Природа религии по "Диалектике" Шлейермахера

Если в "Речах о религии" Шлейермахер определяет природу религиозного отношения на почве "феноменологии сознания", то в лекциях по диалектике он переносит своё рассуждение в область трансцендентализма. Указанные лекции были прочитаны им в Берлинском университете в 1811, 1814, 1818, 1822, 1828 и 1831 гг. Законченного труда по диалектике Шлейермахер не подготовил. В 1839 году, после смерти Шлейермахера, все его фрагменты были изданы под названием "Диалектика"157.

Основные идеи "Диалектики", имеющие отношение к вопросу о природе религии, можно выразить следующим образом.

1. Согласно Шлейермахеру, рациональное познание не может выйти за пределы противоположности бытия и мышления, "реального" и "идеального". На почве рациональности, в логических формах мышления можно познавать лишь саму эту противоположность, но не её основание и, следовательно, не то, что ей предшествует. От рационального познания остаётся скрытым изначальное тождество реального и идеального158. Однако ясно, что мышление о бытии может быть адекватным только в том случае, если бытие и мышление изначально (трансцендентально) тождественны.

2. Если в мышлении человек не в состоянии познать высшее единство как трансцендентальную основу всякого познания, то в чувстве, или "непосредственном самосознании", такая возможность ему открыта. Пусть само чувство - ещё не та "основа", о которой идёт речь; но зато чувство даёт её "аналогию". Это значит, что всякое "непосредственное самосознание" в человеке являет собой некий частный вид тождества мышления и бытия, который аналогичен их абсолютному тождеству. В индивидуальном чувстве мышление оказывается бытием, так как всякое мышление есть "отражение" бытия, а возможность такого отражения связана с пассивностью мыслящего, позволяющего бытию воздействовать на него. С другой стороны, трансцендентальная направленность субъективного чувства "вовне" есть уже воздействие на бытие и, в значительной степени, его условие; таким образом, бытие оказывается мышлением. Но в чувстве тождество бытия и мышления дано лишь субъективно, поэтому индивидуальное переживание тождества не есть оно само. Абсолют как реальное тождество бытия и мышления остаётся непознаваемым для сферы чувства вообще, как и для сферы рационального мышления.159

3. Однако религиозное чувство - особое чувство. Оно заключается не в частной аналогии упомянутой трансцендентальной основы, а в её "представлении". Такое представление "высшей сущности" не требует ни посредничества, ни дополнительной операции обобщения. Оно объективно само по себе. Абсолютное тождество бытия и мышления непосредственно выражает себя в религиозном чувстве160. Однако в данном пункте звучит пока что только декларация, которая требует обоснования. Такое обоснование Шлейермахер даёт через определение содержания религиозного чувства.

4. Содержание представления абсолютного тождества бытия и мышления как трансцендентальной основы сознания (то есть содержание религиозного чувства) утверждается Шлейермахером как "чувство всеобщей зависимости" (Gefuhl der schlechthinigen Abhangigkeit). Религиозное чувство, будучи представлением самой "трансцендентальной основы" (то есть Абсолюта), является по преимуществу само-выражением этой основы; при этом субъект с необходимостью занимает максимально пассивную позицию. Таким образом, в религиозном чувстве индивид в предельной степени определён и обусловлен Абсолютом; именно поэтому данное чувство и названо чувством всеобщей (абсолютной) 161зависимости. В этой определённости (обусловленности) человека всеобщим единством как раз и демонстрирует (представляет) себя тождество мышления и действия162. Оставаясь по форме субъективным частным состоянием, чувство всеобщей зависимости по своему содержанию оказывается объективным, трансперсональным, ибо в нём демонстрирует себя всеобщее (тождество, единый универсум, Абсолют)163.

5. При этом Шлейермахер подчёркивает, что "чувство всеобщей зависимости" не противоречит свободной самодеятельности субъекта. Напротив, это чувство способствует "удостоверению" и укреплению индивида в свободе. Именно благодаря тому, что мыслящий и самодеятельный субъект зависит от "трансцендентальной основы" (Абсолюта), он может быть и самодеятельным, и мыслящим, следовательно, свободным.164 Так в человеческом бытии диалектически соединяются абсолютная зависимость и абсолютная свобода. Мысль Шлейермахера состоит в том, что отдельное "я" может найти абсолютную опору своему бытию (действию) лишь в Абсолюте, которому оно позволяет свободно действовать через себя; таким образом, в силу этой абсолютной зависимости индивид получает онтологическую силу Абсолюта и в этом смысле действительно становится абсолютно всемогущим и, следовательно, абсолютно свободным.

Обратим внимание на принципиальное различие в трактовке Шлейермахером религиозного чувства в "Речах о религии" и в "Диалектике". В 1799 году Шлейермахер утверждает, что любое чувство является религиозным, ибо во всяком чувстве осуществляется отношение конечного к бесконечному. Религия здесь представлена как своего рода "погружение" в бесконечное путём его мистически-чувственного созерцания. В "Диалектике" же религиозное чувство понимается как "непосредственное самосознание", как "чувство всеобщей зависимости", выражающееся в неразличении (индифферентности) мышления и действия. Вероятно, такая эволюция теории религии Шлейермахера произошла под влиянием философии тождества Шеллинга; во всяком случае, можно обнаружить соответствие между учением Шеллинга об индифферентности субъективного и объективного (идеального и реального) в Абсолюте и учением Шлейермахера о чувстве абсолютной зависимости как единстве мышления и практики165. Кроме того, нельзя не отметить воздействие философской теории Фихте о свободе индивидуального "я" через его наполнение силой абсолютного "Я"166.