А Б В Г Д И К М О П Р С Т Ф Х Ч

А

Анимация (динамически изменяющийся объект (картинка, текст). Используется для привлечения внимания пользователя. У человека очень сильно развито периферийное зрение, чутко реагирующее на движение. Поэтому человек бессознательно первое внимание обращает на движущийся объект. Анимацию в веб-дизайне следует использовать очень аккуратно. Нельзя перегружать анимированными объектами веб-сайт. Это не только затрудняет восприятие информации, но и раздражает посетителей сайта.


Б


Баннер – рекламный носитель, представляющий собой графический файл (GIF, JPG), помещаемый на веб-страницу издателя и имеющий ссылку на веб-сайт рекламодателя. Как правило, имеет прямоугольную форму. Самый распространенный размер баннеров – 468 на 60 пикселов.


Баннерная реклама – один из самых популярных способов рекламы в Интернете. Свое название получил от используемых в данном случае рекламных носителей – баннеров.


Баннеры нового поколения – характерным примером таких рекламных носителей являются flash и java баннеры. Они позволяют гораздо эффективнее воздействовать на пользователя. В их арсенале эффектная анимация, звук, интерактивные средства взаимодействия с пользователем непосредственно на сайте издателя (подписка на новости, анкета и т.д. вплоть до формирования заказа).


База данных – одно или несколько больших структурированных множеств редко изменяемых данных, обычно связанных с программным обеспечением и использующихся для обновления и запросов данных. Простая база данных может храниться в единственном файле, содержащем большое число записей, каждая из которых состоит из одного и того же множества полей, где каждое поле имеет определенную фиксированную длину.


Блог – периодически обновляемая лента сообщений на разные темы, каждое из которых может быть прокомментировано читателями; коллективная доска обсуждений. Сетевой дневник, "живой журнал", ЖЖ (часто обновляемый персональный сайт, в котором публикуются комментарии автора на различные темы).


Браузер – программа, позволяющая пользователю читать гипертекстовые документы. Браузер дает возможность просматривать содержание узлов сети (или "страниц") и перемещаться от одного узла к другому, таким образом происходит путешествие по "Всемирной паутине". В настоящий момент имеются два наиболее распространенных типа браузера, особенности которых должны учитываться при изготовлении веб-страниц – это Netscape Navigator и Microsoft Internet Explorer. На самом деле браузеров гораздо больше, но они все вместе занимают всего около 1 % рынка и, как правило, стремятся к совместимости с одним из двух лидеров. Между собой лидирующие браузеры делят рынок в соотношении примерно 90/10 (на данный момент лидирует Internet Explorer).


В


Веб-дизайн – вид дизайна, серьезно отличающийся от, например, полиграфического дизайна. Веб-дизайнер должен не только обеспечить внешнее оформление интернет-сайта, но и продумать удобство навигационных элементов сайта. Следует различать "веб-дизайн" и "дизайн сайта" ("дизайн веб-сайта"). Дизайн сайта – это в основном художественное оформление веб-сайта. Веб-дизайн – более широкое понятие, включающее в себя и удобство веб-сайта для пользователей. Но в обыденной речи "веб-дизайн" и "дизайн сайта" являются словами-синонимами.


Веб-дизайн резиновый – веб-дизайн (дизайн сайта), при котором страница раскрывается на всю ширину экрана независимо от разрешения монитора. Этот вид веб-дизайна используется в основном для информационных сайтов при большом объеме материала на странице. Если материала мало или веб-дизайнеру важно, чтобы информация на экране выглядела так, как он задумал, следует использовать фиксированный дизайн сайта.


Веб-дизайн фиксированный – веб-дизайн (дизайн сайта), при котором ширина страницы фиксирована. То есть на мониторах с большим разрешением страница будет занимать только часть экрана. Такой тип веб-дизайна используется в случаях: а) когда количество информации на страницах сайта невелико и не стоит ее "развозить" по всему экрану; б) когда для веб-дизайнера принципиально важно, чтобы информация на экране располагалась именно так, как он задумал. При фиксированном веб-дизайне используют два способа расположения страницы относительно экрана монитора: а) по центру экрана; б) прижатой к левому краю монитора. Выбор способа размещения зависит исключительно от вкуса веб-дизайнера и предпочтений Заказчика.


