3.3. Технологии организации (сопровождения) учебного процесса

Хотя некоторые методики дистанционного обучения появились еще до того, как начало интенсивно развиваться мировое сообщество сетей Internet (они основывались на использовании радио и телевидения), полностью преимущества дистанционного обучения проявляются только при наличии развитой системы телекоммуникаций, которая обеспечивает реализацию одной из важнейших компонент процесса обучения - оперативной обратной связи. Наибольший эффект дистанционное обучение дает в случае, когда обучаемый имеет возможность оперативно получить от преподавателя необходимую помощь, а преподаватель - проконтролировать ход процесса обучения.

Для того чтобы не допускать грубых ошибок при использовании информационных технологий, преподаватель, работающий в системе ДО, должен хорошо представлять себе, как то или иное средство может быть использовано с максимальным эффектом.

Основная роль, выполняемая телекоммуникационными технологиями в дистанционном обучении - обеспечение учебного диалога. Обучение без обратной связи, без постоянного диалога между преподавателем и обучаемым невозможно. Обучение (в отличие от самообразования) является диалогическим процессом по определению. В очном обучении возможность диалога определяется самой формой организации учебного процесса, присутствием преподавателя и обучаемого в одном месте в одно время. При дистанционном обучении учебный диалог необходимо организовать с помощью телекоммуникационных технологий.