<< Назад
     Глава IV.  УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО
                   ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

      Статья 24. Компетенция Российской Федерации в области высшего
                и послевузовского профессионального    образования

     1. К  компетенции Федерального Собрания Российской Федерации в
области высшего  и  послевузовского  профессионального  образования
относятся:
     1) разработка законопроектов,  принятие федеральных законов  в
области  высшего  и послевузовского профессионального образования и
внесение изменений в соответствующие законы и дополнений к ним;
     2) утверждение  Федеральной  программы  развития образования и
контроль за  ее  реализацией  в  части,  относящейся  к  высшему  и
послевузовскому профессиональному образованию;
     3) утверждение соответствующих статей федерального  бюджета  и
контроль за их исполнением;
     4) установление    уровней    высшего    и     послевузовского
профессионального образования;
     5) ратификация международных договоров  Российской  Федерации,
регулирующих  вопросы  высшего  и послевузовского профессионального
образования,  в   соответствии   с   законодательством   Российской
Федерации.
     2. К компетенции Правительства Российской Федерации в  области
высшего и послевузовского профессионального образования относятся:
     1) участие в разработке и реализация государственной  политики
в указанной области;
     2) подготовка соответствующих разделов  Федеральной  программы
развития   образования   и  контроль  за  ее  реализацией  органами
исполнительной власти;
     3) осуществление    бюджетного    финансирования   высшего   и
послевузовского профессионального образования;
     4) разработка  законопроектов и принятие в соответствии с ними
нормативных правовых актов,  определяющих функционирование  системы
высшего и послевузовского профессионального образования;
     5) установление  порядка  лицензирования  деятельности  высших
учебных заведений, их аттестации и государственной аккредитации;
     6) создание, реорганизация и ликвидация государственных высших
учебных заведений,  находящихся в ведении Российской Федерации,  по
согласованию с органами  законодательной  и  исполнительной  власти
субъектов Российской Федерации;
     7) заключение  и  реализация  межправительственных  договоров,
регулирующих  вопросы  высшего  и послевузовского профессионального
образования;
     8) определение  порядка  разработки,  утверждения  и  введения
государственных    образовательных     стандартов     высшего     и
послевузовского   профессионального   образования,  за  исключением
случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
     9) определение   порядка   установления   перечня  направлений
подготовки    (специальностей)    высшего     и     послевузовского
профессионального образования.
     3. К компетенции федерального (центрального) органа управления
высшим профессиональным образованием относятся:
     1) разработка и реализация совместно  с  другими  федеральными
органами    управления    образованием   соответствующих   разделов
Федеральной программы развития образования и международных программ
в области высшего,  послевузовского профессионального образования и
соответствующего дополнительного образования;
     2) утверждение    федеральных    компонентов   соответствующих
государственных образовательных стандартов,  утверждение  положений
об  итоговой государственной аттестации студентов и об экстернате в
государственных, муниципальных высших учебных заведениях;
     3) разработка   и   утверждение  примерных  учебных  планов  и
образовательных     программ     высшего     и      послевузовского
профессионального    образования,   организация   издания   учебной
литературы и производства учебно-наглядных пособий;
     4) осуществление     полномочий    учредителя    (учредителей)
подведомственных государственных высших учебных заведений;
     5) содействие   развитию   и   реализации   новых  эффективных
технологий   обучения   в   области   высшего   и   послевузовского
профессионального образования;
     6) лицензирование  деятельности   высших   учебных   заведений
независимо  от  их  организационно-правовых  форм и государственных
образовательных   учреждений    соответствующего    дополнительного
образования, а также их государственная аккредитация;
     7) установление формы документов  государственного  образца  о
высшем и послевузовском профессиональной образовании, осуществление
признания и  установление  эквивалентности  документов  иностранных
государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и
об ученых званиях;
     8) определение     порядка     признания     и    установления
эквивалентности  документов  иностранных  государств  о  высшем   и
послевузовском  профессиональном  образовании  и об ученых званиях,
выдача  свидетельств  об  установлении  эквивалентности   указанных
документов;
     9) участие в изучении потребности рынка труда в  специалистах;
разработка    прогнозов    подготовки    специалистов;   разработка
предложений по объемам  бюджетного  финансирования  высших  учебных
заведений,    других   предприятий,   учреждений   и   организаций,
действующих в системе высшего и послевузовского профессионального и
соответствующего  дополнительного  образования,  а также их научных
организаций и структурных подразделений;  разработка предложений по
объемам    капитального    строительства   указанных   предприятий,
учреждений и организаций;
     10) участие в работе федеральных органов исполнительной власти
по определению объема бюджетного финансирования,  направляемого  на
подготовку  специалистов,  переподготовку  и повышение квалификации
работников,  научно-педагогических работников,  в том числе научных
работников,   развитие   науки,   а   также  участие  в  разработке
федеральных нормативов  и  порядка  финансирования  соответствующих
образовательных учреждений;
     11) координация   деятельности   высших   учебных   заведений,
отраслевых   и   региональных   систем  высшего  и  послевузовского
профессионального образования по определению  объемов  и  структуры
подготовки     специалистов,     организация     межотраслевой    и
межрегиональной кооперации в этой области;
     12) установление  общего приема и структуры приема на обучение
в  высшие  учебные   заведения   и   учреждения   системы   высшего
профессионального образования студентов, аспирантов и докторантов;
     13) открытие аспирантуры и докторантуры государственных высших
учебных   заведений,   научных   организаций   независимо   от   их
ведомственной   принадлежности,    за    исключением    учреждений,
действующих   в  системе  Российской  академии  наук  и  отраслевых
академий  наук  и  имеющих  государственный   статус,   утверждение
положений  о  подготовке  научно-педагогических  работников,  в том
числе научных работников;
     14) установление  порядка  приема  граждан  в  государственные
высшие  учебные  заведения,   учрежденные   федеральными   органами
исполнительной  власти,  и  порядка  перевода обучающихся из одного
высшего учебного заведения в другое;
     15) прогнозирование  развития  сети учреждений системы высшего
профессионального   образования,   согласование   создания    новых
государственных  учреждений  системы  высшего  профессионального  и
соответствующего дополнительного образования;
     16) организация  участия  высших  учебных  заведений и научных
организаций,  действующих  в  системе  высшего  и   послевузовского
профессионального  образования,  в  федеральных  научно-технических
программах,  разработка  и  утверждение  межвузовских  программ  по
приоритетным    направлениям    науки,   осуществление   ресурсного
обеспечения указанных программ и контроля за ходом их реализации;
     17) разработка   и   реализация  совместно  с  профсоюзными  и
общественными организациями мер  по  социальной  защите  студентов,
аспирантов,  докторантов, слушателей и работников системы высшего и
послевузовского профессионального образования по улучшению  условий
их обучения, труда, быта, отдыха и медицинского обслуживания;
     18) финансирование деятельности  подведомственных  ему  высших
учебных заведений, предприятий, учреждений и организаций;
     19) согласование нормативных документов в  области  высшего  и
послевузовского      профессионального      и      соответствующего
дополнительного  образования,  издаваемых   федеральными   органами
исполнительной  власти,  в ведении которых находятся высшие учебные
заведения,  и  в  случае  необходимости  приостановление   действия
указанных нормативных документов;
     20) осуществление  по  согласованию  с  федеральными  органами
исполнительной  власти,  в ведении которых находятся высшие учебные
заведения,  полномочий по распоряжению государственным имуществом в
системе высшего и послевузовского профессионального образования;
     21) утверждение  положения  о  порядке  замещения   должностей
научно-педагогического персонала;
     22) разработка и утверждение  типового  положения  о  филиалах
высших  учебных  заведений,  подведомственных  федеральным  органам
исполнительной власти, порядок организации указанных филиалов;
     23) издание в пределах своей компетенции нормативных актов;
     24) заключение   международных   договоров   межведомственного
характера в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     4. К   компетенции   государственной   аттестационной   службы
относятся:
     1) контроль  за  соблюдением  государственных  образовательных
стандартов  во  всех  имеющих  государственную  аккредитацию высших
учебных заведениях независимо от их организационно-правовых форм;
     2) научно-методическое   обеспечение   итоговой  аттестации  и
контроль  качества  подготовки  выпускников  по  завершении  каждых
уровня   и  ступени  высшего  и  послевузовского  профессионального
образования  в  соответствии  с  государственными  образовательными
стандартами    высшего    и    послевузовского    профессионального
образования;
     3) рассмотрение представлений и принятие решений о направлении
высшему учебному заведению рекламаций  на  качество  образования  и
(или)   несоответствие   образования  требованиям  соответствующего
государственного образовательного стандарта;
     4) организация  функционирования  системы региональных органов
государственной аттестационной службы и аттестация  образовательных
учреждений.
     5. Разграничение компетенции между федеральными (центральными)
органами  управления  образованием  и  иными  федеральными органами
управления образованием  устанавливается  федеральными  законами  и
положениями о соответствующих органах, утвержденными Правительством
Российской Федерации.
     Федеральные органы    управления   образованием   осуществляют
полномочия  учредителя  (учредителей)  высшего  учебного  заведения
после его создания.

      Статья 25. Компетенция субъектов Российской Федерации
                в области высшего и послевузовского
                профессионального образования

     По общим  вопросам высшего и послевузовского профессионального
образования субъекты Российской Федерации  обладают  всей  полнотой
государственной  власти  вне  установленной  настоящим Федеральными
законом  компетенции  Российской  Федерации  в  области  высшего  и
послевузовского профессионального образования.

      Статья 26. Государственный контроль за качеством высшего
                и послевузовского профессионального образования

     1. Государственный   контроль   за   качеством    высшего    и
послевузовского    профессионального   образования   направлен   на
обеспечение единой государственной политики  в  области  высшего  и
послевузовского  профессионального образования,  повышение качества
подготовки   специалистов,   рациональное   использование   средств
федерального бюджета,  выделяемых на финансирование системы высшего
и послевузовского  профессионального  образования.
     Государственный контроль     за     качеством     высшего    и
послевузовского   профессионального   образования    осуществляется
государственной  аттестационной службой и государственными органами
управления высшим профессиональным образованием в соответствии с их
компетенцией,  предусмотренной  Законом  Российской  Федерации  "Об
образовании",  настоящим Федеральным законом и другими федеральными
законами в этой области.
     2. Контроль  за  соблюдением высшим учебным заведением условий
образовательной    деятельности,     предусмотренных     лицензией,
обеспечивает  федеральный  (центральный)  орган  управления высшими
профессиональным образованием.  В  случае  нарушения  этих  условий
лицензия подлежит изъятию.
     3. Имеющее   государственную   аккредитацию   высшее   учебное
заведение   независимо   от  его  организационно-правовой  формы  и
ведомственной подчиненности  не  реже  чем  один  раз  в  пять  лет
проходит   аттестацию,  проводимую  государственной  аттестационной
службой.
<< Назад