3.2.5. Процедура оценки аудиторов

Оценка аудиторов и руководителей аудиторских групп должна планироваться, внедряться и протоколироваться в соответствии с процедурами по программе аудита для обеспечения получения объективных, последовательных, полных и надежных результатов. Процесс оценки должен выявить потребность в обучении и повышении профессиональных знаний и умений.

Оценка аудиторов предполагает несколько важных стадий:

1) начальное оценивание лиц, желающих стать аудиторами;

2) оценивание аудиторов как части процесса выбора членов аудиторской группы;

3) постоянное оценивание аудитора с целью определения потребностей, необходимых для поддержания и улучшения знаний и навыков.

Процесс оценивания включает четыре основных этапа:

Первый этап – идентификация личных качеств, знаний и навыков для соответствия потребностям программы аудита. При определении требуемых знаний и навыков должно быть учтено следующее:

Второй этап – установление критериев оценивания.

Критерии могут быть количественными (такими, как время обучения и работы, количество проведенных аудитов, количество часов подготовки) или качественными (такими, как демонстрация личных качеств, знаний или проявление навыков в процессе подготовки или на рабочем месте).


Рис 20. Взаимосвязь между стадиями оценивания аудиторов

Третий этап – выбор соответствующего метода оценивания.

Оценка может проводиться лицом или комиссией с использованием одного или нескольких методов:


                                                                                                                             Таблица 5

Применение методов оценки аудиторов

Метод оценки

Цель

Примеры

Анализ записей (документов)

Проверка базовой подготовки аудитора

Анализ записей (документов) об образовании, обучении, производственном опыте и опыте проведения аудитов

Положительная (отрицательная) обратная связь

Обратная связь обеспечивает данными о том, как воспринимается деятельность аудитора

Обследования, вопросники, резюме, рекомендации, жалобы, анализ деятельности, отзывы коллег

Интервью

Оценка личных качеств и навыков общения, проверка данных и тестирование знаний, получение дополнительной информации

Личное и телефонное интервью

Наблюдение

Оценка личных качеств и способности применения знаний и навыков

Ролевые игры, наблюдения в процессе аудита

Тестирование

Оценка личных качеств, навыков и их применение

Устные и письменные экзамены, психометрические тесты

Анализ деятельности после аудита

Получение информации там, где прямое наблюдение невозможно или неприемлемо

Анализ отчета по аудиту и обсуждение с заказчиком аудита, проверяемой организацией, коллегами

При использовании таблицы 5 должно быть учтено следующее:

Четвертый этап – проведение оценки.

На этом этапе собранная информация о конкретном человеке сравнивается с критериями, установленными на втором этапе. Если оцениваемое лицо не соответствует критериям, то требуется дополнительные подготовка, опыт работы и/или проведение аудитов, после чего должна быть проведена повторная оценка.

Пример выполнения и документирования этапов процесса оценки для гипотетической программы внутреннего аудита представлен в таблице «Применение процесса оценки аудитора в гипотетической программе внутреннего аудита» (Приложение 4).