1.1. Пояснительная записка
Учебно-методический комплекс (УМК) "Технологии дистанционного обучения в школе" представляет собой учебно-методические материалы по курсу "Технологии дистанционного обучения в школе" для программ повышения квалификации работников системы общего образования в области информационно-телекоммуникационных технологий.
Содержание УМК посвящено изучению дидактических и организационных моделей дистанционного обучения, рассмотрению особенностей организации учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий на примере гуманитарных, физико-математических и естественнонаучных дисциплин, анализу эффективности педагогических технологий дистанционного обучения.
Модульная структура организации материала позволяет адаптировать ресурс к различным целевым группам обучающихся, желающим расширить свой кругозор или повысить свою квалификацию в рамках данного направления. Материал УМК окажется полезным педагогам, методистам и другим работникам системы общего образования, интересующимся вопросами организации учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий, а также студентам педагогических специальностей учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, менеджерам в области образования, специалистам, работающим в области дистанционного образования.
УМК включает рабочую программу, сетевое учебное пособие и тестирующую систему. Основу УМК составляет сетевое учебное пособие.
1.2. Цели и задачи
Основная цель УМК состоит в том, чтобы сформировать у обучающихся теоретические представления о технологиях дистанционного обучения и возможностях их применения в школе и практические навыки по использованию, разработке и применению новых информационных технологий и концепции открытого образования в реальной педагогической деятельности.
В связи с этим, основными задачами являются:
- определить дефиниции, связанные с дистанционным обучением;
- познакомить с основными моделями дистанционного обучения;
- показать разнообразие педагогических и информационных технологий дистанционного обучения;
- раскрыть преимущества применения технологий дистанционного обучения в школе и обсудить проблемы, связанные с внедрением дистанционных технологий в педагогическую деятельность;
- познакомить с особенностями организации учебного процесса при дистанционном обучении на примере отдельных гуманитарных, физико-математических и естественнонаучных дисциплин.
Основными объектами изучения являются:
- педагогические технологии дистанционного обучения;
- информационные технологии дистанционного обучения.
В результате изучения материала УМК обучающиеся должны иметь представление:
- о дидактических и организационных моделях дистанционного обучения;
- о педагогических и информационных технологиях дистанционного обучения;
- об особенностях организации учебного процесса при дистанционном обучении на примере гуманитарных, физико-математических и естественнонаучных дисциплин.
В результате изучения материала УМКобучающиеся должны уметь:
- разрабатывать организационно-методическую документацию для дистанционных образовательных программ;
- планировать различные типы занятий с использованием дистанционных образовательных технологий;
- применять информационные технологии для организации дистанционных образовательных программ.
1.3. Содержание деятельности слушателей
Познавательная деятельность обучающихся предполагает:
- знакомство с дидактическими и организационными моделями дистанционного обучения;
- изучение педагогических и информационных технологий дистанционного обучения;
- изучение особенностей применения дистанционных технологий в преподавании гуманитарных, физико-математических и естественнонаучных дисциплин;
- анализ эффективности педагогических технологий дистанционного обучения;
- контрольное тестирование по изученному материалу.
2.1. Сетевое учебное пособие
2.1.1. Содержание программы сетевого учебного пособия
Введение
Тема 1. Модели дистанционного обучения
Дидактические модели дистанционного обучения
Организационные модели дистанционного обучения
Тема 2. Педагогические технологии дистанционного обучения
Классификация педагогических технологий
Технологии обучения
Технологии организации самостоятельной работы
Технологии контроля знаний
Тема 3. Информационные технологии дистанционного обучения
Технологии представления учебных материалов
Технологии доставки учебных материалов
Технологии организации (сопровождения) учебного процесса
Тема 4. Особенности организации учебного процесса при дистанционном обучении
Организационно-кадровое сопровождение дистанционного обучения
Преподавание гуманитарных дисциплин
Преподавание физико-математических дисциплин
Преподавание естественнонаучных дисциплин
Заключение
2.1. 2. Описание содержания сетевого учебного пособия
Учебное пособие "Технологии дистанционного обучения в школе" включает введение, 4 темы и заключение.
