Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Томский государственный университет



 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ИДО ТГУ

______________ Г.В. Можаева

"____" ___________ 2006 г.





Основы сайтостроения

Рабочая программа УМК



 

Рекомендовано

методической комиссией

ИДО ТГУ

Председатель методической комиссии

______________ Т.В. Руденко

"____" ___________ 2006 г.




Томск
2006


1. Организационно-методический раздел


1.1. Пояснительная записка


Учебно-методический комплекс (УМК) "Основы сайтостроения" входит в состав комплекта учебно-методических материалов по программе повышения квалификации "Основы работы в Интернет и сайтостроение", адресованной работникам сферы образования, которые хотят научиться проектировать и создавать веб-сайты и интересуются проблемами компьютерного веб-дизайна.

Комплекс ориентирован на изучение теоретических вопросов, связанных с применением интернет-технологий в области научных исследований и в организации учебного процесса, проектированием веб-ресурсов. Особое внимание уделяется практическим вопросам сайтостроения.

Модульная структура организации материала позволяет адаптировать ресурс к различным целевым группам слушателей, желающим расширить свой кругозор или повысить свою квалификацию в рамках данного направления. Материал курса окажется полезным педагогам для подготовки нетрадиционных уроков по информатике.

Учебно-методический комплекс включает рабочую программу, электронное учебное пособие, тестирующую систему. Основу УМК составляет электронное учебное, представленное в сетевом варианте.


1.2. Цели и задачи

Основная цель – формирование у слушателей теоретических представлений о процессе проектирования интернет-ресурса и практических навыков по разработке веб-сайта.

В связи с этим, основными задачами являются:

- познакомить слушателей с основными теоретическими понятиями разработки веб-ресурсов;

- показать актуальность проблем применения информационных технологий (ИТ) в образовательной и научной деятельности;

- научить проектировать и разрабатывать веб-ресурсы;

- познакомить с технологией рекламы веб-ресурсов.

Основными объектами изучения являются:

- сайт, как информационная единица сети Интернет;

- Интернет, как новая информационная среда образовательной и научной деятельности;

- человек, как пользователь сети Интернет.

В результате изучения материала слушатели должны иметь представление:

- о значении веб-технологий в современной науке и образовании;

- о теоретических основах разработки интернет-ресурсов;

- об этапах проектирования интернет-ресурсов;

- о возможностях рекламы в Интернет.

В результате изучения материала слушатели должны уметь:

- анализировать дизайн, юзабилити и структуру веб-ресурсов;

- составлять проект создания веб-ресурса;

- разрабатывать веб-ресурс с использованием языка гипертекстовой разметки;

- планировать и проводить рекламную кампанию веб-ресурса;

- работать с учебной, методической и научно-популярной литературой, в том числе и с электронными базами данных и интернет-ресурсами.


1.3. Содержание деятельности слушателей

Познавательная деятельность слушателей предполагает:

- знакомство с концепцией проектирования информационных систем;

- знакомство с исследованиями в области проектирования веб-ресурсов;

- изучение разнообразия применения веб-технологий в различных сферах человеческой деятельности;

- анализ особенностей психологического восприятия информации пользователями Интернет;

- анализ влияния на свойства веб-ресурса его содержания, функционального назначения и целевой аудитории;

- работу с учебной, методической и научно-популярной литературой, в том числе с электронными базами данных и интернет-ресурсами.


2. Содержание УМК


2.1. Сетевое учебное пособие

2.1.1. Содержание программы сетевого учебного пособия

Введение

Тема 1. Что такое сайт и как он устроен

Понятие сайт.

Структура и свойства сайта, как информационной единицы Интернет.

Тема 2. Классификация сайтов

Критерии классификации.

Особенности классификации образовательных ресурсов.

Тема 3. Дизайн сайта

Требования предъявляемые к графическому дизайну.

Роль цвета в оформлении веб-ресурса.

Особенности выбора и применения шрифтов.

Приемы верстки текстовой информации.

Представление мультимедиаматериалов на страницах сайта.

Адаптация дизайна страницы под различные разрешения монитора.

Тема 4. Юзабилити сайта

Понятие юзабилити интернет-ресурсов.

Приемы улучшения юзабилити ресурса.

Тема 5. Проектирование сайта

Составление проекта: формулирование целей задач, определение инструментария, анализ существующих ресурсов.

Разработка веб-ресурса: свойства веб-страницы, разметка страниц, организация навигации, наполнение страниц содержанием, представление на сайте объектов различного свойства.

Тема 6. Размещение в сети и реклама сайта

Понятие хостинг, домен.

Реклама интернет-ресурса. Способы привлечения целевой аудитории. Анализ результатов рекламных мероприятий.

Заключение


2.1. 2. Описание содержания сетевого учебного пособия

Сетевое учебное пособие "Основы сайтостроения" включает введение, 6 тем и заключение.

Введение предназначено для знакомства слушателей с актуальностью вопросов, связанных с разработкой веб-сайтов и их дальнейшим использованием в научной и образовательной деятельности. Демонстрируются возможности применения интерент-технологий в деятельности учебных заведений.

В первой теме рассматривается понятие веб-сайт, свойства и структура данной информационной единицы, её отличие от материальных носителей информации.

