© ОмГУ © ИНОО ОмГУ
Методы проведения сетевых занятий

  Содержание
  Статья 1
  Статья 2
  Статья 3
  Статья 4
  Статья 5

Статья 4

Рекомендации по составлению тестов

Выдержки из книги:

Андреев А.А. Педагогика высшей школы (прикладная педагогика). Учебное пособие в двух книгах (Часть 2) – М.: МЭСИ, 2000. - 163 с. ил.

Методические рекомендации по подготовке тестов

Работа по составлению теста начинается с определения объема и структуры его содержания. Так как тест представляет собой модель содержания обучения в виде тестовых заданий, то он должен:

  1. В достаточной степени охватывать учебный предмет;
  2. Имитировать структуру контролируемого содержания
  3. Быть адекватным содержанию обучения

Тест, во – первых, измеряет то, что заложено в программу обучения и, во – вторых, оценивает уровень подготовки специалиста в данный момент на определенной стадии его формирования. Следовательно, необходимо провести структурирование учебной информации, т.е. выделение учебных элементов и отношений между ними с учетом контингента экзаменуемых.

Общие требования к тестовым заданиям

  1. Однозначность и простота:
    • тестовые задания должны быть по возможности краткими, без излишних слов и пояснений, лаконичными;
    • в тестовых заданиях должна отсутствовать двусмысленность;
    • в задании должен рассматриваться только один признак, объект или действие;
  2. Использование только эффективных дистракторов, т.е. таких, которые могут привлечь внимание испытуемых.
  3. Отсутствие намеков на правильный ответ
  4. Отсутствие оборотов с отрицанием «не».
  5. Использование наглядных форм предъявления информации
  6. Возможность выполнения без обращения к справочной литературе
  7. Доступная трудность:
    • задания, которые выполняет вся группа, считаются слишком легкими и должны быть переделаны;
    • задания, не выполняет вся группа (или убедительное большинство),считаются слишком трудными и должны быть переделаны;
    • оптимально, чтобы трудность задания была в пределах 50 – 60%
    • задачи – головоломки не могут использоваться в тестах, т.к. они скорее предна-значены для измерения способностей, а не обученности.
  8. Соответствие источникам информации, которыми пользуются испытуемые
  9. Использование одинаково и, безусловно, понятных всем испытуемым терминов, способов и индексации обозначений.
  10. Грамматическое и логическое соответствие ответов заданию
  11. Отсутствие абсурдных, очевидно неправильных ответов

Конкретизируем требования, характерные для каждого типа тестовых заданий.

1. Закрытая форма

Задание содержит основную часть и ответы, сформированные составителем. Инструкция указывает: найти номер правильного ответа. Задание содержит два-три правильных ответа. Эта форма технологична, так как позволяет выявить определенный объем знаний.

Требования к тесту закрытой формы

  1. Стандартная инструкция.
  2. Равная правдоподобность заданий.
  3. Полная ясность текста (не должно быть разночтений).
  4. Предельная краткость (5-6 слов).
  5. Простая стилистическая конструкция.
  6. В задание включается больше слов, чем в ответ.
  7. Все ответы, правильные и неправильные, должны быть примерно равны по длине.
  8. Исключаются вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа.
  9. Необходимо наличие одной стандартной инструкции (например, обведите кружком номер правильного ответа).
  10. Не должно быть противоречий между основной частью и ответами. Например, на космонавта в космосе действуют:
    • Сила тяжести;
    • Сила точки опоры;
    • Не действуют никакие силы.
  11. Исключить повторяющиеся слова в ответах. Например, основная земледельческая зона расположена:
    • В зоне тайги;
    • В лесостепной зоне;
    • В зоне смешанных лесов;
    • В степной зоне.

2. Открытая форма (сравнение с эталоном)

Студент сам формулирует ответ, словесный или графический. Эти тесты хороши для текущего контроля. Инструкция к ним гласит: «Дополните…».

Требования к тесту открытой формы

  1. Дополняющее слово ставится в конце.
  2. Оно должно быть единственным.
  3. Все прочерки должны быть одинаковой длины.

3. Задания на соответствие

Задание содержит два множества, правый столбик – для выбора, левый для ответа. В правом на 1-2 элемента больше. Инструкция – установить соответствие.

Например:

Реплики - высказывания  - авторы

4. Задания на установление правильной последовательности (тесты хороши для технических специальностей, так как содержат знание алгоритма). Инструкция: установить правильную последовательность сборки. Оценка тестов может быть:

  1. Политамическая, если из 10 заданий одно неправильное, то сумма баллов равна 9;
  2. Дихотомическая (сделал – 1, не сделал – 0).

Перечень характеристик тестовых заданий

1. Содержание. Чем полнее отобрано содержание курса в тестовом задании, тем выше валидность теста. 360 заданий выполняются приблизительно за 1,5-2 часа. Требования к содержанию тестового задания:

  1. Предметная чистота (чем меньше междисциплинарных элементов, тем чище содержание дисциплины);
  2. Значимость содержания. Содержание ранжируется. Это очень сложный процесс, так как следует выделить базис дисциплины;
  3. Содержание должно быть вариативным, репрезентативным (более полно отражать знание курса);
  4. Содержание должно быть научно достоверным (отражать современные взгляды).

2. Формы тестового задания

Выбор формы задания зависит от:

  1. Содержания курса;
  2. Цели создания теста (контроля);
  3. Умения разработчика.

3. Степень трудности: задания должны быть разной трудности; есть одно-два задания, которые не может сделать никто; одно-два задания, которые должны выполнить все; 60-70% составляют задания средней трудности.

4. Дифференцирующая способность. Знающие студенты должны выполнить задание, не знающие - не в состоянии его выполнить.

5. Локальная независимость: выполнение заданий не зависит от результатов выполнения других форм работы.

6. Информативность заданий. Каждое задание выполняет информационную функ-цию.

7. Коррелируемость задания с критерием.

Этапы разработки тестовых заданий

  1. Выбор содержания заданий.
  2. Выбор формы заданий.
  3. Создание инструкции и описания теста.
  4. Апробация теста (сбор эмпирических данных).
  5. Обработка эмпирических данных.
  6. Интерпретация результатов обработки.
  7. Экспертиза качества теста.
Методы оценки критериев качества тестов

Классическая теория тестов опирается на теорию корреляции, главными параметрами которой являются надежность и валидность. Основы классических тестов составляет идея их параллельности. Параллельными называются тесты, в которых истинные и ошибочные компоненты равны на одной и той же выборки испытуемых. Они имеют одни и те же элементы содержания, одну и ту же трудность заданий.

Надежность – устойчивость результатов теста, получаемых при его применении. Существуют следующие методы оценивания надежности:

  1. Параллельное тестирование в 2 – х группах.
  2. Ретестовая надежность (повторное тестирование)
  3. Расщепление теста (тест расщепляют на две части по четным и нечетным номерам заданий). Чем выше корреляция между двумя частями, тем выше надежность.

Валидность – пригодность теста, т. е. Способность качественно измерять то, для чего он создан по замыслу авторов. Оценка валидности производится по результатам тестирования и результатам экзамена и профессиональной деятельности, которые должны иметь высокий уровень корреляции.