3.1. Дидактические свойства и функции информационно-коммуникационных технологий
Под дидактическими свойствами того или иного средства обучения, в том числе и информационно-коммуникационных технологий, следует понимать природные, технические, технологические качества объекта, те его стороны, аспекты, которые могут использоваться с дидактическими целями в учебно-воспитательном процессе [18, 24].
Под дидактикой следует понимать отрасль педагогической науки, раскрывающую теоретические основы образования в их наиболее общем виде. Дидактика проявляет закономерности, принципы обучения, задачи, содержание образования, формы и методы преподавания и учения, стимулирования и контроля в учебном процессе, характерные для всех учебных предметов, на всех возрастных этапах обучения [29].
В соответствии с классификацией ИКТ следует выделить три группы дидактических свойств.
Дидактические свойства технологий представления учебной информации:
- отображение и передача информации в текстовом, графическом, звуковом, видео-, анимационном формате посредством образовательных электронных ресурсов;
- возможность поиска интересующей информации;
- возможность закрепления полученных знаний в умениях и отработки практических навыков;
- возможность оценивания полученных знаний, умений и навыков;
- организация общения с преподавателем курса.
1. Дидактические свойства технологий представления учебной информации.
2. Дидактические свойства технологий передачи учебной информации:
- подготовка, редактирование и обработка учебной, учебно-методической, научной информации;
- хранение и резервирование информации;
- систематизация информации;
- распространение информации в различной форме с помощью инфо-коммуникационных средств;
- обеспечение доступа к информации. Возможность подключения к любым электронным банкам и базам данных учебного назначения для получения интересующей информации;
- загрузка информации с различных носителей.
2. Дидактические свойства технологий передачи учебной информации.
3. Дидактические свойства технологий организации учебного процесса
Дидактические свойства электронной почты [24, 25]:
- передача сообщений одновременно большому числу обучающихся;
- асинхронный обмен информацией (текстовой, графической, звуковой) между педагогом и обучающимися. Возможность организации консультаций, форм контроля и т.д.;
- хранение информации, поступающей в память центрального компьютера, в течение неограниченно долгого времени, готовой к передаче по запросу обучающегося;
- подготовка и редактирование текстовой информации;
- переписывание информации в различной форме из сети на жесткий или гибкий диски (и обратно);
- распечатка текстов для использования в учебно-воспитательном процессе;
- демонстрация текстов, графики на экране, позволяющая организовать групповое участие обучающихся в обсуждении и интерпретации информации.
Дидактические свойства телеконференций [21]:
- передача информации (текстовой, графической, звуковой) через систему телеконференций непосредственно на компьютер любому обучающемуся, являющемуся абонентом сети, в которой размещается данная конференция;
- прием информации от любого участника конференции;
- подготовка, редактирование текстов, графического материала;
- обработка и хранение текстов, графики;
- распечатка текстовой информации для использования в учебно-воспитательном процессе;
- обеспечение (при необходимости) синхронной и асинхронной коммуникации, что позволяет участникам конференции переслать свою информацию в систему в любое удобное для участника время и таким же образом получать информацию от других участников. Все сообщения в этих случаях нумеруются, систематизируются по типам, что облегчает доступ к ним. Разветвленная система асинхронной связи позволяет создавать дополнительные подтемы в рамках той же конференции. Участники же получают возможность хорошо подумать, прежде чем отправлять свое сообщение. Возможность организации обсуждения предложенной темы, консультации и других форм учебной деятельности.
Дидактические свойства видеоконференции:
- синхронный обмен информацией преподавателя с обучающимися. Возможность проведения разных форм учебной деятельности;
- возможность демонстрации учебной информации в графической, мультимедийной форме, проведения экспериментов, постановки опытов, позволяющей организовать групповое участие в обсуждении и интерпретации информации.
3. Дидактические свойства технологий организации учебного процесса.
Именно дидактические свойства позволяют ИКТ выполнять дидактические функции, направленные на реализацию учебно-воспитательного процесса и характерных для него атрибутов (возможности объяснения, разъяснения, обсуждения, проведения контрольных срезов, тестов, творческих работ и т.д.), осуществление общения преподавателя с обучающимися, создание благоприятных условий для эффективной учебно-познавательной деятельности.
Рассмотрим дидактические функции современных информационно-коммуникационных технологий и их роль в решении педагогических задач.