Вес (страницы, картинки) – размер объекта (текста, иллюстрации) в килобайтах. Влияет на скорость загрузки: чем больше вес, тем дольше загружается объект. Реально имеет значение только в применении к иллюстрациям, так как текст загружается довольно быстро. Веб-дизайнер и верстальщик в своей работе обязательно контролируют вес получающихся изображений, особенно если речь идет о главной странице сайта. Слишком долго загружающаяся страница способна "отпугнуть" посетителя – потенциального Клиента. Необходимо учитывать вес изображений при разработке дизайна. Вес изображений принципиально, в числе прочего, отличает веб-дизайн от других видов дизайна (например, полиграфического дизайна).


Веб-страница, страница – составная часть веб-сайта. Физически представляет собой HTML-файл. Может содержать текст, изображения, JAVA-апплеты и другие веб-элементы. Страница может быть статической или динамически сгенерированной. В случае использования фреймов каждый фрейм считается отдельной страницей.


Г


Гиперссылка – текст в документе HTML, который обозначает ссылку на другую информацию в Сети. Чтобы отличить их от обычного текста, гиперссылки обычно выделяются жирным шрифтом или подчеркиванием.


Гипертекст – текст, содержащий ссылки на другие документы (пользователь может выбрать слова или фразы в одном документе, которые позволят отобразить другой документ).


Главная страница, домашняя страница, персональная страница – Home Page – начальная страница веб-сайта. Как правило, ссылки делаются именно на главную страницу веб-сайта, поэтому количество посещений на этой странице обычно намного больше, чем на любой другой. По главной странице (лицу веб-сайта) посетитель получает представление о том, куда он попал и что он может увидеть на других страницах сайта (хотя иногда бывает, что главная страница является первой и единственной).


Гостевая книга – программа, запущенная на стороне клиента. Позволяет посетителям высказать свое мнение о страничках и послать его авторам. Некоторые странички позволяют ознакомиться с комментариями других посетителей.


Д


Динамическая страница – в отношении к HTML-странице это страница элементов данных, которые сгенерированы из базы данных, т.е. страница, формируемая "на лету", в процессе обращения к базе данных. Такие страницы изменяются по мере прочтения и взаимодействия с ними посетителем.


Доменное имя – уникальное алфавитно-цифровое имя, идентифицирующее конкретный веб-узел. Доменные имена обычно состоят из двух и более частей, разделенных точкой. Левая часть доменного имени соответствует конечному узлу сети (т.е. является наиболее специфичной), в то время как правая часть является более общей. Каждая машина в сети может иметь несколько доменных имен, но при этом каждое доменное имя может указывать только на одну машину. Доменное имя выглядит, например, так: www.ru, www.tomsk.net, www.school.tomsk.ru.


И


Индекс цитирования - количество сайтов, которые ссылаются на данный сайт. Многие поисковые системы учитывают этот показатель при ранжировании результатов поиска.


Интранет – частная корпоративная сеть, использующая технологии интернет (например, такие, как электронная почта, веб-браузеры и веб-сервера и т.д.) и, как правило, подключаемая к внешним сетям, в том числе к Интернету, через средство защиты от несанкционированного доступа firewall.


Интерактивная страница – HTML-документ, включающий в себя элементы, с помощью которых происходит обмен данными между пользователем и сервером. Это может быть анкета, почтовая или другая специальная форма. Всем известные страницы чатов – характерный пример.


Интернет – Всемирная сеть сетей, обеспечивает связь для пересылки сообщений электронной почты, передачи файлов, соединения с другими компьютерами и получения доступа к информации, существующей в самых различных формах, таких, как доски объявлений для людей с общими интересами или электронные каталоги товаров.


Интерфейс – в широком смысле – определенная стандартами граница между взаимодействующими независимыми объектами. Интерфейс задает параметры, процедуры и характеристики взаимодействия объектов. Интерфейс пользователя – элементы и компоненты программы, которые способны оказывать влияние на взаимодействие пользователя с программным обеспечением.


К


Клиент - компьютер (или программа), использующий сетевые ресурсы, предоставляемые другим компьютером (или программой), который называется сервером.


Клиент-сервер – сетевая архитектура, основанная на концепции распределенных вычислений. Приложение состоит из прикладной части (или сервера), которая хранит и обрабатывает данные, и интерфейсной части (или клиента), которая создает комфортную среду для работы пользователя и запрашивает нужные данные с сервера.


Клик – нажатие курсором на гиперссылку.


Контент – содержание, информация, которая содержится на сайте.


