Выводы
Итак, Ф.Д. Шлейермахер явился создателем оригинальной философской теории, в которой специфической природой религии провозглашается чувство. Одновременно он выступил и как религиозный реформатор и апологет религии перед лицом современной ему культуры. "В Шлейермахере, - пишет С.Л. Франк, - более зрелое человеческое сознание
XIX века, преодолевшее рационализм XVIII века и вместе с тем насыщенное духовным наследием всей новой европейской культуры, как бы опознало своё религиозное содержание. Он сумел найти слова для невыразимого, вскрыть тайну религиозного чувства и утвердить для него место среди сложных и по-видимому враждебных ему элементов нового жизнепонимания"167. Правда, для этого ему потребовалось подойти к постижению сущности религии, используя принципы редукционизма и пантеизма.Шлейермахер, как мы видели, выступил против зависимости религии от морали и метафизики, за предоставление религии самостоятельного и особого места в сознании и культуре. Однако это удалось ему лишь путём редукции религии чувству
168. Только так Шлейермахер мог добиться введения религии в сферу интересов романтизма169. Для этого-то ему и пришлось утверждать пантеистический (чувственно-мистический) характер религии, что было вполне созвучно основному мировоззренческому настроению романтиков. У Шлейермахера "религия определяется по одному из её действий"170. Такой редукционизм искажает полноту религиозной реальности, в значительной степени разрушая её, заменяя её упрощённой схемой. Религия есть чувство; именно на таком выводе, указывает П. Тиллих, "усиленно настаивают все, кто желал бы освободить сферы знания и морали от всякого религиозного вмешательства"; это и понятно: "религия, ограниченная сферой одного лишь чувства, перестаёт быть опасной для интеллектуальной или практической деятельности человека". Однако она при этом неизбежно "утрачивает всякую серьёзность, истинность и предельный смысл"; "в атмосфере чистой субъективности и чувства, не имея определённого объекта и предельного содержания, религия умирает"171.Всякий философско-религиозный пантеизм в конце концов вынужден предполагать взаимное поглощение сторон религиозного отношения и, тем самым, уничтожение условий религиозной коммуникации. Религия, сведённая к индивидуальному чувству, представляет собой "чисто эстетическое или метафизическое возбуждение"
172, особый случай "сентиментальной взволнованности"173, то есть оказывается психологическим фактом. Такой факт, отмечает Владимир Соловьёв, должен быть назван не религией, а "религиозностью"; он отражает "личное настроение, личный вкус"174. Религиозное отношение, растворяя в себе полюса этого отношения, перестаёт быть отношением, а значит, не может больше пониматься как религия (коммуникация между конечным человеком и Абсолютом). Объективная сторона религиозного отношения, как видим, с необходимостью исчезает. Поэтому в значительной мере прав С.Н. Булгаков, говоря, что "религия" Шлейермахера "есть чистый атеизм, эмоционально окрашенный религиозностью"175. Действительно, ответ Шлейермахера на вопрос о природе религии заключается в признании самодостаточности индивидуума, в своём собственном чувстве находящего абсолютное основание для религии.