Традиционная космологическая система китайцев
Традиционная космологическая теория позволяет составить представление о "китайской" картине Мира. Мы не можем судить о культуре, не имея представления о традиционной модели мира, которая лежит в ее основе и которая присутствует в любом виде человеческой деятельности. Космогенез прошел такие стадии: первоначальный хаос разделился на инь-ци и ян-ци. Инь - это сырое, темное, тяжелое, женское начало. Ян - твердое, светлое, легкое, мужское начало. Тяжелая и мутная пневма инь опустилась вниз и образовала Землю, а легкая и чистая пневма ян поднялась вверх и образовала Небо. Началось круговращение ян и инь, обмен пневмами, которые в разнообразных сочетаниях друг с другом образовали все сущее в мире - "десять тысяч вещей". Китайцы усматривали взаимодействие инь и ян во всех явлениях и событиях мира. Идеальное гармоничное состояние этих двух начал мироздания запечатлено на знаменитой эмблеме Великого Предела - главной схеме-формуле Вселенной. Инь и ян рассматривались как равно необходимые и взаимодополняющие начала. "То движение, то покой - они коренятся друг в друге", "Покой доходит до предела, и появляется движение, Движение доходит до предела, и появляется покой". Избытка ян и инь не может быть, поскольку Целое не разрушается, существует Великий Предел. "В крайнем Пределе холод замораживает, жар сжигает. Надо вовремя повернуть назад, чтобы действовать в унисон с Природой, не идти ей наперекор". Отсюда возник закон Середины, равновесия. Инь - ян не являются самостоятельными субстанциями, они - форма существования, или состояния, субстанции ци. Ци - это жизненная энергия, или жизненная сила, которая идет из космоса. Ею физически наполнен мир и она энергетически заряжает все вещи и существа, даруя им тем самым факт бытия.
Среди "существ и вещей" появляется человек. Небо и Земля считаются родителями Человека. Возникает триада: Небо (космос) - Земля - Человек.
Человек рассматривается как существо, вобравшее в себя чистейшую и совершеннейшую сущность инь и ян в их полной гармонии, он как бы объединяет в себе Небо и Землю. Каждый человек - это малый мир, микрокосм, поэтому он считается в китайской культурной традиции космическим началом, равномощным и равнозначным Небу и Земле. Человек в триаде занимает центральное место. Это духовный элемент космологической системы. Сюнь цзы писал в третьем веке до н.э.: "Огню и воде присущи ци, но не присуща жизнь. Деревьям и травам присуща жизнь, но не присуще знание. Птицам и зверям присуще сознание, но не присущи Долг-Справедливость. Человеку же присущи ци, жизнь, сознание, и к тому же Долг-Справедливость, потому-то он - самое дорогое в Поднебесной". Человек, в соответствии с этой системой, осуществляет на Земле небесный замысел: через него происходит очищение ци, в нем пересекаются все связи мира. Небо и Земля интересовали китайцев не сами по себе, а только в их отношении к Человеку.(здесь ключевое слово - отношение). Миссия Человека заключалась в том, чтобы оберегать Целостность Мира, беспредельную, бесконечную мозаику бытия, он должен предоставлять всем вещам быть тем, чем они есть, не нарушать ритм Вселенной, Целого, единого биосоциального организма. Человек должен относиться к Небу и Земле как к родителям - гармонизировать отношения с ними, забывая о своем "я".
Высшее начало мира - Дао (Путь) понималось как всепорождающее, бесконечное Превращение мира, без начала и конца, невидимая "пружина", дыхание, ритм Вселенной, неведомый соучастник диалога Человека и Космоса. Это начало всех начал, основа всего сущего. Все рождается из Дао и все уходит в Дао. Но это - не бог, не сверхъестественная сила, поскольку Дао естественно, хотя и непостижимо. "Человек следует Земле, Земля - Небу, Небо - Дао, а Дао - самому себе".
Есть Небесное Дао, есть человеческое Дао. Дао-человек - это синоним мудреца, сумевшего встать на Путь, уловить ритм Вселенной и жить в соритмичности с космосом.
Человек получал из космоса благую, светлую энергию "дэ", которая интерпретировалась как животворящая сила. Было дэ правителя, дэ благородного мужа, дэ обыкновенного человека. Количество этой энергии разное у разных людей, оно может увеличиваться или уменьшаться, от этого зависит жизненная сила и стойкость человека: "и простолюдин может быть императором, если у него много дэ".
Особо следует сказать об отношениях Небо - человек. Китайцы формулировали их так: "Небо высоко, но слышит голос маленького человека". Человек может расположить к себе Небо соблюдением этических норм, добродетельным поведением, но может и разгневать Небо, которое способно наказать за неправедное поведение: "Туда, где соберется много праведных, счастье не может не придти, а там, где соберется масса нечестивых, беда не заставит себя ждать. И вот ветры и дожди начинаются не ко времени, сладостный дождь не орошает землю, иней и снег не по сезону. Холод и жар не когда следует, Инь и ян не по порядку, четыре времени года не в срок сменяют друг друга. Происходит упадок нравов. Сердца ожесточаются, как у зверей, жажда выгоды растет, а это вызывает еще большие знамения". Выход для человека в подобные времена один: "при дурных знамениях творить добрые дела - несчастья не будет".
Общество считалось частью природы, космоса, оно не рассматривалось как существующее само по себе. Единая система - Человек - Мир - Природа - подчиняется единым законам эволюции. Отдельный человек, а вместе с ним все общество в идеале должны были пытаться достичь полного единения с космическими началами, полной "единотелесности" с универсумом. "Есть я и мир. Что же должен делать я в этом мире и как относиться к нему" - вот главный вопрос, на который должен был ответить китаец.