М


Модератор - пользователь или штатный сотрудник форума, чата или каталога, ответственный за порядок во вверенной ему виртуальной территории. Модератор следит за соблюдением установленных правил, имеет право наказывать и поощрять других пользователей. Наказанием бывает либо предупреждение, либо полное отключение провинившегося (запрет на пользование). Существуют также модераторы почтовых систем, основной задачей которых является борьба с почтовыми спаммерами.


Мета-теги - указания для поисковой машины, находящиеся в начале кода страницы, которые не отображаются в браузере. Самые популярные мета-теги – Keywords и Description (первый – список ключевых слов, которым соответствует страница, второй – краткая аннотация). Но современные поисковые машины не придают серьезного значения мета-тегам при индексировании страниц.


Мультимедиа – представляет собой слияние компьютерной индустрии, индустрии связи и индустрии вещания. Совмещая различные носители информации, такие как голос, графика, анимация, изображения, звук и видео в увлекательной и очень динамичной форме, мультимедийные системы в корне изменили возможности Интернета.


О


Отклик баннера – CTR (англ. Click/through ratio) – самой важной характеристикой баннера является отношение числа кликов на баннер к числу его показов. Так, если ваш баннер был показан на какой либо странице 1000 раз, а нажали на него и соответственно попали на ваш сайт 50 человек, то отклик такого баннера равен 5 %. По статистике средний отклик ("Сlick/through ratio") у баннеров, используемых в WWW, – 2,11 %.


П


Промоутер – тот, кто занимается продвижением сайта в Интернете.


Пиксел - минимальный графический элемент на экране монитора, одна точка.


Показ – просмотр страницы пользователем. Если речь идет о рекламных показах, то подразумевается демонстрация ссылки или рекламного баннера пользователю, включая многократный показ, вследствие перезагрузки страницы. Существует также понятие уникального показа – количество уникальных пользователей, просмотревших страницу или рекламный материал.


Поисковая система – система, предназначенная для поиска и доставки информации. Организована с целью каталогизации информации. Обычно использует индексацию HTML-страниц, чтобы в дальнейшем было легко находить данную информацию.


Поисковая машина (англ. Search engine) – программно-аппаратный комплекс, который служит для осуществления поиска в Интернете и реагирует на запрос пользователя выдачей набора ссылок на страницы и сайты, соответствующие запросу (по мнению поисковой машины). Поисковые машины состоят из двух основных частей: программы-робота и индексного файла (базы данных). По территориальному охвату поисковые машины делятся на глобальные и локальные (национальные или отраслевые).


Поисковый робот – составная часть поисковой машины, предназначенная для сканирования страниц Интернета с целью занесения их в базу поисковика; учитываются не только тексты, но и иллюстрации, а также аудио- и видеофайлы. Порядок обхода страниц, частота визитов могут регулироваться алгоритмами поисковой машины. Управлять индексацией своего сайта можно с помощью файла robots.txt, содержащего инструкции для поисковых роботов.


Портал – интернет-сайт, предоставляющий максимально широкий спектр услуг, соответствующих потребностям среднестатистического пользователя Сети. В перечень предоставляемых сервисов, как правило, входят поиск информации, бесплатная электронная почта, новостная лента, прогноз погоды, сведения о курсах валют, перечень ссылок на сетевые ресурсы и др. В большинстве случаев у порталов есть также значительное собственное содержательное наполнение. Цель порталов – в создании места в Сети, с которого большое число пользователей регулярно начинает свою работу в Интернет и которые поэтому служат привлекательным местом для размещения рекламы. Порталами могут считаться сайты, имеющие стабильно высокую посещаемость. Большинство порталов сформировано вокруг поисковых машин и справочников Интернет-ресурсов. Помимо универсальных порталов (или еще их называют горизонтальными), рассчитанных на всех пользователей без ограничения, существуют отраслевые (вертикальные) порталы, четко ориентированные на потребности определенной группы пользователей.


Посещение, визит, сессия на сайте - серия запросов к серверу, сделанных одним пользователем в заданный промежуток времени. В течение сессии пользователь обращается к тем либо иным страницам сайта, и каждый его запрос отражается в логах сервера. Если в течение 30 минут от пользователя не поступило к серверу ни одного нового запроса, сессия считается завершенной, и возобновление пользователем активности через 31 минуту будет расцениваться как новое посещение. Для посещения имеются две важные характеристики: session time (сколько пользователь провел времени на сайте) и session depth или page views (сколько страниц просмотрел пользователь за сессию). Совокупность этих параметров называется "глубиной интереса пользователя".


