Эпикур (341–270 гг. до н. э.) – греческий философ-материалист и атеист эпохи эллинизма.

Эпикур отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. Возрождая атомизм Левкиппа-Демокрита, Э. вносит в него оригинальные изменения: для объяснения возможности столкновения атомов, движущихся в пустом пространстве с одинаковой скоростью, он вводит понятие спонтанного (внутренне обусловленного) «отклонения» атома от прямой линии. Это – основа более глубокого взгляда на соотношение необходимости и случайности, шаг вперед по сравнению с механическим детерминизмом Демокрита. В теории познания Э. был сенсуалистом. Ощущения сами по себе всегда истинны, т. к. исходят из объективной реальности: ошибки возникают из истолкования ощущений. Возникновение ощущений Э. объясняет наивно-материалистически: от поверхности тел исходит непрерывный поток мельчайших частиц, истечений, проникающих в органы чувств и вызывающих образы вещей. Познание имеет целью освободить человека от невежества и суеверия, страха перед богами и смертью, без чего невозможно счастье. В этике Э. обосновывает разумное наслаждение, в основе которого лежит индивидуалистический идеал уклонения от страданий и достижения спокойного и радостного состояния духа. Наиболее разумным для человека является не деятельность, а покой, атараксия.


Лукреций, Тит Лукреций Кар (Titus Lucretius Carus) (I век до н. э.) – римский поэт и философ-материалист. Самые ранние биографические данные о Л. относятся к 4 веку н. э., но не могут считаться достоверными.

Лукреций, Тит Лукреций Кар. Последователем Эпикура в Древнем Риме был Лукреций (I в. до н.э.). Он критиковал учение стоиков о разлитом в природе в форме пневмы разуме. В действительности, согласно Лукрецию, существуют только атомы, движущиеся по законам механики; в результате возникает и сам разум. В познании первичными являются ощущения, преобразуемые (наподобие того, «как паук ткет паутину») в другие образы, ведущие к разуму.

Учение Лукреция (изложенное, кстати, в поэтической форме), как и концепции мыслителей предшествующего эллинистического периода, было своего рода наставлением в искусстве выжить в водовороте бедствий, навсегда избавиться от страхов перед загробным наказанием и потусторонними силами.


Гиппократ (460–377 до н. э., по другим данным – 356 до н. э.) – древнегреческий врач, реформатор античной медицины. Медицинское образование он получил под руководством своего отца Гераклида; мать Гиппократа, Фенарета, была повитухой. Считают, что Гиппократ относился к 17-му поколению семьи врачей, из которой вышла косская медицинская школа. Гиппократ вел жизнь странствующего врача (периодевта) в Греции, Малой Азии, Ливии; посетил берега Черного моря, был у скифов, что позволило ему ознакомиться с медициной народов Передней Азии и Египта. Сочинения, приписываемые Гиппократу, представляют собой сборник из 59 трудов различных авторов, собранных воедино учеными Александрийской библиотеки. Самому Гиппократу приписывают чаще всего следующие работы: «О воздухе, воде и местности», «Прогностика», «Диета в острых болезнях», 1-я и 3-я книга «Эпидемии», «Афоризмы», «Вправление сочленений», «Переломы», «Раны головы». Гиппократ при жизни познал высоты славы.

Умер Гиппократ около 370 г. до н. э. в Лариссе, в Фессалии, где ему и поставлен памятник.

Гиппократ. С именем Гиппократа связывают дошедшие до наших дней названия четырех темпераментов: сангвинический (в организме человека преобладает кровь), холерический (желтая желчь), меланхолический (черная желчь), флегматический (слизь).

Для будущей научной психологии этот объяснительный принцип, при всей его наивности, имел очень важное значение (недаром терминология Гиппократа сохранилась поныне). Во-первых, на передний план выдвигалась гипотеза, согласно которой бесчисленные различия между людьми можно сгруппировать по нескольким общим признакам поведения. Тем самым закладывались начала научной типологии, лежащие в основе современных учений об индивидуальных различиях между людьми. Во-вторых, источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма; душевные качества ставились им в зависимость от телесных. О роли нервной системы в ту эпоху еще не знали, поэтому типология являлась, говоря нынешним языком, гуморальной (от латинского «гумор» –  жидкость).


Гален Клавдий (129–199) – римский врач и естествоиспытатель. Родился в семье богатого греческого архитектора. Гален изучал философию, медицину, естественные науки. Для получения врачебных знаний он путешествовал, побывал в Коринфе, Смирне, Александрии. Медицинскую помощь Гален оказывал по преимуществу гладиаторам. В 164 г. он переехал в Рим, где стал придворным врачом у императора Марка Антония, а после его смерти у его сына Коммода.

Гален Клавдий твердо верил в существование пневмы, т. е. «духа» или «дыхания жизни». Он верил, что мир полон пневмы, которая при дыхании втягивается в организм, а также в то, что, переставая вдыхать мировую пневму, живое существо погибает.

Гален придерживался и учения Гиппократа о четырех соках (гуморах), которым соответствуют четыре типа темперамента. Это кровь (сангвиник), флегма (флегматик), черная желчь (меланхолик), желтая желчь (холерик). Данные соки Гален соотносил с четырьмя классическими первоэлементами: землей, воздухом, огнем и водой.