1.2. Организационные модели дистанционного обучения

Дидактические модели дистанционного обучения определяют организационные модели дистанционного образования и организационные формы учебных заведений.

В качестве основных организационных моделей дистанционного образования выделяют заочное обучение, открытое, телеобразование, виртуальные классы и учебные заведения [8].

Заочное образование можно рассматривать как историческую модель дистанционного образования. При заочном образовании основным средством коммуникации между преподавателем и учеником является обычная почта. Эта форма организации образования активно используется на протяжении всего текущего столетия. С 1960-х гг. пересылаемые печатные материалы стали все больше дополняться аудио- и видеопленками и телепрограммами. На основе принципа открытости образования развилась специфическая модель образования - открытое. В 1990-х гг. в ходе развития информационных технологий появилась такая форма дистанционного образования, как обучение на базе телеконференций - телеобразование. Такое образование возникло совсем недавно, но оно ведет к радикальным изменениям в организации образовательного процесса. Это ярко проявляется в том, что на базе телеобразования стала развиваться новая модель современного образования - виртуальные классы и виртуальные университеты.

В случае дистанционного образования контакт между преподавателем и учеником осуществляется с помощью искусственных средств коммуникации, которые служат для передачи информации и взаимодействия в ходе учебного процесса. Использование искусственных средств как основы коммуникации между преподавателем и учеником является первой и наиболее очевидной характеристикой, которая отличает ДО от других типов образования. Развитие искусственных средств коммуникации на базе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий открывает большие возможности для развития взаимодействия между участниками учебного процесса. Однако для того, чтобы эти возможности были наиболее эффективно использованы, требуются значительные изменения во многих элементах образовательной системы.

Закрыть

8 - Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / А.Н. Тихонов, А.Е. Абрамешин, Т.П. Воронина, А.Д. Иванников, О.П. Молчанова; Под ред. А.Н. Тихонова. М., 1998. С. 149-150.