В новый год с новым опытом

В новый год с новым опытом

В 2021 году Томский государственный университет стал федеральным вузом-оператором в проекте «Содействие занятости», получив право реализовывать собственные образовательные программы во всех субъектах Российской Федерации, участвующих в проекте. Это привело к возникновению новых преподавательских коллективов и, самое главное, обеспечило уникальной возможностью пересмотреть традиционные форматы работы и предложить слушателям совершенно новый, как по форме, так и по содержанию, продукт.

Сегодня мы встретились с Анастасией Лозинской, заместителем директора Института дистанционного образования ТГУ, директором Центра корпоративного обучения и развития программ дополнительного профессионального образования.

whatsapp-image-2021_12_27-at-10.35.18.jpeg

— Анастасия Петровна, какой новый опыт наш университет получил в уходящем году благодаря федеральному проекту «Содействие занятости»?

— Итогами года можно назвать увеличение роли программ дополнительного профессионального образования. Если раньше эта деятельность была «фоновой» для университета, то сегодня мы должны соответствовать требованиям времени и уделять ей соответствующее значение. Коллеги активно включились в работу: к нам постоянно приходят за консультацией преподаватели с разных факультетов, чтобы узнать, как именно их направления могут перестроиться и стать частью проекта «Содействие занятости».

— Каковы шансы человека, подающего заявку на участие в программе, попасть в неё? Сколько было заявок и какое количество из них было одобрено?

— Шанс попасть на обучение очень высокий. Но бывает, что людям приходится ждать достаточно долго, поскольку некоторые направления очень популярны. Например, программы «Кадровое администрирование» и «Фитнес-тренер» очень востребованы и люди не сразу могут приступить к занятиям. Формируется лист ожидания и рано или поздно все, кто имеет право по правилам проекта стать слушателями, ими становятся. В этом году подали заявки около 120 000 человек и большую часть из них мы одобрили. Вообще, университет перевыполняет квоту и обучает гораздо больше граждан, чем это было изначально заложено в постановлении Правительства. Количество выпускников программ в этом году составило 61 000 человек.

— Какие направления подготовки в ТГУ легче всего адаптировались и вошли в процесс дистанционного обучения без особых «потерь»?

— До пандемии университет преимущественно имел дело с программами в очном формате. После срочного и массового перехода в онлайн почти все программы дополнительного профессионального образования перешли на «дистант». Что касается проекта «Содействие занятости», то абсолютно все программы, реализуемые нашим университетом, смогли успешно адаптироваться к этому формату и слушатели со всей страны прошли обучение дистанционно. Перестроиться смогли даже те ППК, которые традиционно считались «офлайн» направлениями. Например, у нас есть программа повышения квалификации «Графический дизайн в рекламе и сувенирной продукции». Это история преимущественно очная, потому что нужно, чтобы преподаватель руками показывал, что нажимать, куда заходить, как рисовать и лучше компоновать предметы и текст на постерах. Тем не менее, и эту программу наши преподаватели смогли перестроить под дистанционный формат, у программы есть достаточно большое количество выпускников и люди остаются довольны. Программы обучения для IT-специалистов, предполагающие работу со сложными математическими формулами, тоже смогли адаптировать под дистанционный формат и провести на «всю страну». Этот проект побудил к переводу привычно-очных программ на дистанционный уровень.

— Преподаватели заметили такую тенденцию: происходит набор на очередной поток, неважно какой численности, но приступает к занятиям только часть записавшихся. Достаточно ощутимое количество слушателей так и не появляются на занятиях. Что происходит, куда «теряются» люди?

— Проблема в том, что руководители программ и преподавательский состав воспринимают такую ситуацию очень лично, а этого делать, конечно, не стоит. Эта история банальная и повторяющаяся всегда и везде: для учащихся обучение бесплатно. При этом у них нет конкретных обязательств перед нами, как образовательной организацией. А жизненные обстоятельства постоянно меняются и то, что было актуальным для человека сегодня, завтра таковым уже не является. Судя по аналитике, причинами, по которым слушатели отчисляются, чаще всего становятся болезнь, изменение нагрузки на работе, изменение планов и так далее. Преподаватели здесь совершенно ни при чём. У нас даже был случай, когда преподавательская команда была очень сильно расстроена такой ситуации и мы работали психологической поддержкой, успокаивали, говорили, что это не вина преподавателей и программа качественная (все программы проходят экспертизу, их просматривает наш педагогический дизайнер).

С другой стороны, люди сейчас очень требовательны. Несмотря на то, что для них это обучение бесплатно, слушатели иногда начинают критиковать образовательную программу, считают, что им выдают не то, что нужно, или не то, что они считают нужным. Порой слушатели не сдерживаются и могут среди пары остановить преподавателя и начать задавать ему вопросы не по теме. Бывают даже конфликтные ситуации из-за того, что слушатели изначально настроены негативно и готовы «взорваться» на ровном месте. Возможно, это связано с общей нестабильностью и тем, что многие приходящие к нам находятся в сложной жизненной ситуации. Часто это люди, потерявшие работу и уставшие от проблем. Для того, чтобы избежать такого неприятного поворота, нужно в начале обучения очень чётко рассказать, чему будут посвящены занятия и что слушатели получат на выходе.

