Оценка аудиторов и руководителей аудиторских групп должна планироваться, внедряться и протоколироваться в соответствии с процедурами по программе аудита для обеспечения получения объективных, последовательных, полных и надежных результатов. Процесс оценки должен выявить потребность в обучении и повышении профессиональных знаний и умений.
Оценка аудиторов предполагает несколько важных стадий:
1) начальное оценивание лиц, желающих стать аудиторами;
2) оценивание аудиторов как части процесса выбора членов аудиторской группы;
3) постоянное оценивание аудитора с целью определения потребностей, необходимых для поддержания и улучшения знаний и навыков.
Процесс оценивания включает четыре основных этапа:
Первый этап – идентификация личных качеств, знаний и навыков для соответствия потребностям программы аудита. При определении требуемых знаний и навыков должно быть учтено следующее:
Второй этап – установление критериев оценивания.
Критерии могут быть количественными (такими, как время обучения и работы, количество проведенных аудитов, количество часов подготовки) или качественными (такими, как демонстрация личных качеств, знаний или проявление навыков в процессе подготовки или на рабочем месте).
Третий этап – выбор соответствующего метода оценивания.
Оценка может проводиться лицом или комиссией с использованием одного или нескольких методов:
Метод оценки
|
Цель
|
Примеры
|
Анализ записей (документов)
|
Проверка базовой подготовки аудитора
|
Анализ записей (документов) об образовании, обучении, производственном опыте и опыте проведения аудитов
|
Положительная (отрицательная) обратная связь
|
Обратная связь обеспечивает данными о том, как воспринимается деятельность аудитора
|
Обследования, вопросники, резюме, рекомендации, жалобы, анализ деятельности, отзывы коллег
|
Интервью
|
Оценка личных качеств и навыков общения, проверка данных и тестирование знаний, получение дополнительной информации
|
Личное и телефонное интервью
|
Наблюдение
|
Оценка личных качеств и способности применения знаний и навыков
|
Ролевые игры, наблюдения в процессе аудита
|
Тестирование
|
Оценка личных качеств, навыков и их применение
|
Устные и письменные экзамены, психометрические тесты
|
Анализ деятельности после аудита
|
Получение информации там, где прямое наблюдение невозможно или неприемлемо
|
Анализ отчета по аудиту и обсуждение с заказчиком аудита, проверяемой организацией, коллегами
|
При использовании таблицы 5 должно быть учтено следующее:
Четвертый этап – проведение оценки.
На этом этапе собранная информация о конкретном человеке сравнивается с критериями, установленными на втором этапе. Если оцениваемое лицо не соответствует критериям, то требуется дополнительные подготовка, опыт работы и/или проведение аудитов, после чего должна быть проведена повторная оценка.
Пример выполнения и документирования этапов процесса оценки для гипотетической программы внутреннего аудита представлен в таблице «Применение процесса оценки аудитора в гипотетической программе внутреннего аудита» (Приложение 4).