Говорим и показываем: работа в студии Jalinga

Говорим и показываем: работа в студии Jalinga

Одним из факторов успеха реализации образовательной программы в рамках проекта «Содействие занятости» стали грамотное планирование и установление удачного баланса между синхронной и асинхронной работой со слушателями. Лекционный формат оптимален для презентации материала, однако работа со взрослой аудиторией имеет свою специфику. В частности, слушатели ППК в рамках этого проекта ждут, прежде всего, практико-ориентированных занятий с возможностью разбирать конкретные кейсы и задавать вопросы.

Однако количество часов, которыми ограничены многие программы, оставляет для практики не так много времени. Поэтому вполне логичным кажется предоставить возможность аудитории самостоятельно знакомиться с теоретическим материалом (асинхронный формат работы), а на синхронном занятии разбирать кейсы, отвечать на вопросы, давать задания по пройденной теории.

Сегодня в нашей рубрике мы хотим рассказать, что в ТГУ есть прекрасные условия для создания видеоматериалов к программам проекта. Мы встретились с Дарьей Масловой, директором Центра разработки и сопровождения онлайн-курсов, чтобы мотивировать преподавателей активнее пользоваться возможностями студий Jalinga.

whatsapp-image-2021_10_20-at-18.08.07.jpeg

— Преподаватели – это люди, которые профессионально работают с аудиторией, но, чаще всего, делают это «вживую», даже если речь идёт об онлайн-формате. При этом запись видео представляется достаточно затруднительным делом. Есть мнение, что для этого нужны особые навыки, многие считают себя просто «невидеогеничными». Как вы это прокомментируете?

— У нас очень хорошо выстроена система работы с преподавателями. К визуализации контента и подготовке лектора мы подходим очень серьёзно. Мы работаем со всеми, любой специалист из нашего университета может воспользоваться возможностью записать свои занятия. Если человек является экспертом в своей сфере, мы постараемся изо всех сил передать без потери качества всё, что происходит на его занятиях «вживую».

— Бывает ли так, что человек приходит к вам с установкой «наверное, у меня ничего не получится», а в конце остаётся довольным результатом?

— В большинстве случаев именно так всё и происходит. Конечно, у большинства из нас нет опыта кинематографических съёмок. Но с преподавателями работают мультимедиа-дизайнеры, сопровождая его на протяжении съёмочного процесса. Они всё показывают, рассказывают, поддерживают не только технически, но и психологически: могут успокоить, даже чайку горячего с малиной приготовить. Мы прекрасно понимаем, что навыки поведения в кадре появляются и развиваются только с опытом. У нас даже сложилось такое негласное правило: если мы записываем целую серию лекций, как правило, после записи последней, мы переписываем первую. Преподаватель начинает себя комфортно чувствовать перед камерой примерно на 4-5 лекции и сам видит разницу между первым и последним видео.

— На сколько частей нужно разбить традиционную полуторачасовую лекцию при записи?

— Это очень правильный вопрос. Мы, действительно, разбиваем такие лекции, поскольку смотреть и слушать длинный материал онлайн крайне тяжело и непродуктивно. Мозг отключается примерно на шестой минуте и по канонам онлайн-курса принято разделять материал на шести-, семиминутные блоки. Видео-лекция очень отличается от «живой» очной тем, что в ней информация должна быть ещё более структурирована и концентрирована. Всё должно быть чётко, по полочкам. В этом году мы начали записывать контент для онлайн-магистратур и пришли к разделению сюжетов на 15-минутные эпизоды. То же мы делаем с материалами для курсов в проекте «Содействие занятости». Соответственно, если мы говорим про полуторачасовую лекцию, то рекомендуем разбивать её на шесть частей по 15 минут. Повторюсь, эти шесть частей должны быть очень чёткими и содержательными. В исходной лекции нужно вычленить шесть логических блоков, чтобы каждый видеосюжет имел свою драматургию – начало, середину и конец.

— Что должно быть готово у преподавателя, когда он приходит к вам в студию?