В теме "Классификация веб-сайтов" рассматриваются проблемы типологии интернет-ресурсов. Выделяются критерии классификации: по объему, характеру информационного содержания, способу доступа, широте аудитории, частоте обновления, технологии выполнения.

Материал третьей темы знакомит с основами графического дизайна веб-ресурсов. Указываются общие требования дизайну: привлекательность дизайн-решения для основной группы пользователей, уникальность и запоминаемость. Анализируются основные элементы дизайна ресурсов: цвет, шрифт, верстка текстовой информации, рисунки и фотографии. Рассматривается проблема адаптация дизайна страницы под различные разрешения монитора.

Четвертая тема пособия повествует о понятии юзабилити и основных подходах его реализации в проектировании веб-ресурсов. Дружелюбность интерфейса достигается с помощь оптимальной организации разметки страницы, навигации сайта структуры и содержания главной страницы.

В теме "Проектирование веб-сайта" представлена технология создания интернет-ресурса с помощью специального программного обеспечения.

Завершается пособие рассмотрением в шестой теме вопросов и проблем, связанных с размещением сайта в сети Интернет, его рекламы и поддержки.

Заключение посвящено описанию основных проблем, с которыми приходится сталкиваться современным разработчикам веб-ресурсов: многообразие узких специализаций в сайтостроении, дефицит специалистов по разработке информационной архитектуры и рекламе и ресурсов.

2.2. Тестирующая система

Тестирующая система УМК дает возможность осуществить самоконтроль знаний, обнаружить имеющиеся пробелы и сделать собственные выводы. Тестирующая система УМК "Основы сайтостроения" включает тесты по содержанию основных тем учебного пособия.

Тестовые задания размещены в сетевой тестирующей оболочке, разработанной на основе языка гипертекстовой разметки.


В тестирующей системе использованы следующие типы тестовых заданий:

- тесты единственного выбора,

- тесты множественного выбора,

- тесты на восстановление соответствия.

По результатам тестирования слушатель получает оценку по 100 балльной шкале.


3. Литература  


Рекомендуемая литература (основная)

  1. Байков А. Интернет: поиск информации и продвижение сайтов. - СПб.: BHV-СПб, 2000. - 228 с.
  2. Мартин В. Шаблонные решения для web-сайтов. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://webmascon.com/topics/planning/16a.asp, свободный.
  3. Вроблевски Л. Естественные цвета и дизайн интерфейсов. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://webmascon.com/topics/colors/13a.asp, свободный.
  4. Гарретт Д.Д. Элементы разработки веб-сайтов. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.webmascon.com/topics/designgeneral/18a.asp, свободный.
  5. Гевлич С. Классификация сайтов. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.connect.rin.ru/articles/internet/130.html, свободный.
  6. Гото К., Котлер Э. Веб-редизайн: книга Келли Гото и Эмили Котлер. - М.: Символ-Плюс, 2003. - 376 с.
  7. Кирсанов Д. Web-дизайн. - М.: Символ-Плюс, 2001. - 376 с.
  8. Классификация веб-сайтов. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.pal.com.ua/site_classification.html, свободный.
  9. Клонингер К. Свежие стили для вашего сайта. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://webmascon.com/topics/designdetails/6a.asp, свободный.
  10. Кузнецов А.М., Мартынов В.В. Требования к графическому дизайну и юзабилити образовательных порталов/ Интернет-порталы: содержание и технологии: Сб. науч. Ст. Вып. 1. - М.: Просвещение, 2003. - 720 с.
  11. Круг С. Веб-дизайн: книга Стива Круга или "не заставляйте меня думать!" - М.: Символ-Плюс, 2001. - 195 с.
  12. Ловери Д. Dreamweaver 4. Библия пользователя. - М.: Вильямс, 2002. - 1008 с.
  13. Нильсен Я. Элементарные основы юзабилити. Режим доступа:
  14. http://webmascon.com/topics/testing/14a.asp, свободный.
  15. Орлов Л. Как создать и "раскрутить" web-сайт в Интернет. - М.: Альянс, 2003. - 512 с.
  16. Червонящий Сергей. План создания интернет-страницы. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://svoisait.ru/plan.shtml, свободный.

Рекомендуемая литература (дополнительная)

  1. Виклей Р. Проверочный список для веб-стандартов. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://webmascon.com/topics/tools/09a.asp, свободный.
  2. Нильсен Я. Десять главных ошибок в веб-дизайне 2005 года. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://webmascon.com/topics/designdetails/33a.asp, свободный.
  3. Нильсен Я. Разработка рекламы по данным отклика на нее. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://webmascon.com/topics/adv/4a.asp, свободный.
  4. Робинсон К. Рецепт изучения веб-дизайна. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://webmascon.com/topics/designgeneral/19a.asp, свободный.

4. Автор (составитель)


Фещенко Артем Викторович - ассистент кафедры гуманитарных проблем информатики философского факультета Томского государственного университета. Специалист в области Интернет-технологий, проектирования и разработки web-сайтов. Автор учебных курсов "Проектирование web-сайтов", "Основы работы в сети Интернет". Является одним из участников Интернет-проекта "Интернет для историков" http://edu.tsu.ru/historynet/