Тема 2. ТИПОЛОГИЯ СОБЕСЕДНИКОВ
Типология собеседников и принятие решений
Схема 2
Название, номер, девиз типа |
Сфера Интересов |
Профессиональная ориентация, черты характера |
Питание |
При принятии решений руководствуется |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5. Идеологический |
Философия, религия |
Философ, ученый |
Руководствуется религиозными принципами |
Суждением о справедливости или несправедливости |
4. Интеллектуальный |
Наука, искусство |
Связана с воспроизводством и распространением знаний |
Руководствуется различными теориями |
Логикой |
3. Социальный "Быть как все" |
Экономика, техника |
Организатор, менеджер |
Не выделяется |
Пользой |
2. Сентиментальный "Поиск эмоций" |
Сюжетная литература |
Профессии, связанные с эмоциональной сферой человека |
Гурман |
Желании - нежелании, эмоциях |
1. Чувственный, "Поиск физических удовольствий" |
Танцы, спорт |
Самые разнообразные, были бы денежными |
Обжора |
Суждении "Приятно - неприятно" |
Схема 2 позволяет не только выявить тип, к которому принадлежит ваш собеседник (этому помогают колонки N 1 - 4), а также построить систему убеждения собеседника, исходя из типа, к которому он принадлежит. Например, по указанным колонкам вы определили, что ваш собеседник принадлежит к социальному типу. Убеждая его в необходимости совершения каких-либо действий, нужно основной акцент сделать на пользе, которую он от этого получит. Если же перед вами собеседник интеллектуального типа, то доказывать ему что-либо, основываясь на пользе, бесполезно. В этом случае лучшим аргументом будет логика.
Каждый из нас, конечно, индивидуален и уникален, однако набор моделей, стереотипов делового общения, как и общения вообще, достаточно невелик. В основном, мы пользуемся двумя - тремя моделями. В процессе чтения изложенного ниже материала постарайтесь "примерить"
к себе каждую модель, проанализировать, насколько вам присущи черты каждой модели.1. "Монблан" (дикторская модель). Для собеседника, использующего эту модель характерно:
![]() |
отстраненность от собеседника (наличие психологического барьера), |
![]() |
люди представляются ему безликой массой, |
![]() |
он соблюдает большую дистанцию, |
![]() |
общение имеет исключительно информационный характер. |
2. Модель "китайская стена" (неконтактная), для которой характерно:
![]() |
нежелание сотрудничать, |
![]() |
подчеркивание своего социального статуса, возраста, |
![]() |
снисходительное отношение к собеседнику, |
![]() |
устрашение, |
![]() |
оказание давления на собеседника, |
![]() |
отсутствие обратной связи. |
3. Модель "локатор" (дифференцированное внимание). Собеседник, использующий данную модель, при общении ориентируется не на всех своих собеседников, а лишь на их часть. Например, друзей, врагов, нейтрально настроенных. Педагог-локатор будет уделять свое внимание не всем ученикам в равной степени, а сильным учащимся, слабым или средним.
4. "Тетерев" (гипорефлексивная модель) характеризуется:
![]() |
замкнутостью на самом себе, |
![]() |
отсутствием реакции на собеседников, |
![]() |
отсутствием диалога (Тетерев слушает только себя самого). |
5. Гамлет (гиперрефлексивная модель):
![]() |
озабочен не тем, что говорит и чего хочет добиться в результате деловой беседы, а тем, как его воспринимают другие, |
![]() |
мнителен, |
![]() |
обидчив, |
![]() |
его реакции нередко неадекватны. |
6. Модель "Робот" (негибкое реагирование). Использующий данную модель собеседник характеризуется следующим:
![]() |
он общается по составленной заранее программе, |
![]() |
у него жесткая логика, |
![]() |
он невосприимчив к изменениям ситуации, настроения собеседника, |
![]() |
вследствие этого бывает нелепым, |
![]() |
обратные связи не воспринимаются, |
![]() |
диалог отсутствует. |
7. Модель "Я сам" (авторитарная):
![]() |
собеседник стремится сделать себя главным лицом в беседе, |
![]() |
нередко не дает другим и слова вставить в свой монолог, |
![]() |
ставит себя выше всех, |
![]() |
считает свои суждения истиной в последней инстанции, |
![]() |
обратные связи отсутствуют. |
8. Модель "Союз" (активное взаимодействие) - самая эффективная модель. Для собеседника, использующего эту модель, характерно следующее:
![]() |
он ведет диалог, |
![]() |
внимательно слушает других, |
![]() |
старается поддерживать мажорное настроение, |
![]() |
чутко схватывает и адекватно реагирует на изменения в настроении собеседников, |
![]() |
стремится к тому, чтобы решение было принято совместными усилиями, |
![]() |
имеется как прямая, так и обратная связь |
Из анализа моделей делового общения мы видим, что наиболее эффективной моделью является "Союз". "Локатор" имеет существенные недостатки, а такие модели, как "Монблан", "Китайская стена", "Тетерев", "Гамлет", "Робот" или "Я сам" представляют собой ни что иное, как механизм психологической защиты и очень быстро "впитываются" психикой. Поэтому, обнаружив их у себя, следует поработать над собой, над своим стилем общения. Это трудная, но разрешимая задача. Главное - самоконтроль и сознательное использование в деловом общении приемов, которые характерны для модели "Союз". Немалую помощь может оказать также аутогенная тренировка (см. книги российского психотерапевта В. Леви).
Роли, принимаемые в деловом общении
Название роли |
Характеристика роли |
Нейтрализация/активизация роли |
1. "бешеная собака" | Нетерпеливость, несдержанность, грубость, невоспитанность |
|
2. "спокойная лошадка" | Трудолюбива, доброжелательна, сговорчива, справедлива. |
|
3. "вертлявая обезьяна" (всезнайка) | Думает, что знает все лучше всех, всегда имеет свое мнение, всегда просит слова. |
|
4. "сверчок" (болтун) | Болтает по теме и просто так, отвлекает от предмета переговоров. |
|
5. "заяц -трусишка" | Неуверен в себе, боится выглядеть глупо или смешно; часто молчит, хотя его информация и мнение могут оказаться очень ценными. | Задача
ведущего - активизировать такого собеседника.
|
6. "угрюмый ежик" | Все кажется ему недостойным внимания, думает о своем, незаинтересован в беседе, часто грубиян. |
|
7. "спящий бегемот" | Разговор его вообще не интересует |
|
8. "важная птица" | Считает себя выше других, не выносит критики. |
|
9. "почемучка" | Задает слишком много вопросов, среди которых много малозначимых, мешает ведению переговоров. |
|