— Мы создаём образовательный контент в студиях Jalingа. Преподаватель может использовать стеклянную доску и специальный цифровой маркер для заметок, которые буду демонстрироваться в кадре. Можно приносить презентацию и листать её в кадре с комментариями. Мы рекомендуем готовить презентацию под каждый пятнадцатиминутный блок. В начале каждой презентации необходимо обозначать, что будет рассказано в лекции, какие основные цели и задачи представляются зрителям. Потом идёт основная часть — изложение материала, и в конце подводятся итоги, формулируются ключевые выводы. Опираясь на такую презентацию, преподавателю достаточно легко вести повествование. Он её видит, может листать слайды и объяснять их. Ещё в студии есть телесуфлер, на него нужно выносить какие-то опорные тезисы. Конечно, чем подробнее написан текст, тем легче записывать видео. При подготовке лекций для проекта «Содействие занятости» можно не писать тексты настолько подробно, чтобы они были более «живыми». Но опорные тезисы должны быть обязательно, они помогают вспоминать материал и придерживаться плана.

Преподаватель в любом случае не сможет вести себя, как профессиональный ведущий. Он может немного отвлечься на какой-то пример, задуматься на пару секунд, даже не найти сразу нужное слово. Насколько нормально смотрятся в кадре все эти неточности, присущие общению с аудиторией вживую?

— Если преподаватель горит своим предметом, ему самому интересно то, о чём он рассказывает, он по ходу вспоминает живые примеры, то это смотрится хорошо и естественно. Главное — научить преподавателя воспринимать камеру, как своего слушателя, обращаться к ней напрямую. Тут есть один опасный момент: все хорошие преподаватели так любят разговаривать, что двадцать минут могут превратиться в три с половиной часа. Есть даже такая шутка: «За сколько вы можете подготовить доклад на 7 минут? – За три дня. – А на три часа? – Это хоть сейчас!». Говорить кратко — тоже дело тренировки. Если есть такой риск – лучше подготовить более подробный текст для телесуфлёра.

— У многих преподавателей есть проблемы со зрением, как результат постоянной работы за компьютером. Может ли это стать препятствием?

— Этого не нужно бояться. На телесуфлёре можно сделать гигантский шрифт и отрегулировать скорость движения текста. Человек, который сопровождает преподавателя, подстраивает технику под его манеру говорить, и проблема снимается полностью.

Сколько человек присутствует на съёмках? Ведь некоторым достаточно комфортно прочитать лекцию на целый поток в аудитории, но когда пара человек в закрытом пространстве внимательно слушает и смотрит на тебя, да ещё и запись идёт, уверенность улетучивается!

— Наши студии достаточно небольшие и, как правило, в студии присутствуют преподаватель и мультимедиа-дизайнер.

То есть, можно представить, что ты разговариваешь с одним человеком и рассказываешь ему свой материал?

— Я бы рекомендовала представлять своим собеседником камеру, чтобы лектор смотрел именно в объектив. В одной студии мы даже поставили такого игрушечного Винни-Пуха на камеру и просим преподавателей рассказывать материал ему. Тогда на записи создаётся впечатление, что лектор смотрит в глаза своему зрителю.

Есть ли какие-то варианты формата? Например, можно ли привести с собой какого-нибудь студента, который будет слушать и задавать вопросы? Добавить, так сказать, драматургии.

— Это плохо режиссируемо. Все либо должны быть замечательными актерами, либо они будут чувствовать себя некомфортно, зажиматься, выглядеть на записи немного неловко. Всё зависит от содержания. Иногда в массовых открытых онлайн-курсах мы используем постановочные видео с приглашением студентов, постановочными сценами, съёмками в разных локациях. У нас есть формат выездных съёмок и специальное для них оборудование, чтобы разнообразить образовательный контент. На съёмку одного 7-минутного фрагмента иногда может уйти целый рабочий день, на монтаж – ещё два. Нужно понимать насколько это целесообразно. Если у нас задача, всё же, просто донести информацию, то, конечно, мы предлагаем лектору съёмку в студии с презентацией. Это требует меньше усилий и временных затрат.