Во введении рассматриваются основные проблемы, связанные с процессом информатизации системы общего образования, обосновывается необходимость внедрения дистанционных образовательных технологий в систему общего образования.
В первой теме определяются основные принципы дистанционного обучения, рассматриваются дидактические и организационные модели дистанционного обучения. Рассмотрению технологий дистанционного обучения предшествует анализ существующих в современном российском образовании форм обучения, позволяющий определить место дистанционного обучения в образовательной системе. Обзор моделей дистанционного обучения дает возможность определить как общие педагогические технологии, применяемые во всех моделях ДО, так и специфические информационные технологии, имеющие преимущественное значение при сетевом дистанционном обучении.
Вторая тема посвящена анализу педагогических технологий дистанционного обучения. Классификация педагогических технологий позволяет выделить основные организационные формы традиционного учебного процесса и сравнить их с организационными формами, составляющими основу дистанционного обучения. Подробно рассматриваются технологии обучения, организации самостоятельной работы обучающихся, контроля знаний.
В третьей теме рассматриваются информационные технологии дистанционного обучения. Исходя из целей учебно-познавательной деятельности, рассматриваются технологии представления учебных материалов, технологии доставки учебных материалов и технологии организации учебного процесса.
Четвертая тема посвящена особенностям организации учебного процесса при дистанционном обучении. Здесь рассматриваются механизмы организационно-кадрового сопровождения дистанционного обучения, а также определяются особенности преподавания с применением дистанционных образовательных технологий гуманитарных, физико-математических и естественнонаучных дисциплин.
В заключении дается анализ эффективности педагогических технологий дистанционного обучения.
Составлена библиография, дающая представление о проблемах, связанных с технологиями ОДО, и о способах их решения в российских и зарубежных образовательных учреждениях.
2.2. Тестирующая система
Тестирующая система позволяет осуществить самоконтроль при изучении учебного материала. Она включает тесты по содержанию четырех основных тем сетевого учебного пособия пособие "Технологии дистанционного обучения в школе".
Тестовые задания размещены в тестирующей оболочке, позволяющей осуществлять тестирование обучающихся с использованием сети Интернет. Для тестирования используются вопросы различных типов:
- тесты единственного выбора,
- тесты множественного выбора,
- тесты на восстановление соответствия.
По итогам тестирования система автоматически выставляет оценку обучающемуся по 100-балльной шкале.
Рекомендуемая литература (основная)
1. Густырь А.В. Проблемы нормативного обеспечения и выбора базовой модели дистанционного образования // Дистанционное образование в России. Постановка проблемы и опыт организации. Сост. Овсянников В.И. - М.:РИЦ "Альфа" МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2001.
2. Демкин В.П., Вымятнин В.М. Принципы и технологии создания электронных учебников: Электронный учебник. Томск, 2002.
3. Демкин В.П., Можаева Г.В. Технологии дистанционного обучения. - Томск, 2002.
4. Дистанционное образование в России. Постановка проблемы и опыт организации. Сост. Овсянников В.И. - М.:РИЦ "Альфа" МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2001.
5. Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. - 192 с.
6. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981.
7. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. - М.: Изд. Центр "Академия", 2001. - 272 с.
Рекомендуемая литература (дополнительная)
1. Вымятнин В.М. Информационно-технологическое обеспечение ДО // Открытое и дистанционное образование. - 2000. - № 1.
2. Вымятнин В.М., Демкин В.П., Нявро В.Ф. Дистанционное образование и его технологии. - Томск, 1998.
3. Вымятнин В.М., Демкин В.П., Нявро В.Ф., Руденко Т.В.. Учебно-методическое обеспечение преподавания биологии в школах с использованием дистанционной формы обучения // Новые информационные технологии в университетском образовании. Материалы Международной научно - практической конференции. Новосибирск, 25 - 27 марта 1997 г. - Новосибирск, 1997.
4. Демкин В., Вымятнин В., Можаева Г., Тарунина Г. Дистанционное обучение и мультимедиа // Высшее образование в России. - М.,1998. - № 4.
