Абсолютно все эти виды работ с документами регламентированы в законодательных, правовых и нормативно-методических актах. У сотрудников должны быть три пакета документов.
Первый пакет – законодательные акты, принятые Президентом и Правительством РФ в сфере документирования и организации работы с документами.
Второй пакет – нормативно-методические документы по организации документационного обслуживания, принятые федеральными органами исполнительной власти.
Третий пакет – организационные и нормативно-методические документы, необходимые службе ДОУ в самой организации:
1. Устав или копия устава организации.
Устав является основным внутренним нормативным документом организации. В нем закреплено полное и сокращенное фирменное название организации, которое будет присутствовать на бланках документов.
В уставе устанавливается структура, компетенция органов управления и порядок принятия решений, что также необходимо знать сотрудникам, работающим с документами, особенно при распределении корреспонденции, перенаправлении посетителей и телефонных звонков.
2. Положение о службе делопроизводства (управлении делами, общем отделе, департаменте ДОУ, канцелярии, секретариате и т.д.), если такое структурное подразделение есть.
Положение – нормативный акт, имеющий сводный кодификационный характер и определяющий порядок образования, структуру, функции, компетенции, обязанности и организацию работы системы органов государства, одного органа, структурного подразделения.
Основные разделы:
Подготовка и оформление документов; Прием и первичная обработка документов; Регистрация документов; Контроль за исполнением документов; Номенклатура дел; Формирование дел; Текущее хранение и др.В этом документе сформулированы цели и задачи службы делопроизводства, показаны его место в структуре организации, функции, выполняемые службой.
Если организация маленькая, то секретарь берет на себя выполнение всех функций, которые в крупной организации выполняет целый отдел.
Структура положения оформляется следующим образом:
общие положения (статус, место в структуре организации, состав, нормативные документы, которыми руководствуется); цели и задачи; функции; права и обязанности; руководство (критерии, образование, опыт работы); взаимоотношения (с другими подразделениями, организациями); организация работы (распорядок дня, отпуск).Положение подписывается руководителем организации и утверждается вышестоящим органом.
3. Инструкция по делопроизводству. Основные разделы инструкции включают этапы работы с документами.
Инструкция по делопроизводству устанавливает единый порядок составления, оформления документов и работы с ними в организации. В инструкции прописывается порядок составления и согласования наиболее часто разрабатываемых в организации документов, и в результате закрепляется порядок решения типовых вопросов.
Должностная инструкция – нормативный документ, утвержденный руководителем организации или подразделения, где определены права, ответственность, обязанности и взаимоотношения конкретного должностного лица.
Должностные инструкции (ДИ) бывают типовые, примерные, индивидуальные.
Типовые ДИ разрабатываются в целях унификации задач, обязанностей, прав и т.д. должностных лиц.
Примерные ДИ разрабатываются вышестоящими органами, стоящими во главе отрасли, определенной сферы деятельности.
Индивидуальные ДИ разрабатываются для конкретной должности с учетом специфики работы предприятия.
Основные разделы ДИ:
общая часть; обязанности; права; функции; ответственность; взаимоотношения; оценка работы.Таким образом, ДИ позволяет:
рационально распределить функциональные обязанности между работниками; повысить своевременность и надежность выполнения задач за счет введения количественных показателей периодичности и трудоемкости; улучшить социально психологический климат в коллективе; конкретизировать права работников; организовать равномерную загрузку работников, с минимальными потерями времени.5. Номенклатура дел.
Номенклатура дел – это систематизированный перечень наименований дел, заводимых в организации, с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке.
Номенклатура дел (НД) – документ многоцелевого назначения.
Во-первых, главным назначением НД является систематизация документов, т.е. она служит планом распределения документов после их исполнения в дела и таким образом определяет систему хранения документов в учреждении.
Во-вторых, каждое дело, включенное в номенклатуру, имеет указание срока хранения документов, помещенных в него. Распределяя документы в дела в соответствии с номенклатурой, одновременно намечают, пока еще ориентировочно, срок хранения документа. Таким образом, с помощью номенклатуры дел проводится первый этап экспертизы ценности документов.
В-третьих, НД используется вместо описи как учетный документ при сдаче в архив учреждения дел, со сроками хранения до 10 лет включительно.
В-четвертых, НД служит основой при составлении описей на дела постоянного хранения и со сроками хранения свыше 10 лет.
В-пятых, НД имеет справочное значение при изучении структуры учреждения.
Таким образом, составив номенклатуру дел, можно решить целый комплекс задач по организации работы с документами. При отсутствии номенклатуры дел документы часто попадают в папки произвольно и теряются.
Индекс
дела
|
Заголовок дела
(тома, части)
|
Количество дел (томов, частей)
|
Срок хранения дела
(№ статей по перечню)
|
Примечание
|
19-03
|
Приказы ректора по основной деятельности (копии)
|
|
До минования надобности, ст. 19б
|
Подлинники – в управлении делами
|
19-04
|
Протоколы заседаний совета факультета
|
|
Постоянно, ст. 571
|
|