Хочу подчеркнуть: работа преподавателя с такой необычной аудиторией — это ни в коем случае не межличностные отношения. Тем не менее, важно, чтобы слушатели поняли: мы в курсе их проблем и всё, что мы делаем, направлено на помощь и созидание, на попытку вместе выйти из сложной жизненной ситуации и решить очень серьёзные проблемы.

— Вы собираете отзывы от выпускников программ. Что слушателям нравится больше всего?

— Я встречаю очень много позитивных отзывов. Люди очень сильно благодарят именно за содержательную часть и за качественные знания, которые мы даём. Ценится ориентированность на практику, готовность преподавателей действительно научить КАК что-то делать, а не просто рассказать, где можно получить информацию и что почитать. Выпускники программ не просто получают документ о прохождении профессиональной подготовки, они получают реальные навыки. А главное ̶ людям комфортно учиться. Слушатели благодарят преподавателей, говорят, что ТГУ подтверждает свой высокий статус ведущего российского вуза.

— Какие трудности чаще всего озвучивают преподавательские коллективы, реализующие образовательные программы, и как эти трудности можно решить?

— Первая проблема — это разница в часовых поясах. Учебный процесс построен с учётом 85 субъектов Российской Федерации. Присутствуют все возможные часовые пояса. Несмотря на то, что потоки у нас формируется с ориентацией на европейскую и азиатскую части страны, всё равно получается сложно. Если команда преподавателей ведёт достаточно широкую аудиторию, то им приходится работать на программе с утра и до позднего вечера. А ведь при этом они и с основного места никуда не уходят. Приходится умудряться комбинировать и сочетать свою регулярную работу и работу со слушателями программы. Здесь можно посоветовать руководителям программ очень внимательно и ответственно подходить к планированию расписания с учётом индивидуальных потребностей преподавателей.

Ещё одна сложность — взаимодействие с непривычными для нас аудиториями. С этими конкретными категориями — безработными гражданами, мамами в декрете, людьми предпенсионного возраста — нужно работать очень осторожно: это и специфика коммуникации, и использование специальных методик. Нужно учитывать очень многие аспекты, которые раньше в работе преподавателя такого огромного значения не имели.

Особой проблемой, над которой обязательно нужно работать, стало отсутствие опыта взаимодействия с большими аудиториями. Преподаватели привыкли работать с группами по 20–30 человек, а мы можем набрать на программу 1000 или 2000 (!) обучающихся.

Но самое сложное — это то, что проект «Содействие занятости» не просто «про обучение». Его основная цель — трудоустройство граждан. То есть, по-хорошему, мы должны давать не только содержательные вещи, но ещё и выступать карьерными кураторами. Руководитель образовательной программы (РОП) должен очень хорошо видеть ситуацию на рынке труда, ведь было очень много случаев, когда слушатели просили помощи в трудоустройстве. РОП должен понимать, к чему именно готовит его программа, на какую должность могут претендовать слушатели, которые у него обучаются; он должен понимать уровень заработной платы и функционал сотрудника. Это тоже для большинства коллег новый вызов. Особенно это касается гуманитарных направлений, у которых наименьший опыт взаимодействия с рынком труда в отличие, например, от IT-специальностей.

Для решения таких задач у нас создана целая структура — «Отдел содействия занятости». Сейчас он работает только с документами, подтверждающими трудоустройство выпускников программы. Но вообще задумка более глобальная: этот отдел должен будет работать с выпускниками и в связке с руководителями образовательных программ. В рамках проекта мы создали специальную биржу вакансий, на которую стекаются все резюме от всех слушателей, нуждающихся в помощи с поиском работы. Предполагается, что этот отдел сможет работать со всеми резюме выпускников и с Центром занятости населения, поскольку они тоже являются поставщиками вакансий.

— Есть программы более популярные, а есть те, которые привлекают пока меньше внимания. Что нужно сделать, чтобы программа стала «видимой» и привлекла внимание слушателей?

— Очень важно свою программу правильно назвать. Вполне может быть, что по содержанию программа именно такая, какая нужна очень большому количеству служителей. Возможно, тысячам людей. Но название этого не отражает, люди не могут понять, что программа может быть полезна именно им. Поэтому при названии своих программ нужно этому уделять большое внимание. Можно посмотреть, как называются популярные программы подобной тематики в других вузах, на платных образовательных платформах.

— Как планируется работать с проектом в следующем году?

— По поводу начала следующего образовательного сезона пока есть варианты. Мы бы хотели начать в январе, но понимаем, что это невозможно: пока идут организационные мероприятия, подведение итогов, планирование. Поэтому, скорее всего, мы опять сможем начинать запуск программ в феврале-марте. Ну а сейчас есть время хорошо изучить существующие программы, соотнести свои планы и силы, заранее спланировать время для участия в проекте. Причём, это касается как слушателей, так и преподавателей, тех, кто уже с нами и тех, кто планирует представить свою программу для «Содействия занятости» в 2022 году.

Смотрите также