2.4. Характеристика нормативных документов службы ДОУ в организации

Абсолютно все эти виды работ с документами регламентированы в законодательных, правовых и нормативно-методических актах. У сотрудников должны быть три пакета документов.

Первый пакет – законодательные акты, принятые Президентом и Правительством РФ в сфере документирования и организации работы с документами.

Второй пакет – нормативно-методические документы по организации документационного обслуживания, принятые федеральными органами исполнительной власти.

Третий пакет – организационные и нормативно-методические документы, необходимые службе ДОУ в самой организации:

1.  Устав или копия устава организации.

Закрыть

Устав является основным внутренним нормативным документом организации. В нем закреплено полное и сокращенное фирменное название организации, которое будет присутствовать на бланках документов.

В уставе устанавливается структура, компетенция органов управления и порядок принятия решений, что также необходимо знать сотрудникам, работающим с документами, особенно при распределении корреспонденции, перенаправлении посетителей и телефонных звонков.


2.  Положение о службе делопроизводства (управлении делами, общем отделе, департаменте ДОУ, канцелярии, секретариате и т.д.), если такое структурное подразделение есть.

Закрыть

Положение – нормативный акт, имеющий сводный кодификационный характер и определяющий порядок образования, структуру, функции, компетенции, обязанности и организацию работы системы органов государства, одного органа, структурного подразделения.


Закрыть

Основные разделы:

  • Подготовка и оформление документов;

  • Прием и первичная обработка документов;

  • Регистрация документов;

  • Контроль за исполнением документов;

  • Номенклатура дел;

  • Формирование дел;

  • Текущее хранение и др.


    В этом документе сформулированы цели и задачи службы делопроизводства, показаны его место в структуре организации, функции, выполняемые службой.

    Если организация маленькая, то секретарь берет на себя выполнение всех функций, которые в крупной организации выполняет целый отдел.

    Структура положения оформляется следующим образом:

  • общие положения (статус, место в структуре организации, состав, нормативные документы, которыми руководствуется);

  • цели и задачи;

  • функции;

  • права и обязанности;

  • руководство (критерии, образование, опыт работы);

  • взаимоотношения (с другими подразделениями, организациями);

  • организация работы (распорядок дня, отпуск).

    Положение подписывается руководителем организации и утверждается вышестоящим органом.

    3.  Инструкция по делопроизводству. Основные разделы инструкции включают этапы работы с документами.

    Закрыть

    Инструкция по делопроизводству устанавливает единый порядок составления, оформления документов и работы с ними в организации. В инструкции прописывается порядок составления и согласования наиболее часто разрабатываемых в организации документов, и в результате закрепляется порядок решения типовых вопросов.


    4.  Должностная инструкция.

    Закрыть

    Должностная инструкция – нормативный документ, утвержденный руководителем организации или подразделения, где определены права, ответственность, обязанности и взаимоотношения конкретного должностного лица.


    Должностные инструкции (ДИ) бывают типовые, примерные, индивидуальные.

    Закрыть

    Типовые ДИ разрабатываются в целях унификации задач, обязанностей, прав и т.д. должностных лиц.

    Примерные ДИ разрабатываются вышестоящими органами, стоящими во главе отрасли, определенной сферы деятельности.

    Индивидуальные ДИ разрабатываются для конкретной должности с учетом специфики работы предприятия.


    Основные разделы ДИ:

  • общая часть;

  • обязанности;

  • права;

  • функции;

  • ответственность;

  • взаимоотношения;

  • оценка работы.

    Таким образом, ДИ позволяет:

  • рационально распределить функциональные обязанности между работниками;

  • повысить своевременность и надежность выполнения задач за счет введения количественных показателей периодичности и трудоемкости;

  • улучшить социально психологический климат в коллективе;

  • конкретизировать права работников;

  • организовать равномерную загрузку работников, с минимальными потерями времени.

    5.  Номенклатура дел.

    Закрыть

    Номенклатура дел – это систематизированный перечень наименований дел, заводимых в организации, с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке.


    Номенклатура дел (НД) – документ многоцелевого назначения.

    Во-первых, главным назначением НД является систематизация документов, т.е. она служит планом распределения документов после их исполнения в дела и таким образом определяет систему хранения документов в учреждении.

    Во-вторых, каждое дело, включенное в номенклатуру, имеет указание срока хранения документов, помещенных в него. Распределяя документы в дела в соответствии с номенклатурой, одновременно намечают, пока еще ориентировочно, срок хранения документа. Таким образом, с помощью номенклатуры дел проводится первый этап экспертизы ценности документов.

    В-третьих, НД используется вместо описи как учетный документ при сдаче в архив учреждения дел, со сроками хранения до 10 лет включительно.

    В-четвертых, НД служит основой при составлении описей на дела постоянного хранения и со сроками хранения свыше 10 лет.

    В-пятых, НД имеет справочное значение при изучении структуры учреждения.

    Таким образом, составив номенклатуру дел, можно решить целый комплекс задач по организации работы с документами. При отсутствии номенклатуры дел документы часто попадают в папки произвольно и теряются.

    Оформление номенклатуры дел:
    Индекс
    дела
    Заголовок дела
    (тома, части)
    Количество дел (томов, частей)
    Срок хранения дела
    (№ статей по перечню)
    Примечание
    19-03
    Приказы ректора по основной деятельности (копии)
    ­
    До минования надобности, ст. 19б
    Подлинники – в управлении делами
    19-04
    Протоколы заседаний совета факультета
    ­
    Постоянно, ст. 571
    ­