рабочем месте.

Ход игры: 3 микрогруппы последовательно выполняют роли экспертов, создателей ситуаций, принимающих решения по карьере с учетом ситуации.

Экспертиза осуществляется для "обратной связи" , в помощь учащимся при оценке собственного решения.

В процессе игры формируются навыки принятия решения, навыки анализа эффективности принятых решений, коммуникативные и рефлексивные навыки.

10. Основания карьеры и самоанализ. - 4 ч.

Знакомство с понятием профпригодности и описание факторов, определяющих профпригодность. Анализ уровней профпригодности. Определение роли интересов и склонностей в профессиональном саморазвитии и самореализации. Влияние способностей и навыков на профессиональное самоопределение. Введение понятия "карьерный якорь" как системообразующего в анализе интересов и склонностей при выборе профессии.

Диагностика: интересов, способностей и склонностей.( Использование опрсников Н,С. Пряжникова " За и против", " Будь готов").

Практическая работа: определение личных карьерных якорей, составление таблицы " Мои интересы, способности и склонности".

 

11.Игра "Аукцион". - 3 ч.

Цель: 1. Активизировать процесс профессионального самоопределения.

  1. Диагностировать уровень информированности о себе, своих целях, ценностях, интересах, способностях, личностных качествах.
  2. Помощь учащимся в формировании представления о выбираемой профессии.

Игра организуется как покупка учащимися с аукциона профессий и специальностей, которые они выбирают как наиболее подходящие и интересные для них. Денежными единицами являются их знания профессии ,

( знание ее целей, средств, предмета труда и условий труда, а также профессионально значимых качеств в выбранной профессиональной области), а также представления учащихся о своей пригодности к выбранной специальности

( свои профессиональные и личные цели и ценности, свои достоинства и недостатки, наличие у себя профессионально важных качеств, состояние здоровья , интерес и способности в данной области).

Возможность участников игры проверить подлинность денежных единиц

( попросить объяснить или доказать правильность тех или иных представлений о себе и выбранной профессии) делает покупку профессии обоснованной и доказательной.

Развитие: навыков самопрезентации, коммуникации, самоанализа и самооценки,

комплексного анализа выбираемой профессии и собственной профпригодности.

 

12. Требования к плану карьеры. - 1 ч.

План карьеры- итоговая творческая работа, систематизирующая представления учащихся о содержании, методах и средствах планирования карьеры и выбора профессии. План карьеры (ПК) отражает информационную готовность учащегося к реализации жизненной и профессиональной стратегии. ПК позволяет увидеть комплексно и системно представления учащегося о себе и выбранной профессиональной карьере. В ПК представлена система планирования своего личностного и профессионального будущего.

 

13. Игра "Звездный час" - 2 ч.

Игра по методике Н,С, Пряжникова. Цель игры - помочь учащимся лучше осознать основные личностные смыслы той или иной профессиональной деятельности для человека и соотнести эти смыслы со своими собственными представлениями о счастье.

В процессе игры учащиеся определяют наиболее характерные для представителей той или иной специальности и профессии "радости" жизни и работы. А также продумывают наиболее трудные и неприятные моменты в выбранной профессии. Умение увидеть в будущей профессиональной деятельности безусловные плюсы и минусы свидетельствует о зрелости принятого решения, дает возможность легче воспринимать первые профессиональные трудности на этапе обучения профессиональной деятельности и профессиональной адаптации.

 

14. Защита планов карьеры. - 2 ч.

Защита планов карьеры организуется в конце учебного полугодия как результат образовательной деятельности по написанию первого варианта плана карьеры. Учащиеся имеют право предоставить письменный вариант плана карьеры, а также выступить перед аудиторией с защитой основных положений своей личностной и профессиональной траектории.

Степень личностной включенности в процесс планирования карьеры диагностируется уровнем активности учащихся в отстаивании собственных профессиональных и личностных планов.

 

15. Промежуточная диагностика уровня знаний, умений и представлений учащихся. - 2 ч.

Знания диагностируются через:

  1. способность учащихся употреблять термины;
  2. владение конкретными фактами, основными понятиями;
  3. описание конкретных правил, принципов и методов.

