Обучение взрослых: трансформационное обучение

Обучение взрослых: трансформационное обучение

В одном из прошлых выпусков мы уже говорили о специфике обучения взрослых и рассказывали о теории, основанной на использовании предыдущего опыта слушателей при обучении новому.

Сегодня мы коснёмся теории трансформационного обучения, объясняющей, как «раскрывать перспективы» для создания инсайтов у слушателей. Эта теория основывается на предположении, что взрослая аудитория учится рассматривать предыдущий опыт в новом свете, искать в нём новые смыслы.

Основатель теории трансформационного обучения Джек Мезиров, американский социолог и почетный профессор взрослого и продолжающегося обучения, пришёл к выводу, что взрослые не применяют старые способы решения проблем к новым ситуациям. Поэтому, им нужно помочь по-новому взглянуть на проблему, так как мировоззрение человека меняется по мере получения новых знаний и именно такие изменения помогают ему усваивать новые концепции, принимать их. В целом, речь идёт не просто о получении знаний, а о поиске новых смыслов. Трансформационное обучение включает в себя фундаментальное изменение восприятия: обучающиеся начинают подвергать сомнению всё, что они знали раньше, и исследовать явления с новых ракурсов.

В теории трансформационного обучения есть несколько этапов, по которым преподаватель «ведёт» свою аудиторию и помогает преобразовывать прежние представления о предмете, делать открытия и переживать «вау»-моменты:

Выявление дилеммы, кризиса.

На этом этапе преподаватель подводит слушателей к осознанию того, что их прежние представления о чем-либо (самой профессии, форме занятости, специфических профессиональных ситуациях) могут быть неактуальными на сегодняшний день. Некая дезориентирующая дилемма может показаться аудитории слишком сложной и неудобной, но именно она станет «искрой» для разжигания интереса к поиску решения предлагаемого кризиса. Если речь идёт о повышении квалификации, то на этом этапе можно попросить слушателей дать 1-3 варианта ответа на вопрос, с какими трудностями они в последнее время сталкивались на работе, какие проблемы профессионального плана заставили их вернуться «за парту».

1.png

Самостоятельная проверка.

Выявив дилемму (кризис), слушатели должны провести самостоятельную проверку предположения, отличающегося от их «старых» представлений. Такая проверка может включать в себя как самостоятельную работу по анализу самых новых теоретических ресурсов, так и опросы, фокус-группы, даже просто беседы со знакомыми и друзьями.

2.png

Критическая оценка предположений.

На этом этапе трансформационного обучения слушатели сравнивают свои «старые» представления с результатами проверки. В идеале, они должны признать, что, возможно, их мнение было в чём-то ошибочным, что делает их готовыми и открытыми новой информации, обучению.

3.png

Планирование действий.

Когда пришло понимание того, что прошлые предположения были ошибочными, можно планировать курс действий по решению проблемы. Преподаватель помогает определить, чему нужно научиться, чтобы решить первоначально выявленную дилемму, а также решить ряд проблем, опосредованно касающихся первоначальной темы. Для этого все темы модуля или целого курса можно попробовать сформулировать как дилеммы.

4.png

Приобретение знаний или навыков.

Этап непосредственного получения знаний. Значительную часть на этом этапе занимает самообучение. Самое главное – заранее составить список ресурсов для слушателей, акцентируя внимание на самых свежих источниках, особенно, если речь идёт о повышении квалификации: скорее всего, с классическими, проверенными временем работами слушатели уже знакомы.

Трансформационное обучение играет особенно важную роль в периоды жизни человека, которые сами по себе очень «трансформационны». Имеется в виду время больших изменений в профессиональной или социальной жизни, когда человек вынужден решать проблемы смены работы, адаптации к новой должности и коллективу, выхода на пенсию и поиска возможностей дополнительного заработка. Конечно, к этому ряду проблем можно отнести и революционное для многих решение перехода от работы по найму к формату самозанятости. Кстати, опыт взаимодействия с новой, взрослой аудиторией, для нас, преподавателей, тоже становится трансформационным. Непростая, но очень важная задача, — перейти от передачи знаний к диалогу и формированию нового опыта у всех, кто оказал нам доверие и выбрал в качестве наставников в один из самых непростых моментов жизни.

 

Смотрите также