Протокол - набор правил и соглашений, обеспечивающий максимально возможную скорость и минимальное число ошибок при связи компьютеров друг с другом и с периферийными устройствами. Взаимосогласованные протоколы различных уровней составляют стек протоколов. Существует множество различных протоколов, не все из которых совместимы друг с другом; тем не менее, используя один протокол, два устройства могут обмениваться данными.


Протокол передачи гипертекста – объектно-ориентированный протокол уровня приложения, который используется во Всемирной паутине (World Wide Web) с 1990 г. Особенностью HTTP является типизация представления данных, что позволяет строить системы независимо от передаваемых данных.


Протокол передачи файлов – протокол, обеспечивающий передачу файлов между локальным и удаленным компьютерами. Поддерживает несколько команд, реализующих двунаправленную передачу двоичных и ASCII-файлов между компьютерами. FTP-клиент поставляется с утилитами связи TCP/IP. См. также американский стандартный набор символов для обмена информацией; Transport Control Protocol/Internet Protocol (TCP/IP).


Р


Размер аудитории сайта - количество уникальных посетителей, побывавших на сайте за определенное количество времени. Если веб-сайт регулярно обновляется, то у него есть хороший шанс обрести постоянных посетителей (постоянную аудиторию), посещающих веб-сайт с определенной частотой (Site Frequency). Чем больше размер аудитории, тем медленнее будут сгорать баннеры, демонстрирующиеся на данном сайте.


Разрешение экрана- размер экрана монитора по ширине и высоте в пикселах. Самыми популярными являются разрешения 640x480, 800x600, 1024x768. Чем более высокое разрешение имеет компьютер, тем более качественное изображение он способен выводить на экран.


Рекламная сеть – включает, как правило, от нескольких десятков до нескольких тысяч сайтов. Издатели вступают в сеть, потому что не хотят или не могут продавать часть или все рекламное место на своем сайте самостоятельно. Рекламодатель, который работает через администрацию сети, имеет возможность выбирать конкретные сайты или тематические категории рекламной сети, где он хочет показывать свою рекламу, устанавливать интенсивность показов и прочие фокусировки, менять баннеры и просматривать отчеты о рекламе в реальном режиме времени. Администрация сети выплачивает деньги издателям пропорционально количеству показов, которые были выкуплены на их сайтах рекламодателями.


Рекламный охват – количество уникальных посетителей, которым была показана реклама в заданный промежуток времени.


Рунет – сокращенное название для "русского", то есть русскоязычного и российско-ориентированного Интернета.


С


Сайт, веб-сайт – определенное место в Интернете, доступное из любой точки мирового пространства, представляющее компанию или индивидуума. Сайт состоит из одной или нескольких страниц, объединенных по смыслу, навигационно и по месту расположения (на логическом уровне), а также, как правило, имеющих единый стиль оформления.


Сгорание баннера – по мере показа баннера в определенной баннерной системе или на определенном веб-сайте увеличивается вероятность того, что он будет показан одному и тому же пользователю несколько раз. А это, в свою очередь, приводит к падению отклика баннера. Время, за которое баннер "сгорит", зависит от интенсивности его показа и от того, насколько широкой аудитории он демонстрируется.


Скрипт - небольшая программа-сценарий, написанная на каком-либо языке программирования. Различают скрипты клиентской и серверной стороны. Скрипты клиентской стороны обычно пишутся на JavaScript для улучшения интерактивности странички. Серверные сценарии используются для динамической подготовки информации.


Слоган (англ. tagline) – емкая фраза, которая характеризует все дело в целом и кратко объясняет суть и преимущества того, что предлагается. Слоганы давно используются в рекламном, издательском и развлекательном бизнесе. Слоган обычно располагается сразу под, над или рядом с логотипом сайта. Слоганы позволяют очень ясно и изящно передать основную идею сайта и в краткой форме сообщают о его (сайта) назначении.

Хорошие слоганы информативны по содержанию и имеют ясную визуальную форму.

Плохие слоганы неразборчивы.

Хорошие слоганы имеют достаточную длину. Шесть-восемь слов уже вполне достаточно для слогана, чтобы он мог передать всю мысль и не быть утомительным.

Хорошие слоганы сообщают об особенностях и преимуществах. Плохие слоганы имеют слишком общий смысл.

