3.2. Современная модель субъекта в образовании

Формирование нового образа человека в свете современной постмодернистской философии происходит вследствие развития антропологической, лингвистической философии и философии языка. Онтологический разворот в философии, инициированный философией М. Хайдеггера, развитие антропологической философии способствовали формированию новой концепции человека, переосмыслению его сущности. Большую роль в этом сыграли исследования А. Гелена, Г. Плеснера, Е. Родхакера и других.

Человек понимается как духовное существо, как некая целостность, наделенная множеством умственных, физических, духовных, моральных задатков. Наличие разума не выделяет человека из пространства природы, напротив, как и другие существа, человек наделен Разумом. Но что действительно отличает человека от животного, так это наличие духа, устремленности вовне, желание реализовать себя. В этом смысле человек не имеет ничего общего с животным.

Как и животное, человек есть часть природы, но он наделен духом и поэтому нуждается в образовании своих духовных задатков. Образование есть не развитие Разума, а образование человеческой личности. Как существо духовное, человек вырывается из мира природы и создает иную среду. Такой средой является образование. Таким образом, образование не только процесс, но и среда пребывания человека. Необходимость образования, как образования личности, определено природой человека. Наличие духовных способностей делает необходимым само-формирование человека. Речь идет не о тех знаниях, которые приобретает человек в образовании, а о формировании собственной самости.

В свете развития постмодернистских идей, человек воспринимается во всем многообразии своих проявлений, раскрывающих все многообразие человеческой личности. Происходит отказ от идеи единого субъекта, поскольку человек реализуется во множестве импульсов: телесных, игровых, эстетических и т.д. Развитие этих идей находится в трудах таких авторов как Ж. Бодрийяр, Ж. Деррида, Ж-Ф. Лиотар и другие.

Поскольку в пространстве образования происходит становление человека как «деятельного существа», онтологическую значимость приобретают любые процессы, способствующие образованию человека. Поэтому сегодня релевантными являются не только процессы обучения по традиционной схеме, но и любые процессы, имеющие образовательную ценность для человека: игровые, коммуникативные, интерактивные, коммуникация через Интернет и т.д. Необходимо расширить понимание образования в рамках современной интерпретации сущности человека. Образование, информатизация образования должны быть построены таким образом, чтобы способствовать образованию человека.

Рассмотрим требования, предъявляемые современным обществом к качеству и субъекту образования.

1) Требование адаптивности. В силу перехода от одного типа общества к другому  возникает необходимость выработки новых качеств, которыми должны обладать субъекты образования. Если классическая модель образовательной системы предполагает  субъекта-исполнителя, задачей которого является выполнение набора функций, овладение определенным массивом информации, которой он может пользоваться в своей профессиональной деятельности, то сегодня это оказывается неприемлемым.

Субъект  в информационном обществе оперирует огромным массивом знаний и операций, так как он находится в постоянно меняющемся динамичном информационном окружении. Поэтому задачей образовательных институтов является образование субъекта как самостоятельно мыслящего субъекта, способного адекватно воспринимать непрерывно меняющиеся условия жизни, и действовать соответственно обстоятельствам. Следовательно, требование адаптивности предполагает в первую очередь формирование свободно мыслящей и действующей личности, которая может применять полученные профессиональные знания в различных областях социальной реальности. Образование должно формировать не только компетентного специалиста, но, прежде всего, мыслящего человека.

2) Требование информационной подготовленности. Сущность данного требования заключается в том, что субъект образования должен в обязательном порядке обладать  достаточными навыками в области информационных технологий. Специфика современности такова, что эффективность любого вида деятельности  во многом зависит от того, насколько она (деятельность) отвечает уровню информационного обеспечения. Поэтому, наряду с профессиональными качествами, которыми обладают выпускники учебных заведений,  они должны иметь соответствующий уровень информационно-коммуникационных компетентностей. Чтобы успешно применять знания в области компьютерных технологий, необходим запас сопутствующих знаний о характере и сущности информации, характере воздействия на человека, эффективности ее использования, способах ее функционирования, о специфике современной информационной культуры, тенденциях ее развития и т.д. Компьютерная грамотность предполагает наличие комплексного знания для того, чтобы субъект мог свободно ориентироваться в информационном пространстве.