Организмическое и холистическое видение природы

Альтернативное механистическому представление о природе складывалось в рамках организмического видения. Оно не было настолько популярным в культуре XVIII-XIX в.в. как механистическое, но, тем не менее, выражалось не одним ученым и философом. Такого представления о мире придерживались, некоторые западные мыслители, например, Гете, Шеллинг, Уайтхед и др.

В русской философии и науке, а Россия, как известно, занимает буферное положение между Западом и Востоком как географически, так и в социокультурном аспекте, отношение к природе также было неоднородно. С одной стороны, представлены западнические традиции - базаровское "природа не храм, а мастерская, и человек в ней - работник" хорошо иллюстрирует именно потребительско-индустриальное отношение к природе, основывающееся на механистической модели мира.

С другой стороны, в космизме как религиозно-философского, так и естественнонаучного толка, сложилось представление о природе как о живой и наделенной духом. У В. Соловьева природа - одна из форм творчества, а Бог - Художник. У П. Флоренского природа - символ духа, знак духовного бытия, материя пронизана жизнью и духом. В учении о единстве микрокосма и макрокосма Н. Бердяев стирает грань между Человеком и Вселенной. В. И. Вернадский обосновывает идею о том, что "мысль - есть планетное явление", о переходе биосферы в ноосферу, о живом веществе как факторе геологической эволюции, о "всюдности" жизни и др., формирует представление о природе как живой, спонтанной.

Познавательное отношение к природе не как к сущности, а как к существу более всего отличает экологическое мышление, формирование которого было начато В. И. Вернадским и продолжается сегодня. Среди русских ученых, не механистически мыслящих о природе, нельзя не упомянуть С. Л. Франка, хотя его и не относят к космистам. В отличие от механистического "природа проста...", у Франка всякая вещь и мир в целом есть нечто большее и иное, чем все, что мы о нем знаем, "...поскольку человеческий дух сам принадлежит к реальности и внутренне связан с ней и ей сродни... Между человеческим духом и всеединством бытия вообще не может быть никакой безусловно непроницаемой преграды" [43].

Особенностью русского космизма, по словам Ф. И. Гиренка, является то, что природа для космистов не объект, наблюдаемый и описываемый человеком извне. Природа для них - это космос, то есть мир, элементом которого мы являемся [44]. Космисты пытаются преодолеть разрыв человека и природы, субъекта и объекта. Образ мира, сложившийся в западноевропейской культуре, это машина, в нем нет души и нет места человеку, в мироустройстве космистов существует пространство, соразмерное душе человека: у П. А. Флоренского - это пневматосфера, у В. И. Вернадского - ноосфера.

Наиболее емко, точно и прекрасно выражено понимание природы, образ природы, создаваемый русской научно-философской мыслью и глубинными интуициями русской культуры, в поэтическом слове Ф. И. Тютчева:

Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик!

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык!..

Поистине, гениально схвачены образы природы, которые реализовались в западноевропейской культуре и выявляемые в исторической ретроспективе. Здесь и образ природы-текста: природа - слово, язык (средневековая эпоха), обездушенная природа-механизм - образ природы в Новое время, и тот новый образ природы, не сущности, а существа, наделенного душой, способностью любить..., который складывается в экологическом мировосприятии современности. Здесь и акцентируемая синергетической парадигмой спонтанность, случайность природных процессов как характеристика свободы.

Переход от механистического к холистическому видению природы характеризует западноевропейское мировоззрение второй половины ХХ в. В связи с открытием явлений самоорганизации, в науке начинает формироваться новый взгляд на природу, появляется перспектива понимания природы как саморазвивающейся целостности, включающей человека.

Современная культура, отличительной чертой которой является плюрализм, формирует мультиобраз природы. Сохраняет свое значение и влияние механистическое видение природы. В контексте экологизации естествознания, на основе глобального эволюционизма и коэволюционных стратегий все более распространенным становится понимание природы как спонтанного жизненного организма, как существа (не сущности). Образ природы-текста близок тому слою носителей современной культуры, которые разделяют герменевтический настрой мысли.