Природа религии по "Диалектике" Шлейермахера
Если в "Речах о религии" Шлейермахер определяет природу религиозного отношения на почве "феноменологии сознания", то в лекциях по диалектике он переносит своё рассуждение в область трансцендентализма. Указанные лекции были прочитаны им в Берлинском университете в 1811, 1814, 1818, 1822, 1828 и 1831 гг. Законченного труда по диалектике Шлейермахер не подготовил. В 1839 году, после смерти Шлейермахера, все его фрагменты были изданы под названием "Диалектика"157.
Основные идеи "Диалектики", имеющие отношение к вопросу о природе религии, можно выразить следующим образом.
1. Согласно Шлейермахеру, рациональное познание не может выйти за пределы противоположности бытия и мышления, "реального" и "идеального". На почве рациональности, в логических формах мышления можно познавать лишь саму эту противоположность, но не её основание и, следовательно, не то, что ей предшествует. От рационального познания остаётся скрытым изначальное тождество реального и идеального158. Однако ясно, что мышление о бытии может быть адекватным только в том случае, если бытие и мышление изначально (трансцендентально) тождественны.
2. Если в мышлении человек не в состоянии познать высшее единство как трансцендентальную основу всякого познания, то в чувстве, или "непосредственном самосознании", такая возможность ему открыта. Пусть само чувство - ещё не та "основа", о которой идёт речь; но зато чувство даёт её "аналогию". Это значит, что всякое "непосредственное самосознание" в человеке являет собой некий частный вид тождества мышления и бытия, который аналогичен их абсолютному тождеству. В индивидуальном чувстве мышление оказывается бытием, так как всякое мышление есть "отражение" бытия, а возможность такого отражения связана с пассивностью мыслящего, позволяющего бытию воздействовать на него. С другой стороны, трансцендентальная направленность субъективного чувства "вовне" есть уже воздействие на бытие и, в значительной степени, его условие; таким образом, бытие оказывается мышлением. Но в чувстве тождество бытия и мышления дано лишь субъективно, поэтому индивидуальное переживание тождества не есть оно само. Абсолют как реальное тождество бытия и мышления остаётся непознаваемым для сферы чувства вообще, как и для сферы рационального мышления.159
3. Однако религиозное чувство - особое чувство. Оно заключается не в частной аналогии упомянутой трансцендентальной основы, а в её "представлении". Такое представление "высшей сущности" не требует ни посредничества, ни дополнительной операции обобщения. Оно объективно само по себе. Абсолютное тождество бытия и мышления непосредственно выражает себя в религиозном чувстве160. Однако в данном пункте звучит пока что только декларация, которая требует обоснования. Такое обоснование Шлейермахер даёт через определение содержания религиозного чувства.
4. Содержание представления абсолютного тождества бытия и мышления как трансцендентальной основы сознания (то есть содержание религиозного чувства) утверждается Шлейермахером как "чувство всеобщей зависимости" (
Gefuhl der schlechthinigen Abhangigkeit). Религиозное чувство, будучи представлением самой "трансцендентальной основы" (то есть Абсолюта), является по преимуществу само-выражением этой основы; при этом субъект с необходимостью занимает максимально пассивную позицию. Таким образом, в религиозном чувстве индивид в предельной степени определён и обусловлен Абсолютом; именно поэтому данное чувство и названо чувством всеобщей (абсолютной) 161зависимости. В этой определённости (обусловленности) человека всеобщим единством как раз и демонстрирует (представляет) себя тождество мышления и действия162. Оставаясь по форме субъективным частным состоянием, чувство всеобщей зависимости по своему содержанию оказывается объективным, трансперсональным, ибо в нём демонстрирует себя всеобщее (тождество, единый универсум, Абсолют)163.5. При этом Шлейермахер подчёркивает, что "чувство всеобщей зависимости" не противоречит свободной самодеятельности субъекта. Напротив, это чувство способствует "удостоверению" и укреплению индивида в свободе. Именно благодаря тому, что мыслящий и самодеятельный субъект зависит от "трансцендентальной основы" (Абсолюта), он может быть и самодеятельным, и мыслящим, следовательно, свободным.164 Так в человеческом бытии диалектически соединяются абсолютная зависимость и абсолютная свобода. Мысль Шлейермахера состоит в том, что отдельное "я" может найти абсолютную опору своему бытию (действию) лишь в Абсолюте, которому оно позволяет свободно действовать через себя; таким образом, в силу этой абсолютной зависимости индивид получает онтологическую силу Абсолюта и в этом смысле действительно становится абсолютно всемогущим и, следовательно, абсолютно свободным.
Обратим внимание на принципиальное различие в трактовке Шлейермахером религиозного чувства в "Речах о религии" и в "Диалектике". В 1799 году Шлейермахер утверждает, что любое чувство является религиозным, ибо во всяком чувстве осуществляется отношение конечного к бесконечному. Религия здесь представлена как своего рода "погружение" в бесконечное путём его мистически-чувственного созерцания. В "Диалектике" же религиозное чувство понимается как "непосредственное самосознание", как "чувство всеобщей зависимости", выражающееся в неразличении (индифферентности) мышления и действия. Вероятно, такая эволюция теории религии Шлейермахера произошла под влиянием философии тождества Шеллинга; во всяком случае, можно обнаружить соответствие между учением Шеллинга об индифферентности субъективного и объективного (идеального и реального) в Абсолюте и учением Шлейермахера о чувстве абсолютной зависимости как единстве мышления и практики165. Кроме того, нельзя не отметить воздействие философской теории Фихте о свободе индивидуального "я" через его наполнение силой абсолютного "Я"166.