4.4. Изложение информационного материала
Исследование пяти наиболее популярных стилей письма (исследование лаборатории Sun Microsystems; полный отчет об экспериментах см. на http://www.useit.com) показало, что средний веб-сайт становится на 53 % удобней для восприятия пользователя, если текст написан сжато и кратко, на 47 % удобней, если текст легко просматривается, и на 27 % удобней, если текст написан в информативном, а не в "рекламном" стиле, который столь популярен сейчас на корпоративных сайтах.
Результаты эксперимента:
- текст должен легко просматриваться. Чтобы сэкономить время поиска, пользователь сначала бегло просматривает текст, а не читает целиком. Просматривание могут облегчить такие элементы текста, как заголовки, большой размер шрифта, жирный шрифт, гиперссылки в тексте, маркированный текст, графика, выделенные надписи и основные смысловые предложения, оглавление;
- текст должен быть коротким или, по крайней мере, поделен на абзацы. Многие пользователи хотят, чтобы, скажем новостные или другие обзоры помещались на один экран. Слишком длинные тексты (на несколько экранов) заставляют пользователя читать только начало на первом экране и, в лучшем случае, конец – на последнем;
- в письме пользователям Интернета нравятся всевозможные оглавления и стиль "перевернутой пирамиды", когда сначала читателю подается сама новость, а также выводы, а уже потом – подробности. Такой подход позволяет сразу получить необходимую информацию и целиком захватывает внимание. У читателя просто не остается вопросов, на какую тему все-таки написана статья и стоит ли тратить на нее время;
- гипертекстовая структура может оказаться очень полезной при чтении. Невероятно удобным текст в Интернете делают именно гиперссылки. Если вы пришли за конкретным документом, они не мешают прочесть его или распечатать. Однако если вы изучаете какую-то проблему, то, найдя один текст, вы, пользуясь гиперссылками, можете обнаружить еще несколько не менее интересных документов по теме;
- графические элементы нравятся пользователям, только если они дополняют текст. Текст и графика – очень сильная и эффективная комбинация, однако только в том случае, если они синхронно работают на восприятие пользователя. Графика, которая ничего не добавляет к тексту, просто отнимает время у пользователя;
- даже на серьезных сайтах должно быть место юмору. Дискутируя о роли юмора в различных средствах массовой информации, участники эксперимента говорили и о юморе на веб-сайтах. В целом все согласились с тем, что веб-сайт не должен быть совсем уж сухим и серьезным. Однако у разных людей совершенно разное чувство юмора, поэтому в каждом случае надо хорошо представлять себе аудиторию сайта и правильно подбирать уместные шутки и тип изложения.