На одного человека для записи 15-минутной лекции требуется, например, три часа. А на другого, который будет больше волноваться, заикаться и останавливаться, видимо, требуется больше времени. Вопрос: сколько вы готовы работать с менее подготовленным лектором, чтобы он «расслабился и начал получать удовольствие»?

— На каждый пятнадцатиминутный сегмент у нас закладывается около часа. Мы никогда не ставим запись двух преподавателей одну за другой, без большого перерыва. Если кто-то приходит записать даже одну-две 15-минутные лекции, мы оставляем на съёмку полдня. Например, сегодня съёмка затянулась — мы рассчитывали на один час, а записали всё только за три! Мы закладываем много времени, так как понимаем, что преподаватель не сразу входит в некое состояние потока. Отснятый материал обрабатывает мультимедиа-дизайнер, он вырезает все оговорки, неудобные моменты, а из хороших фрагментов создаёт полноценное видео.

Нужно ли перед съемкой идти в салон, делать специальный макияж?

— Если хочется увековечить себя в прекрасном виде, то можно. Без перебора, конечно. Но у нас были авторы онлайн-курсов, которые чувствовали себя комфортно в своём обычном состоянии. Зачастую харизма в сочетании с экспертностью работают в кадре куда лучше дорогого макияжа.

— Как презентация может быть представлена в кадре?

— Презентации могут показываться в нескольких форматах. Стандартная презентация справа или слева от лектора, которую можно листать. Она занимает две трети экрана, лектор — одну треть. Это хорошо и читабельно смотрится и на экране компьютера, и на экране телефона.

Помимо статичной презентации с картинками, есть ещё несколько дополнительных функций, например, открывать сайт: в презентацию добавляются определённые слайды с ссылками на страницы интернет-ресурсов. Их можно листать в режиме реального времени, открывать разные разделы.

Возможно построение 3D-модели, которую можно вращать, объясняя. Есть возможность на доске двигать какие-то элементы, например, кусочки паззла. С функционалом доски в студии Jalinga можно ознакомиться на YouTube. Но нужно понимать, что для этого необходимо очень хорошо подготовиться, заранее всё продумать, отрисовать, прийти порепетировать, и это будет достаточно трудоёмкий процесс. Но если хочется, то — да. Такие возможности есть.

Сколько в среднем уходит на обработку записанного видео? Скажем, мне через месяц нужно уже готовое видео с моими шестью пятнадцатиминутными блоками. Возможно ли сделать такую работу за это время?

— Если у преподавателя всё подготовлено, есть текст и презентация, то на 15-минутную лекцию уходит примерно один рабочий день. Это не значит, что наш специалист целый день будет обрабатывать только это видео. Дело в том, что у нас одни и те же люди идут снимать с преподавателями в студию, потом монтируют материал. У них не получается весь день работать над одним проектом. Но для съёмок видео для проекта «Содействие занятости» мы можем привлекать дополнительные ресурсы. Поэтому в принципе возможно отписать шесть блоков для полуторачасовой лекции за один день и через пару дней иметь в их готовом состоянии.

— Какие шаги нужно предпринять, чтобы попасть к вам в студию на запись?

— Первое — нужно нам об этом сообщить. Часто нам говорят: «Дайте ваше расписание, мы сами запишемся в удобное время». К сожалению, у нас нет возможности выкладывать расписание заранее, потому что в студии параллельно идут несколько процессов. Мы работаем над видео для магистратуры, по другим программам, и график меняется еженедельно. Поэтому всё планируется индивидуально, можно прислать заявку на организацию съемок на адрес da_maslova@ido.tsu.ru Мы с вами индивидуально всё обсудим и назначим дни.

Ещё раз приглашаю вас к нам в студию Jalinga. Мне кажется, что такой опыт будет и полезным, и интересным, а готовый материал можно будет использовать не только в рамках проекта «Содействие занятости», но и при работе со студентами.

Видео о работе в студии Jalinga

 

Смотрите также