Умения диагностируются через:

  1. определение способов использования изученного материала в конкретных условиях и новых ситуациях:

  • применение правил, методов, законов, понятий, принципов, теорий.
  • умение анализировать материал ( вычленение частей целого, выявление взаимосвязи между ними, осознание принципов организации целого).
  • умение синтезировать материал ( комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной).
  • умение оценивать ( определять значение того или иного материала для конкретной цели), при этом суждения ученика должны основываться на четких критериях. Критерии могут быть как внутренние так и внешние, определяться самим учащимся или же задаваться ему извне.

Представления диагностируются через:

1.понимание и интерпретацию изученного материала в преломлении к личностному опыту;

  1. умение преобразовывать материал из одной формы выражения в другую, а также способность предполагать дальнейший ход явлений и событий.

 

16. Рынок образовательных услуг. - 2ч.

Закон РФ об образовании: права граждан на получение образования, возможные формы получения образования, государственные гарантии прав граждан РФ в области образования. Услуги образования и рынок: процесс выбора профессии, информация о предложении и спросе на образовательные услуги.

Практическая работа:

  1. Определение возможных вариантов получения образования по выбранной специальности на территории РФ.
  2. Сбор информации о качестве и количестве образовательных услуг по выбранному профилю в России.
  3. Анализ перспектив частного образования и краткосрочного образования по интересующей профессии.

 

17. Особенности регионального рынка образовательных услуг . - 2 ч.

Региональные особенности рынка образовательных услуг. Рынок образовательных услуг г. Томска( ВУЗы, техникумы, колледжи). Условия получения государственного и частного образования в Томске. Инфраструктура образовательных учреждений г.Томска.

Практическая работа:

  1. 1. Определение возможных вариантов получения образования по выбранной специальности в Томске.
  2. Сбор информации о качестве и количестве образовательных услуг по выбранному профилю в Томской области.
  3. Анализ перспектив частного образования и краткосрочного образования по интересующей профессии на рынке образовательных услуг г. Томска.

 

18. Рынок труда. - 2 ч.

Понятие рынка труда. Особенности формирования рыночных отношений: спрос - предложение, сложившийся уровень оплаты труда. Понятие безработицы. Основы трудового законодательства. Занятость подростков и детей. Ориентиры на рынке труда: кадровые агентства, службы занятости населения.

Практическая работа:

  1. Определение собственной "рыночной стоимости" ( мои шансы на рынке труда).
  2. Анализ преимуществ частного и государственного сектора экономики.
  3. Работа с информационными источниками о рынке труда.

 

19. Проектная деятельность как способ планирования карьеры.-2 ч.

Проект как форма организации личностной деятельности. Содержание проектной деятельности: методология, типы проектов, этапы образования проекта.

Содержание совместной деятельности педагогов и учащихся на разных этапах образования проектов профилей.

 

20. Проблемы профессионального и личностного самоопределения как возможное проблемно-тематическое пространство для создания замысла проекта.-2ч.

Планирование карьеры как процесс личностного и профессионального самоопределения. Возможные варианты проектных замыслов..

Практическая работа:1. Рефлексия личного и коллективного опыта деятельности на этапе рождения замысла проекта.

  1. Поиск и обоснование разных способов собственной ( индивидуальной и коллективной) деятельности.

 

21. Рождение и обоснование индивидуальных замыслов проекта.- 2 ч.

Практическая деятельность:

1.Анализ личного опыта детей и определение пространств проектной деятельности. Рождение идеи проекта .

  1. Конкретизация индивидуальных и групповых замыслов .
  2. Определение способов разворачивания проекта в деятельности.

 

22. Реализация замысла проекта в деятельности. - 10 ч.

Организация совместной деятельности по реализации проекта. Промежуточный сбор информации о продуктивности совместной деятельности и результативности сделанных шагов.

23.Выявление критериев анализа собственной деятельности в проекте и разработка формы представления значимых результатов . - 2 ч.

 

24.Рефлексия совместной деятельности, анализ ее содержания и результатов - 4 ч.

Определение личностно значимых индивидуальных результатов проектной деятельности. Обсуждение и анализ критериев результативности совместной проектной деятельности.

 

25. Презентация результатов совместной и индивидуальной проектной деятельности. - 2 ч

 

 

Наверх страницы