Фалес (Thales) Милетский (ок. 624 – ок. 546 гг. до н.э.) – греческий философ и математик из Милета (Малая Азия). Представитель ионической натурфилософии и основатель милетской школы, с которой начинается история европейской научной космогонии и космологии, физики, географии, метеорологии, астрономии, биологии. Фалес – родоначальник античной и, следовательно, европейской философии и науки. Он считался первым из Семи мудрецов Греции. По преданию, путешествовал по странам Востока, учился у египетских жрецов и вавилонских халдеев. В Египте он занимался изучением причин наводнений, нашел способ измерения высоты пирамид. По словам Геродота, Фалес предсказал солнечное затмение, наблюдавшееся 28 мая 585 до н.э.
Фалес (Thales) Милетский в качестве первоосновы вездесущего указывал воду. Доказывая, что именно вода есть действительное начало всего мира, Фалес ссылался на то, что Земля плавает на воде, окружена ею и сама происходит из воды. Вода подвижна и изменчива, может переходить в разные состояния. Испаряясь, вода превращается в газообразное состояние, а замерзая – в твердое. Поскольку из воды происходит и твердое, и газообразное, то, по Фалесу, разумно допустить, что вода и есть первооснова всего сущего и что все окружающее представляет собой различные переходные состояния этой первоосновы. Душа есть также особое состояние воды. Существенной характеристикой души является способность придавать телам движение, она есть то, что заставляет двигаться. Эта способность придавать вещам движение присуща всему. Душа приписывалась, например, магниту и янтарю, поскольку те обладают притягательной силой. Распространяя психическое на всю природу, Фалес первым выразил ту точку зрения на границы психического, которую принято называть гилозоизмом. Это философское учение стало великим шагом на пути познания природы психического. Гилозоизм впервые поставил душу (психику) под общие законы естества, утверждая непреложный и для современной науки постулат об изначальной вовлеченности психических явлений в круговорот природы. Рассматривая душу в связи с телесной организацией, Фалес ставил психические состояния в зависимость от физического здоровья тела. Те, у кого тело здоровое, имеют также лучшие душевные способности и дарования, а стало быть, располагают большими возможностями обрести счастье в наши дни.
Анаксимандр из Милета (611–548 гг. до н.э.) – греческий философ ионийской школы, принимал за первоначало беспредельное (apeiron), которое в присущем ему вечном движении выделяет из себя основные противоположности: холодное, теплое, сухое, влажное; из смешения их возникает эмпирический мир.
Анаксимандр. Если Фалес связывал все мироздание с особыми преобразованиями и формами воды и влаги, то другой уроженец Милета, Анаксимандр принимает за источник всех вещей «апейрон» – такое состояние материи, которое не имеет качественной определенности, но, благодаря своему внутреннему развитию и сочетанию, порождает многообразие мира. Подобно Фалесу, Анаксимандр трактовал душу Анаксимандром как одно из состояний апейрона. Анаксимандр был первым из древних философов, кто попытался объяснить возникновение и происхождение человека и живых существ. Ему, пожалуй, первому принадлежит идея зарождения живого из неживого. Возникновение органического мира представлялось Анаксимандру следующим образом. Под действием солнечных лучей из земли испаряется влага, из сгустка которой возникают растения. Из растений развиваются животные, а из животных – человек. Согласно Анаксимандру, человек произошел от рыб. Главный признак, отличающий человека от животных, заключается в более длительном сроке кормления ребенка грудью и в более продолжительном постороннем уходе за ним. В отличие от Фалеса и Анаксимандра, еще один философ милетской школы, Анаксимен (588–522 гг. до н.э.), в качестве первоосновы принимал воздух. Воздушную природу имеет и душа. Она связана с дыханием. Идея близости души и дыхания была довольно широко распространена среди древних мыслителей.
Гераклит Эфесский (Herakleitos Ephesios) (544 – 540 гг. до н. э. – год смерти неизвестен) – греческий философ-материалист. Жил в Эфесе. Имел наследственный титул басилевса (царя-жреца). Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Гераклит известен своими таинственными изречениями, благодаря которым получил прозвище Темный.
Гераклит Эфесский. Среди наиболее важных положений учения Гераклита необходимо выделить:
1) идею о материальной (огненной) природе души и зависимости психического от общих законов природы (логоса);
2) положение о внешней и телесной детерминации психического;
3) дифференциацию уровней жизнедеятельности (сон, бодрствование) и психики (познавательные и побудительные силы);
4) внутреннюю зависимость и соотношение познавательных и побудительных сил, относительный характер последних;
5) изменчивость психических состояний, переход их из одного в другое;
6) процессуальный характер психического и его развитие (самовозрастание);
7) введение первого психологического термина «Психея» для обозначения психических явлений.