1.2. Проблемы психологии в Средние века и эпоху Возрождения (VI — XVI вв.)

Аврелий Августин Блаженный (354–430) – один из выдающихся мыслителей и отцов католической церкви, причисленный ею к лику святых. Родился в Тагасте, в провинции Нумидия (Северная Африка) Римской империи. Августин проявил большие способности к наукам, изучал риторику в Карфагене, затем преподавал красноречие в Риме, а позже в Медиолане (Милан). В 387 г. он принял христианство. В следующем году Августин возвратился в свой родной город и стал во главе местной общины христиан. В 395 г. был посвящен в епископы г. Гипона, руководя всей африканской церковью. Умер он во время осады Гипона вандалами.

Аврелий Августин Блаженный. В центре учения Августина находится идея о духовной активности личности, воля, которая управляет как телесными, так и психическими процессами (ощущением, памятью, мышлением и др.). Физиологический субстрат этих процессов (органы чувств и мозг) используется личностью в качестве орудия познания. Согласно Августину, все истинное знание изначально заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Оно не приобретается, а извлекается из нее, благодаря направленности воли на реализацию внутренних потенций субъекта. Обращаясь к себе, душа познает с предельной достоверностью как собственную деятельность, так и ее незримые продукты. В соответствии с этим представлением у Августина складывалось понятие о внутреннем опыте как о непогрешимом способе познания, обладающем высшей достоверностью, отличным от опыта (чувственного и рационального) познания внешних объектов; культивировалась интровертивная установка – человек должен оставаться наедине с собой, чтобы устремиться к Всевышнему. Эти положения Августина стали основополагающими для западных религиозных учений о душе, и в ряде случаев они способствовали проявлению волюнтаризма и интроспекционизма в психологии.


Ибн Сина, Абу Али (лат. Авиценна) (980–1037) – ученый-энциклопедист, врач, философ. Родился в Афшане близ Бухары 16 августа 980. Отец Ибн Сины, бухарский чиновник, выходец из Балха, бывшего в то время столицей греко-бактрийского царства, дал сыну систематическое домашнее образование, пробудив в нем в ранние годы тягу к знаниям. Вскоре Абу Али превзошел своих учителей и начал самостоятельное изучение физики, метафизики и медицины, обратившись к трудам Евклида, Птолемея и Аристотеля. В 1002–1005 гг. он находился в Хорезме, в «академии Мамуна» – сообществе прославленных ученых. С 1008 вынужден был вести жизнь скитальца, зависящую от милости и капризов эмиров и султанов, последствий дворцовых интриг. В 1030 г. во время нападения на Исфахан наместника газневидского султана Масуда, дом Ибн Сины был ограблен, и многие его труды пропали. Тяготы напряженной жизни подорвали его здоровье, и 18 июня 1037 он скончался. Был похоронен в Хамадане (Северный Иран).

Ибн Сина, Абу Али (лат. Авиценна). Важным пунктом философии Ибн Сины является учение о душе. Отмечая непременную связь разума с телесной материей, Ибн Сина, в отличие от Аристотеля, интересовался разумом и особой, нетелесной субстанцией, которая, существуя в теле, отлична от него и доминирует над ним; она не просто форма, существующая в телесном субстрате, она не присоединяется к телу, а (в терминологии перипатетизма) создает человеческое тело как творец, является причиной тела. «Потенциальный» разум, благодаря обучению, овладению знаниями становится «актуальным». Достигая высшей ступени, постигая абстрактные формы, приобретая силу «активного» интеллекта, он становится «приобретенным». На этой ступени работа разума может уже не зависеть от внешних впечатлений и даже состояния тела; мышлению о мышлении связь с телом, с материей скорее мешает. Такой разум не нуждается в изучении умопостигаемых сущих: он постигает их непосредственно, интуитивно. Человек – свободное, суверенное существо. Его разум не только восприемник внешних впечатлений, но и целенаправленный субъект, проецирующий идеи. Независимость разума от тела Ибн Сина доказывал его неделимостью, а также способностью к деятельности и даже ее усилением при ослаблении деятельности тела, чувств и пр. Ярким аргументом в пользу нетелесности разума является описанный Ибн Синой интроспективный опыт, образ так называемого «парящего человека». «Если представить, что твоя сущность сразу создана со здравым разумом и совершенной формой, и допустить, что ее части скрыты от взора и члены не соприкасаются, а отделены друг от друга и висят некоторое время в открытом воздухе, то тогда ты найдешь, что она забывает обо всем, кроме утверждения своей индивидуальности», состоящей в разуме («Указания и наставления»). В этом переживании человек сознает, что «я есть я, даже если я не знаю, что у меня есть рука, нога или какой-либо иной орган», «я оставался бы я, даже если бы их не было» («О душе»). В качестве нетелесной душа бессмертна, в качестве внутрителесной – индивидуальна, и притом навечно (концепция индивидуального бессмертия). Следовательно, и знание человека о самом себе (интроспекция) неустранимо индивидуально. На такое понимание Ибн Синой разума и форм познания оказал влияние суфизм и личный опыт «тариката» (суфийского пути к Богу). Это нашло отражение и в его чисто «суфийских» сочинениях: «Трактате о Хайе, сыне Якзана», «Послании о птицах», «Салмане и Абсале» и других.