Тема 2. ТИПОЛОГИЯ СОБЕСЕДНИКОВ

    1. Типология собеседников и принятие решений.
    2. Модели делового общения.
    3. Роли, принимаемые в деловой беседе.

 

Типология собеседников и принятие решений

 

Схема 2

Название, номер, девиз

типа

Сфера

Интересов

Профессиональная ориентация, черты характера

Питание

При принятии решений руководствуется

1

2

3

4

5

5. Идеологический

Философия, религия

Философ, ученый

Руководствуется религиозными принципами

Суждением о справедливости или несправедливости

4. Интеллектуальный

Наука,

искусство

Связана с воспроизводством и распространением знаний

Руководствуется различными теориями

Логикой

3. Социальный

"Быть как все"

Экономика, техника

Организатор, менеджер

Не выделяется

Пользой

2. Сентиментальный "Поиск эмоций"

Сюжетная литература

Профессии,

связанные с эмоциональной сферой человека

Гурман

Желании - нежелании, эмоциях

1. Чувственный, "Поиск физических удовольствий"

Танцы, спорт

Самые разнообразные, были бы денежными

Обжора

Суждении "Приятно - неприятно"

 

Схема 2 позволяет не только выявить тип, к которому принадлежит ваш собеседник (этому помогают колонки N 1 - 4), а также построить систему убеждения собеседника, исходя из типа, к которому он принадлежит. Например, по указанным колонкам вы определили, что ваш собеседник принадлежит к социальному типу. Убеждая его в необходимости совершения каких-либо действий, нужно основной акцент сделать на пользе, которую он от этого получит. Если же перед вами собеседник интеллектуального типа, то доказывать ему что-либо, основываясь на пользе, бесполезно. В этом случае лучшим аргументом будет логика.

Модели делового общения

Каждый из нас, конечно, индивидуален и уникален, однако набор моделей, стереотипов делового общения, как и общения вообще, достаточно невелик. В основном, мы пользуемся двумя - тремя моделями. В процессе чтения изложенного ниже материала постарайтесь "примерить" к себе каждую модель, проанализировать, насколько вам присущи черты каждой модели.

1. "Монблан" (дикторская модель). Для собеседника, использующего эту модель характерно:

отстраненность от собеседника (наличие психологического барьера),
люди представляются ему безликой массой,
он соблюдает большую дистанцию,
общение имеет исключительно информационный характер.

 

2. Модель "китайская стена" (неконтактная), для которой характерно:

нежелание сотрудничать,
подчеркивание своего социального статуса, возраста,
снисходительное отношение к собеседнику,
устрашение,
оказание давления на собеседника,
отсутствие обратной связи.

3. Модель "локатор" (дифференцированное внимание). Собеседник, использующий данную модель, при общении ориентируется не на всех своих собеседников, а лишь на их часть. Например, друзей, врагов, нейтрально настроенных. Педагог-локатор будет уделять свое внимание не всем ученикам в равной степени, а сильным учащимся, слабым или средним.

 

4. "Тетерев" (гипорефлексивная модель) характеризуется:

замкнутостью на самом себе,
отсутствием реакции на собеседников,
отсутствием диалога (Тетерев слушает только себя самого).

5. Гамлет (гиперрефлексивная модель):

озабочен не тем, что говорит и чего хочет добиться в результате деловой беседы, а тем, как его воспринимают другие,
мнителен,
обидчив,
его реакции нередко неадекватны.

6. Модель "Робот" (негибкое реагирование). Использующий данную модель собеседник характеризуется следующим:

он общается по составленной заранее программе,
у него жесткая логика,
он невосприимчив к изменениям ситуации, настроения собеседника,
вследствие этого бывает нелепым,
обратные связи не воспринимаются,
диалог отсутствует.

7. Модель "Я сам" (авторитарная):

собеседник стремится сделать себя главным лицом в беседе,
нередко не дает другим и слова вставить в свой монолог,
ставит себя выше всех,
считает свои суждения истиной в последней инстанции,
обратные связи отсутствуют.