Слоганы отличаются от девизов. Девиз выражает какой-либо принцип, или цель, или идеал, тогда как слоган сообщает о ценном предложении. Девиз имеет возвышенное и убеждающее звучание, но он не сообщает нам о том, что именно предлагается.

Хорошие слоганы привлекательны и имеют живое и иногда остроумное звучание. Однако все эти качества хороши при условии, что они помогают ясно передать сообщение о выгодном предложении.


Спам – массовая рассылка рекламных объявлений по электронной почте (или другим электронным способом) без согласия на то получателей.


Счетчик посещений – небольшая программа, запущенная на стороне сервера и подсчитывающая количество обращений к данной странице. Как правило, на этой странице находится графическое изображение числа посещений. Применяется в основном для выяснения количества пользователей, посещающих страничку, и с целью рекламы.


Т


Тематический индекс цитирования (ТИЦ) – этот показатель можно назвать "авторитетом" вашего сайта с точки зрения поисковой системы Яндекс. Чем выше этот показатель, тем выше будет позиция вашего сайта при выводе результатов поиска этой системой. Аналоги ТИЦ в том или ином виде присутствуют в основных поисковых системах; в системе Google этот показатель называется Page Rank. Значение ТИЦ зависит от того, как много сайтов ссылается на ваш ресурс, и какие значения ТИЦ у этих сайтов (чем выше, тем больше поднимется ваш индекс цитирования).


Тэг - элемент HTML, представляет собой текст, заключенный в угловые скобки <>, является активным элементом, изменяющим представление следующей за ним информации. Может иметь некоторые атрибуты. Обычно имеются два тэга – открывающий и закрывающий. Например и – данные тэги описывают шрифт текста, находящегося между ними, как полужирный.


Ф


Флэш - средство создания анимированных проектов на основе векторной графики со встроенной поддержкой интерактивности от компании Macromedia.


Форум - это инструмент для общения на сайте. Сообщения в форуме в чем-то похожи на почтовые: каждое из них имеет автора, тему и собственно содержание. Но для того, чтобы отправить сообщение в форум, не нужна никакая дополнительная программа, нужно просто заполнить соответствующую форму на сайте. Принципиальное свойство форума заключается в том, что сообщения в нем объединены в треды (от англ. thread "нить"). Когда вы отвечаете в форуме на чье-то сообщение, ваш ответ будет "привязан" к исходному сообщению. Последовательность таких ответов, ответов на ответы и т.д. и создает тред. В итоге форум представляет собой древовидную структуру, состоящую из тредов. В отличие от чатов, сообщения, отправленные в форум, могут храниться неограниченно долго, и ответ в форуме может быть дан отнюдь не в тот же день, когда появился вопрос. Частный случай форума – пресс-конференция в Интернете, когда форум организуется как общение пользователей сайта с приглашенными гостями.


Фреймы – элементы HTML, появившиеся в браузерах версий 3.0. Позволяют разделить страницу на несколько независимых окон и в каждом из них размещать свою собственную веб-страничку. Возможна ссылка из одного окна в другое. Применяются в основном для организации постоянно находящихся на экране меню, в то время как в другом окне располагается непосредственно сама информация.


Х


Хостинг – услуги по размещению веб-сайтов в Сети и обеспечение доступа к ним.


Ч


Чат – общение в Интернете, когда разговор ведется в реальном времени. Содержание чата существует только "здесь и сейчас" – чат выглядит как окно, в котором идет поток сообщений от всех участников чата. Для того, чтобы общаться в чате, нужно просто выбрать себе имя, под которым вы "появитесь" в нем, и послать в чат сообщение, которое сразу же появится в общем потоке. Архивы чатов в чистом виде, как правило, не имеют смысла, поскольку текст выглядит сплошной мешаниной, в которой очень трудно понять, кто, кому и какое сообщение посылал.


Частота показа рекламы – усредненная величина, указывающая количество показов рекламы уникальному пользователю за определенный промежуток времени.


Частота посещения страницы – усредненная величина, указывающая, как часто посетители посещают веб-сайт, что вполне характерно для сайтов с регулярно обновляющимся содержанием. Измеряется в среднем количестве посещений уникальным пользователем за определенный период.


ЧАВО – ЧАсто задаВаемые вОпросы – (англ. FAQ – Frequently Asked Questions) – файл, составленный по схеме вопрос – ответ.