Экологизация науки и энвайроментализм

Экология изначально понималась как наука об окружающей среде. Причем, среда воспринималась как нечто внешнее по отношению к познающему субъекту. Задача современной экологии может быть интерпретирована как построение интегральной теоретической модели такой нелинейной системы, как биосфера, в единстве ее биотических, абиотических и антропогенных характеристик. К такой постановке задачи экологическая наука пришла не сразу. Можно выделить три этапа последовательного усложнения предмета исследования. На первом - акцент делался на изучение закономерностей функционирования биотического компонента в системе взаимосвязей организма и среды. На втором этапе предметом анализа становится биосфера в единстве ее биотических и абиотических структур. При этом, как правило, эволюция биосферы исследуется вне учета техногенной деятельности человека. Третий этап связан с разработкой концептуальных моделей коэволюции человека и биосферы, т.е. предполагает системное описание ситуаций взаимодействия общества и окружающей среды.

Подход, формирующийся в новой становящейся науке, исследователи обозначают разными терминами как системная, холистическая, синергетическая парадигма, как экологизация науки. Но все эти обозначения, по существу, "схватывают" разные аспекты одного явления: через отказ от дуалистического мировосприятия формирование новых отношений "Человек - Природа". В западноевропейской культуре "модель заменила эйдос", рационализм ориентировал на познание сущности и выявление универсальных законов, объективных истин. Сегодня объективистская позиция, т.е. отношение к миру, как к чему-то внешнему, сменяется иной позицией, в которой мир и человек едины. Анализируя особенности экологического мышления, исследователи указывают, что одним из признаков экологизации естествознания является отказ от представлений, согласно которым природа - это кладовая богатств и объект нашего знания, а затем уже все остальное.

Экологическое мышление развивает понимание природы как системы организмического типа, спонтанной, живой, самоорганизующейся, не как сущности, а как существа. Последний аспект подчеркивается в работах Ф. П. Гиренка. Экологическое мышление, развивает понимание того, подчеркивает он, что у знания нет примата по отношению к жизни. Во всяком случае, жизнь человека, равно как и среда его жизни, - это не предикат знания. Наоборот, люди сначала должны жить, а потом уже они способны что-то знать о своей жизни. Рассматривать природу не логически, а бытийно, не как объект, а как среду жизни, избавляясь от противопоставления сущностей и существования, фактов и необходимости. Мир, как объект, полностью определен законами. Мир, как индивид, как существо, спонтанно доопределяется.

Другой аспект экологизации естествознания в том, что объектами современной науки становятся "человекоразмерные" объекты, такие как "окружающая среда", "биосфера". Познание такого рода объектив невозможно с позиций внешнего наблюдателя. Современная наука констатирует взаимосвязь всего сущего и, прежде всего, человека с его экосистемой. Природа - предельно расширенное "Я", а "Я" есть природа.

Третий аспект экологизации естествознания связан с коэволюционнной концепцией, где коэволюция, совместная, сопряженная эволюция системы и ее среды, - есть новая трактовка эволюции природы. Поясняя суть коэволюции, В. А. Кутырев указывает на связанность компонентов коэволюционного комплекса друг с другом не единством субстрата, а единством функции. Внешней среды для природного комплекса, составляющие которого эволюционируют совместно, как бы нет, она трансформируется в сеть взаимосвязей компонентов.

В рамках коэволюционной концепции имеются способы взаимодействия человека с внешним миром. Деятельностная установка ориентирована на переделку природы, прогрессистский рационализм - на овладение ресурсами, знанием, истиной. Коэволюционный подход не исключает деятельностного отношения к миру, однако, трансформирует целевые установки. Целью становятся не внешние ценности, не прогресс как самоцель, а человек. Учение о человеке - философская антропология претерпевает движение в сторону духовности как реального фактора бытия, как участника эволюционной динамики [4].

В работах В. А. Кутырева, Ф. И. Гиренка, Т. Роззака, Б. Колликота показана взаимосвязь экологии природы и экологии духа. Приведем несколько ярких высказываний. Техногенная культура имеет своим продуктом не только "расхристанную" природу, развитие человечества по техногенным стандартам пишет В. Кутырев, это путь на Голгофу, путь к потере себя, к постчеловеку. "Долгое время было принято считать, что существуют бессмертные души и бренные тела. Но коварство безбожного технического мира в том, что души людей умирают раньше, оставляя после себя функциональные оболочки, которые и действуют, - постчеловека" [5]. Следствием того, что человек признает господство над собой "технологического императива", становится перерождение культуры в тектуру. "Тектура", предложенный В. Кутыревым термин, - гибрид от "культура" и "техника". Тектура - это культура искусственного мира, культура постчеловека.

Многие авторы связывают глобальный кризис современности с анализом постмодернизма - стиля современной эпохи. Ж.-Ф. Лиотар назвал постмодернизм антитезой всей современной истории, выделив такие его черты как плюралистичность мира вместо монизма; апология расщепленной личности вместо автономии индивида; богоотступничество вместо веры.

Однако деконструктивизм постмодернизма, как это ни парадоксально на первый взгляд, может обернуться необходимым шагом, который делает эволюция на своем пути при переходе к новому витку развития. Постмодернизм, являясь идеологией конца субъекта или атомарного индивида, готовит переход к новому экологическому сознанию, формирует личность, ориентированную на ценность коллективного бытия. Черты такого мира слагаются в современной науке. Явления коэволюции (сопряженная эволюция), синергетика, изучающая совместные, кооперативные процессы, системный подход и холистическое мировидение, глобальный эволюционизм и экологизация естествознания, - таковы реальности современной науки.

Инвайроменгализм, опираясь на эволюционно-синергетическое видение реальности, предлагает "децентрализованное социальное устройство". Один из организаторов экологического движения в США Б. Токар предложил новый проект общественного устройства, который назван автором "биорегионализм". Биорегион - это область, определяемая не политическими границами, а естественными, биологическими и геологическими особенностями. Биорегионализм предполагает разрушение "племенного", "кланового" сознания, разрушения наций.

Биорегионализм предполагаег также прекращение господства западной культуры над прочими формами культуры. Активисты экологического движения выдвигают новый общественно-политический проект: не социалистическое и не капиталистическое, а постматериальное общество, которое должно вызреть в недрах современной цивилизации. Идеологию постматериализма теоретик экологического движения в Америке Р. Паелке обозначает просто термином "энвайроментализм". Экологический феномен заставляет пересмотреть само понятие идеологии, отмечает он, поскольку идеология в настоящее время означает нечто большее, чем вопросы экономических интересов разных классов [6]. Рассмотрим феномен экологии с позиций философии. Начать следует с анализа становления новой философии природы.