Точки роста 2025: интервью с Михаилом Шепелем

Точки роста 2025: интервью с Михаилом Шепелем

В начале декабря в Нижнем Новгороде состоялась стратегическая сессия «От федерального проекта к национальной стратегии: развитие ДПО и поддержка занятости».

Целью сессии было обобщить лучшие практики реализации федерального проекта «Содействие занятости» и ключевые задачи и вызовы федерального проекта «Активные меры содействия занятости» национального проекта «Кадры», а также разработать сценарные прогнозы развития ДПО в России.

Михаил Шепель, директор ИДО–проректор по развитию дополнительного образования ТГУ, в традиционном предновогоднем интервью рассказал о том, к каким результатам пришли на сессии и что ожидает проект в следующем году.

— В 2024 году проект «Содействие занятости» значительно изменился. Давайте напомним ключевые нововведения и поразмышляем, насколько они оказались оправданными.

— Действительно, проект претерпел серьезные изменения. Ключевое нововведение заключается в возвращении категории «ищущих работу» граждан. Речь идет о работающих на предприятиях людях любого возраста и пола, которые теперь могут участвовать в программе. Однако обучение для них стало доступным исключительно по строго определенному, закрытому перечню профессий, наиболее востребованных в реальном секторе экономики. Именно поэтому в проекте преобладают программы профессионального обучения по рабочим специальностям.

Второе важное изменение — обязательное заключение трехстороннего договора. Безработные граждане подписывают договор с образовательным учреждением и центром занятости. