<< Назад
Глава IV. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 24. Компетенция Российской Федерации в области высшего
и послевузовского профессионального образования
1. К компетенции Федерального Собрания Российской Федерации в
области высшего и послевузовского профессионального образования
относятся:
1) разработка законопроектов, принятие федеральных законов в
области высшего и послевузовского профессионального образования и
внесение изменений в соответствующие законы и дополнений к ним;
2) утверждение Федеральной программы развития образования и
контроль за ее реализацией в части, относящейся к высшему и
послевузовскому профессиональному образованию;
3) утверждение соответствующих статей федерального бюджета и
контроль за их исполнением;
4) установление уровней высшего и послевузовского
профессионального образования;
5) ратификация международных договоров Российской Федерации,
регулирующих вопросы высшего и послевузовского профессионального
образования, в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
2. К компетенции Правительства Российской Федерации в области
высшего и послевузовского профессионального образования относятся:
1) участие в разработке и реализация государственной политики
в указанной области;
2) подготовка соответствующих разделов Федеральной программы
развития образования и контроль за ее реализацией органами
исполнительной власти;
3) осуществление бюджетного финансирования высшего и
послевузовского профессионального образования;
4) разработка законопроектов и принятие в соответствии с ними
нормативных правовых актов, определяющих функционирование системы
высшего и послевузовского профессионального образования;
5) установление порядка лицензирования деятельности высших
учебных заведений, их аттестации и государственной аккредитации;
6) создание, реорганизация и ликвидация государственных высших
учебных заведений, находящихся в ведении Российской Федерации, по
согласованию с органами законодательной и исполнительной власти
субъектов Российской Федерации;
7) заключение и реализация межправительственных договоров,
регулирующих вопросы высшего и послевузовского профессионального
образования;
8) определение порядка разработки, утверждения и введения
государственных образовательных стандартов высшего и
послевузовского профессионального образования, за исключением
случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
9) определение порядка установления перечня направлений
подготовки (специальностей) высшего и послевузовского
профессионального образования.
3. К компетенции федерального (центрального) органа управления
высшим профессиональным образованием относятся:
1) разработка и реализация совместно с другими федеральными
органами управления образованием соответствующих разделов
Федеральной программы развития образования и международных программ
в области высшего, послевузовского профессионального образования и
соответствующего дополнительного образования;
2) утверждение федеральных компонентов соответствующих
государственных образовательных стандартов, утверждение положений
об итоговой государственной аттестации студентов и об экстернате в
государственных, муниципальных высших учебных заведениях;
3) разработка и утверждение примерных учебных планов и
образовательных программ высшего и послевузовского
профессионального образования, организация издания учебной
литературы и производства учебно-наглядных пособий;
4) осуществление полномочий учредителя (учредителей)
подведомственных государственных высших учебных заведений;
5) содействие развитию и реализации новых эффективных
технологий обучения в области высшего и послевузовского
профессионального образования;
6) лицензирование деятельности высших учебных заведений
независимо от их организационно-правовых форм и государственных
образовательных учреждений соответствующего дополнительного
образования, а также их государственная аккредитация;
7) установление формы документов государственного образца о
высшем и послевузовском профессиональной образовании, осуществление
признания и установление эквивалентности документов иностранных
государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и
об ученых званиях;
8) определение порядка признания и установления
эквивалентности документов иностранных государств о высшем и
послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях,
выдача свидетельств об установлении эквивалентности указанных
документов;
9) участие в изучении потребности рынка труда в специалистах;
разработка прогнозов подготовки специалистов; разработка
предложений по объемам бюджетного финансирования высших учебных
заведений, других предприятий, учреждений и организаций,
действующих в системе высшего и послевузовского профессионального и
соответствующего дополнительного образования, а также их научных
организаций и структурных подразделений; разработка предложений по
объемам капитального строительства указанных предприятий,
учреждений и организаций;
10) участие в работе федеральных органов исполнительной власти
по определению объема бюджетного финансирования, направляемого на
подготовку специалистов, переподготовку и повышение квалификации
работников, научно-педагогических работников, в том числе научных
работников, развитие науки, а также участие в разработке
федеральных нормативов и порядка финансирования соответствующих
образовательных учреждений;
11) координация деятельности высших учебных заведений,
отраслевых и региональных систем высшего и послевузовского
профессионального образования по определению объемов и структуры
подготовки специалистов, организация межотраслевой и
межрегиональной кооперации в этой области;
12) установление общего приема и структуры приема на обучение
в высшие учебные заведения и учреждения системы высшего
профессионального образования студентов, аспирантов и докторантов;
13) открытие аспирантуры и докторантуры государственных высших
учебных заведений, научных организаций независимо от их
ведомственной принадлежности, за исключением учреждений,
действующих в системе Российской академии наук и отраслевых
академий наук и имеющих государственный статус, утверждение
положений о подготовке научно-педагогических работников, в том
числе научных работников;
14) установление порядка приема граждан в государственные
высшие учебные заведения, учрежденные федеральными органами
исполнительной власти, и порядка перевода обучающихся из одного
высшего учебного заведения в другое;
15) прогнозирование развития сети учреждений системы высшего
профессионального образования, согласование создания новых
государственных учреждений системы высшего профессионального и
соответствующего дополнительного образования;
16) организация участия высших учебных заведений и научных
организаций, действующих в системе высшего и послевузовского
профессионального образования, в федеральных научно-технических
программах, разработка и утверждение межвузовских программ по
приоритетным направлениям науки, осуществление ресурсного
обеспечения указанных программ и контроля за ходом их реализации;
17) разработка и реализация совместно с профсоюзными и
общественными организациями мер по социальной защите студентов,
аспирантов, докторантов, слушателей и работников системы высшего и
послевузовского профессионального образования по улучшению условий
их обучения, труда, быта, отдыха и медицинского обслуживания;
18) финансирование деятельности подведомственных ему высших
учебных заведений, предприятий, учреждений и организаций;
19) согласование нормативных документов в области высшего и
послевузовского профессионального и соответствующего
дополнительного образования, издаваемых федеральными органами
исполнительной власти, в ведении которых находятся высшие учебные
заведения, и в случае необходимости приостановление действия
указанных нормативных документов;
20) осуществление по согласованию с федеральными органами
исполнительной власти, в ведении которых находятся высшие учебные
заведения, полномочий по распоряжению государственным имуществом в
системе высшего и послевузовского профессионального образования;
21) утверждение положения о порядке замещения должностей
научно-педагогического персонала;
22) разработка и утверждение типового положения о филиалах
высших учебных заведений, подведомственных федеральным органам
исполнительной власти, порядок организации указанных филиалов;
23) издание в пределах своей компетенции нормативных актов;
24) заключение международных договоров межведомственного
характера в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. К компетенции государственной аттестационной службы
относятся:
1) контроль за соблюдением государственных образовательных
стандартов во всех имеющих государственную аккредитацию высших
учебных заведениях независимо от их организационно-правовых форм;
2) научно-методическое обеспечение итоговой аттестации и
контроль качества подготовки выпускников по завершении каждых
уровня и ступени высшего и послевузовского профессионального
образования в соответствии с государственными образовательными
стандартами высшего и послевузовского профессионального
образования;
3) рассмотрение представлений и принятие решений о направлении
высшему учебному заведению рекламаций на качество образования и
(или) несоответствие образования требованиям соответствующего
государственного образовательного стандарта;
4) организация функционирования системы региональных органов
государственной аттестационной службы и аттестация образовательных
учреждений.
5. Разграничение компетенции между федеральными (центральными)
органами управления образованием и иными федеральными органами
управления образованием устанавливается федеральными законами и
положениями о соответствующих органах, утвержденными Правительством
Российской Федерации.
Федеральные органы управления образованием осуществляют
полномочия учредителя (учредителей) высшего учебного заведения
после его создания.
Статья 25. Компетенция субъектов Российской Федерации
в области высшего и послевузовского
профессионального образования
По общим вопросам высшего и послевузовского профессионального
образования субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой
государственной власти вне установленной настоящим Федеральными
законом компетенции Российской Федерации в области высшего и
послевузовского профессионального образования.
Статья 26. Государственный контроль за качеством высшего
и послевузовского профессионального образования
1. Государственный контроль за качеством высшего и
послевузовского профессионального образования направлен на
обеспечение единой государственной политики в области высшего и
послевузовского профессионального образования, повышение качества
подготовки специалистов, рациональное использование средств
федерального бюджета, выделяемых на финансирование системы высшего
и послевузовского профессионального образования.
Государственный контроль за качеством высшего и
послевузовского профессионального образования осуществляется
государственной аттестационной службой и государственными органами
управления высшим профессиональным образованием в соответствии с их
компетенцией, предусмотренной Законом Российской Федерации "Об
образовании", настоящим Федеральным законом и другими федеральными
законами в этой области.
2. Контроль за соблюдением высшим учебным заведением условий
образовательной деятельности, предусмотренных лицензией,
обеспечивает федеральный (центральный) орган управления высшими
профессиональным образованием. В случае нарушения этих условий
лицензия подлежит изъятию.
3. Имеющее государственную аккредитацию высшее учебное
заведение независимо от его организационно-правовой формы и
ведомственной подчиненности не реже чем один раз в пять лет
проходит аттестацию, проводимую государственной аттестационной
службой.
<< Назад