Статья 4
Рекомендации по составлению тестов
Выдержки из книги:
Андреев А.А. Педагогика высшей школы (прикладная педагогика). Учебное пособие в двух книгах (Часть 2) – М.: МЭСИ, 2000. - 163 с. ил.
Методические рекомендации по подготовке тестов
Работа по составлению теста начинается с определения объема и структуры его содержания. Так как тест представляет собой модель содержания обучения в виде тестовых заданий, то он должен:
- В достаточной степени охватывать учебный предмет;
- Имитировать структуру контролируемого содержания
- Быть адекватным содержанию обучения
Тест, во – первых, измеряет то, что заложено в программу обучения и, во – вторых, оценивает уровень подготовки специалиста в данный момент на определенной стадии его формирования. Следовательно, необходимо провести структурирование учебной информации, т.е. выделение учебных элементов и отношений между ними с учетом контингента экзаменуемых.
Общие требования к тестовым заданиям
- Однозначность и простота:
- тестовые задания должны быть по возможности краткими, без излишних слов и пояснений, лаконичными;
- в тестовых заданиях должна отсутствовать двусмысленность;
- в задании должен рассматриваться только один признак, объект или действие;
- Использование только эффективных дистракторов, т.е. таких, которые могут привлечь внимание испытуемых.
- Отсутствие намеков на правильный ответ
- Отсутствие оборотов с отрицанием «не».
- Использование наглядных форм предъявления информации
- Возможность выполнения без обращения к справочной литературе
- Доступная трудность:
- задания, которые выполняет вся группа, считаются слишком легкими и должны быть переделаны;
- задания, не выполняет вся группа (или убедительное большинство),считаются слишком трудными и должны быть переделаны;
- оптимально, чтобы трудность задания была в пределах 50 – 60%
- задачи – головоломки не могут использоваться в тестах, т.к. они скорее предна-значены для измерения способностей, а не обученности.
- Соответствие источникам информации, которыми пользуются испытуемые
- Использование одинаково и, безусловно, понятных всем испытуемым терминов, способов и индексации обозначений.
- Грамматическое и логическое соответствие ответов заданию
- Отсутствие абсурдных, очевидно неправильных ответов
Конкретизируем требования, характерные для каждого типа тестовых заданий.
1. Закрытая форма
Задание содержит основную часть и ответы, сформированные составителем. Инструкция указывает: найти номер правильного ответа. Задание содержит два-три правильных ответа. Эта форма технологична, так как позволяет выявить определенный объем знаний.
Требования к тесту закрытой формы
- Стандартная инструкция.
- Равная правдоподобность заданий.
- Полная ясность текста (не должно быть разночтений).
- Предельная краткость (5-6 слов).
- Простая стилистическая конструкция.
- В задание включается больше слов, чем в ответ.
- Все ответы, правильные и неправильные, должны быть примерно равны по длине.
- Исключаются вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа.
- Необходимо наличие одной стандартной инструкции (например, обведите кружком номер правильного ответа).
- Не должно быть противоречий между основной частью и ответами. Например, на космонавта в космосе действуют:
- Сила тяжести;
- Сила точки опоры;
- Не действуют никакие силы.
- Исключить повторяющиеся слова в ответах. Например, основная земледельческая зона расположена:
- В зоне тайги;
- В лесостепной зоне;
- В зоне смешанных лесов;
- В степной зоне.
2. Открытая форма (сравнение с эталоном)
Студент сам формулирует ответ, словесный или графический. Эти тесты хороши для текущего контроля. Инструкция к ним гласит: «Дополните…».
Требования к тесту открытой формы
- Дополняющее слово ставится в конце.
- Оно должно быть единственным.
- Все прочерки должны быть одинаковой длины.
3. Задания на соответствие
Задание содержит два множества, правый столбик – для выбора, левый для ответа. В правом на 1-2 элемента больше. Инструкция – установить соответствие.
Например:
Реплики - высказывания - авторы
4. Задания на установление правильной последовательности (тесты хороши для технических специальностей, так как содержат знание алгоритма). Инструкция: установить правильную последовательность сборки. Оценка тестов может быть:
- Политамическая, если из 10 заданий одно неправильное, то сумма баллов равна 9;
- Дихотомическая (сделал – 1, не сделал – 0).
Перечень характеристик тестовых заданий
1. Содержание. Чем полнее отобрано содержание курса в тестовом задании, тем выше валидность теста. 360 заданий выполняются приблизительно за 1,5-2 часа. Требования к содержанию тестового задания:
- Предметная чистота (чем меньше междисциплинарных элементов, тем чище содержание дисциплины);
- Значимость содержания. Содержание ранжируется. Это очень сложный процесс, так как следует выделить базис дисциплины;
- Содержание должно быть вариативным, репрезентативным (более полно отражать знание курса);
- Содержание должно быть научно достоверным (отражать современные взгляды).
2. Формы тестового задания
Выбор формы задания зависит от:
- Содержания курса;
- Цели создания теста (контроля);
- Умения разработчика.
3. Степень трудности: задания должны быть разной трудности; есть одно-два задания, которые не может сделать никто; одно-два задания, которые должны выполнить все; 60-70% составляют задания средней трудности.
4. Дифференцирующая способность. Знающие студенты должны выполнить задание, не знающие - не в состоянии его выполнить.
5. Локальная независимость: выполнение заданий не зависит от результатов выполнения других форм работы.
6. Информативность заданий. Каждое задание выполняет информационную функ-цию.
7. Коррелируемость задания с критерием.
Этапы разработки тестовых заданий
- Выбор содержания заданий.
- Выбор формы заданий.
- Создание инструкции и описания теста.
- Апробация теста (сбор эмпирических данных).
- Обработка эмпирических данных.
- Интерпретация результатов обработки.
- Экспертиза качества теста.
Методы оценки критериев качества тестов
Классическая теория тестов опирается на теорию корреляции, главными параметрами которой являются надежность и валидность. Основы классических тестов составляет идея их параллельности. Параллельными называются тесты, в которых истинные и ошибочные компоненты равны на одной и той же выборки испытуемых. Они имеют одни и те же элементы содержания, одну и ту же трудность заданий.
Надежность – устойчивость результатов теста, получаемых при его применении. Существуют следующие методы оценивания надежности:
- Параллельное тестирование в 2 – х группах.
- Ретестовая надежность (повторное тестирование)
- Расщепление теста (тест расщепляют на две части по четным и нечетным номерам заданий). Чем выше корреляция между двумя частями, тем выше надежность.
Валидность – пригодность теста, т. е. Способность качественно измерять то, для чего он создан по замыслу авторов. Оценка валидности производится по результатам тестирования и результатам экзамена и профессиональной деятельности, которые должны иметь высокий уровень корреляции.
|