5. Демкин В., Гульбинская Е. Особенности дистанционного обучения иностранным языкам // Высшее образование в России. - М., 2001. - № 1. - С. 127 - 129.
6. Демкин В.П., Вымятнин В.М., Можаева Г.В., Тарунина Г.А.. Дистанционное обучение в гуманитарном образовании // Интернет - новая информационная среда исторической науки. Тезисы докладов Международной конференции. - Барнаул, 1998.
7. Дистанционное обучение и новые технологии в образовании - М., 1995.
8. Домрачев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высшее образование в России. - 1994. - № 3.
9. Казанская О.В., Русанов А.С., Макаревич Л.Г. Тестирующие программы для использования в сети Интернет // Открытое и дистанционное образование. -2001. - № 3.
10. Кирилова Г.И. Информационные технологии и компьютерные средства в образовании // Educational Technology & Society. - 2000. - № 4(1).
11. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: Уч. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Изд. центр. "Академия", 2001. - 256 с.
12. Краснова Г.А., Беляев М.И. С чего начать? Информационно - педагогическое обеспечение для дистанционного обучения. - М., 2001.
13. Компьютерные телекоммуникации в системе школьного образования / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. - http://scholar.urc.ac.ru:8002/courses/Manual/index.html.ru
14. Можаева Г.В. Проектная деятельность в системе дистанционного образования // Теоретико - методологические проблемы исторического познания: Т.2. - Минск, 2001. - С. 114 - 117.
15. Можаева Г.В. Учебный процесс в системе дистанционного образования // Открытое и дистанционное образование. - 2000. - № 1. - С.11 - 17.
16. Назаров П.А., Руденко Т.В. Роль практикума в учебном процессе и его реализация в ДО // Научное и методическое обеспечение системы дистанционного образования: материалы Международной конференции. - Томск, 2000. - С.82 - 84.
17. Овсянников В.И. Структура дистанционного образования.//Дистанционное образование в России. Постановка проблемы и опыт организации. Сост Овсянников В.И. - М.:РИЦ "Альфа" МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2001. - С.51.
18. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. М.: Изд-во "Российское педагогическое агенство", 1998. - 184 с.
19. Политика в области образования и новые информационные технологии. Национальный доклад РФ на П Межд. Конгрессе ЮНЕСКО "Образование и информатика" .М., 1996.
20. Скок Г.Б., Лыгина Н.И., Колесникова Н.И., Низовских Е.В. Как спроектировать учебный процесс по курсу: Учеб. пособие для преподавателей. Новосибирск, 1999.
21. Толстик А.М. Компьютерный лабораторный практикум в дистанционном образовании // Интеграция учебного процесса и фундаментальных исследований в университетах: инновационные стратегии и технологии: Т. 2. - Томск, 2000. - С. 81 - 84.
22. Тубалова И.В., Руденко Т. В. О некоторых филологических курсах в системе дистанционного образования // Научное и методическое обеспечение системы дистанционного образования: материалы Международной конференции. - Томск, 2000. - С.115 - 118.
![]() |
Демкин Владимир Петрович, доктор физико-математических наук, профессор, лауреат премии Президента РФ в области образования, академик Российской Академии естественных наук и Международной академии информатизации, член-корреспондент Сибирского отделения Международной академии наук и высшей школы. Автор около 200 работ, в том числе 5 монографий, опубликованных в отечественной и зарубежной печати по проблемам научно-методического обеспечения дистанционного образования, современных дидактических средств и новых технологий. Автор концепции электронных обучающих средств, дидактических моделей и педагогических технологий дистанционного обучения. Проректор по информатизации Томского государственного университета. |
![]() |
Можаева Галина Васильевна, кандидат исторических наук, доцент, лауреат премии Президента РФ в области образования, член-корреспондент Международной академии информатизации и Российской Академии естественных наук. Автор более 130 научных работ (включая 4 монографии) по проблемам гуманитарной информатики, научно-методического и учебно-методического обеспечения дистанционного образования, историографии отечественной истории. Один из разработчиков концепции электронных обучающих средств, дидактических моделей и педагогических технологий дистанционного обучения. Директор Института дистанционного образования Томского государственного университета. |