1.1. Пояснительная записка
Учебно-методический комплекс (УМК) "Основы сайтостроения" входит в состав комплекта учебно-методических материалов по программе повышения квалификации "Основы работы в Интернет и сайтостроение", адресованной работникам сферы образования, которые хотят научиться проектировать и создавать веб-сайты и интересуются проблемами компьютерного веб-дизайна.
Комплекс ориентирован на изучение теоретических вопросов, связанных с применением интернет-технологий в области научных исследований и в организации учебного процесса, проектированием веб-ресурсов. Особое внимание уделяется практическим вопросам сайтостроения.
Модульная структура организации материала позволяет адаптировать ресурс к различным целевым группам слушателей, желающим расширить свой кругозор или повысить свою квалификацию в рамках данного направления. Материал курса окажется полезным педагогам для подготовки нетрадиционных уроков по информатике.
Учебно-методический комплекс включает рабочую программу, электронное учебное пособие, тестирующую систему. Основу УМК составляет электронное учебное, представленное в сетевом варианте.
1.2. Цели и задачи
Основная цель – формирование у слушателей теоретических представлений о процессе проектирования интернет-ресурса и практических навыков по разработке веб-сайта.
В связи с этим, основными задачами являются:
- познакомить слушателей с основными теоретическими понятиями разработки веб-ресурсов;
- показать актуальность проблем применения информационных технологий (ИТ) в образовательной и научной деятельности;
- научить проектировать и разрабатывать веб-ресурсы;
- познакомить с технологией рекламы веб-ресурсов.
Основными объектами изучения являются:
- сайт, как информационная единица сети Интернет;
- Интернет, как новая информационная среда образовательной и научной деятельности;
- человек, как пользователь сети Интернет.
В результате изучения материала слушатели должны иметь представление:
- о значении веб-технологий в современной науке и образовании;
- о теоретических основах разработки интернет-ресурсов;
- об этапах проектирования интернет-ресурсов;
- о возможностях рекламы в Интернет.
В результате изучения материала слушатели должны уметь:
- анализировать дизайн, юзабилити и структуру веб-ресурсов;
- составлять проект создания веб-ресурса;
- разрабатывать веб-ресурс с использованием языка гипертекстовой разметки;
- планировать и проводить рекламную кампанию веб-ресурса;
- работать с учебной, методической и научно-популярной литературой, в том числе и с электронными базами данных и интернет-ресурсами.
1.3. Содержание деятельности слушателей
Познавательная деятельность слушателей предполагает:
- знакомство с концепцией проектирования информационных систем;
- знакомство с исследованиями в области проектирования веб-ресурсов;
- изучение разнообразия применения веб-технологий в различных сферах человеческой деятельности;
- анализ особенностей психологического восприятия информации пользователями Интернет;
- анализ влияния на свойства веб-ресурса его содержания, функционального назначения и целевой аудитории;
- работу с учебной, методической и научно-популярной литературой, в том числе с электронными базами данных и интернет-ресурсами.
2.1. Сетевое учебное пособие
2.1.1. Содержание программы сетевого учебного пособия
Введение
Тема 1. Что такое сайт и как он устроен
Понятие сайт.
Структура и свойства сайта, как информационной единицы Интернет.
Тема 2. Классификация сайтов
Критерии классификации.
Особенности классификации образовательных ресурсов.
Тема 3. Дизайн сайта
Требования предъявляемые к графическому дизайну.
Роль цвета в оформлении веб-ресурса.
Особенности выбора и применения шрифтов.
Приемы верстки текстовой информации.
Представление мультимедиаматериалов на страницах сайта.
Адаптация дизайна страницы под различные разрешения монитора.
Тема 4. Юзабилити сайта
Понятие юзабилити интернет-ресурсов.
Приемы улучшения юзабилити ресурса.
Тема 5. Проектирование сайта
Составление проекта: формулирование целей задач, определение инструментария, анализ существующих ресурсов.
Разработка веб-ресурса: свойства веб-страницы, разметка страниц, организация навигации, наполнение страниц содержанием, представление на сайте объектов различного свойства.
Тема 6. Размещение в сети и реклама сайта
Понятие хостинг, домен.
Реклама интернет-ресурса. Способы привлечения целевой аудитории. Анализ результатов рекламных мероприятий.
Заключение
2.1. 2. Описание содержания сетевого учебного пособия
Сетевое учебное пособие "Основы сайтостроения" включает введение, 6 тем и заключение.
Введение предназначено для знакомства слушателей с актуальностью вопросов, связанных с разработкой веб-сайтов и их дальнейшим использованием в научной и образовательной деятельности. Демонстрируются возможности применения интерент-технологий в деятельности учебных заведений.
В первой теме рассматривается понятие веб-сайт, свойства и структура данной информационной единицы, её отличие от материальных носителей информации.
В теме "Классификация веб-сайтов" рассматриваются проблемы типологии интернет-ресурсов. Выделяются критерии классификации: по объему, характеру информационного содержания, способу доступа, широте аудитории, частоте обновления, технологии выполнения.
Материал третьей темы знакомит с основами графического дизайна веб-ресурсов. Указываются общие требования дизайну: привлекательность дизайн-решения для основной группы пользователей, уникальность и запоминаемость. Анализируются основные элементы дизайна ресурсов: цвет, шрифт, верстка текстовой информации, рисунки и фотографии. Рассматривается проблема адаптация дизайна страницы под различные разрешения монитора.
Четвертая тема пособия повествует о понятии юзабилити и основных подходах его реализации в проектировании веб-ресурсов. Дружелюбность интерфейса достигается с помощь оптимальной организации разметки страницы, навигации сайта структуры и содержания главной страницы.
В теме "Проектирование веб-сайта" представлена технология создания интернет-ресурса с помощью специального программного обеспечения.
Завершается пособие рассмотрением в шестой теме вопросов и проблем, связанных с размещением сайта в сети Интернет, его рекламы и поддержки.
Заключение посвящено описанию основных проблем, с которыми приходится сталкиваться современным разработчикам веб-ресурсов: многообразие узких специализаций в сайтостроении, дефицит специалистов по разработке информационной архитектуры и рекламе и ресурсов.
2.2. Тестирующая система
Тестирующая система УМК дает возможность осуществить самоконтроль знаний, обнаружить имеющиеся пробелы и сделать собственные выводы. Тестирующая система УМК "Основы сайтостроения" включает тесты по содержанию основных тем учебного пособия.
Тестовые задания размещены в сетевой тестирующей оболочке, разработанной на основе языка гипертекстовой разметки.
В тестирующей системе использованы следующие типы тестовых заданий:
- тесты единственного выбора,
- тесты множественного выбора,
- тесты на восстановление соответствия.
По результатам тестирования слушатель получает оценку по 100 балльной шкале.
Рекомендуемая литература (основная)
Рекомендуемая литература (дополнительная)
Фещенко Артем Викторович - ассистент кафедры гуманитарных проблем информатики философского факультета Томского государственного университета. Специалист в области Интернет-технологий, проектирования и разработки web-сайтов. Автор учебных курсов "Проектирование web-сайтов", "Основы работы в сети Интернет". Является одним из участников Интернет-проекта "Интернет для историков" http://edu.tsu.ru/historynet/