8. Модель "Союз" (активное взаимодействие) - самая эффективная модель. Для собеседника, использующего эту модель, характерно следующее:

он ведет диалог,
внимательно слушает других,
старается поддерживать мажорное настроение,
чутко схватывает и адекватно реагирует на изменения в настроении собеседников,
стремится к тому, чтобы решение было принято совместными усилиями,
имеется как прямая, так и обратная связь

Из анализа моделей делового общения мы видим, что наиболее эффективной моделью является "Союз". "Локатор" имеет существенные недостатки, а такие модели, как "Монблан", "Китайская стена", "Тетерев", "Гамлет", "Робот" или "Я сам" представляют собой ни что иное, как механизм психологической защиты и очень быстро "впитываются" психикой. Поэтому, обнаружив их у себя, следует поработать над собой, над своим стилем общения. Это трудная, но разрешимая задача. Главное - самоконтроль и сознательное использование в деловом общении приемов, которые характерны для модели "Союз". Немалую помощь может оказать также аутогенная тренировка (см. книги российского психотерапевта В. Леви).

Роли, принимаемые в деловом общении

Название роли

Характеристика роли

Нейтрализация/активизация роли

1. "бешеная собака"

Нетерпеливость, несдержанность, грубость, невоспитанность

╥ заранее поговорив о содержании беседы, заручиться его поддержкой,

╥ оставаться предельно вежливым, спокойным,

╥ если он занимает высокий пост, то решения должны формулироваться его словами,

╥ разместить подальше от центра,

╥ в крайнем случае - прервать разговор и перенести на другое время.

2. "спокойная лошадка"

Трудолюбива, доброжелательна, сговорчива, справедлива.

╥ искать у нее поддержки,

╥ если она принадлежит противной стороне переговоров, аргументы адресовать именно к ней,

╥ поручать ей формулировать решения, подводить итоги,

╥ разместить в центре или между негативными типами.

3. "вертлявая обезьяна" (всезнайка)

Думает, что знает все лучше всех, всегда имеет свое мнение, всегда просит слова.

╥ попросить высказывать мнение по поводу ее суждений каждый раз разных людей,

╥ поблагодарив за вклад в беседу, сказать, что другие тоже должны работать,

╥ задавать очень сложные вопросы,

╥ дать много технической работы, например, попросить вести протокол,

╥ разместить рядом с ведущим.

4. "сверчок" (болтун) Болтает по теме и просто так, отвлекает от предмета переговоров.

╥ строго следить за регламентом,

задавать вопросы по теме, если он ушел от нее,

╥ дать много технической работы,

╥ разместить рядом с ведущим или позитивным собеседником.

5. "заяц -трусишка" Неуверен в себе, боится выглядеть глупо или смешно; часто молчит, хотя его информация и мнение могут оказаться очень ценными. Задача ведущего - активизировать такого собеседника.

╥ задавать ему вопросы информативного характера,

╥ спрашивать его мнение,

╥ благодарить за вклад в беседу,

╥ разместить поближе к центру.

6. "угрюмый ежик" Все кажется ему недостойным внимания, думает о своем, незаинтересован в беседе, часто грубиян.

╥ признать его значимость,

╥ побеседовать заранее, убедить в важности разговора, показать его выгоду.

╥ разместить ближе к центру.

7. "спящий бегемот" Разговор его вообще не интересует

╥ расспросить об его работе, сфере его интересов,

╥ привести примеры из сферы его интересов,

╥ наводить у него справки,

╥ разместить рядом со спорщиком или неприятным ему человеком.

8. "важная птица" Считает себя выше других, не выносит критики.

╥ не критиковать,

╥ применять метод "Да, но ..."

╥ разместить ни в центре, ни на периферии.

9. "почемучка" Задает слишком много вопросов, среди которых много малозначимых, мешает ведению переговоров.

╥ попросить отвечать на вопросы каждый раз новых собеседников,

╥ рассмешить,

╥ разместить в дальнем углу.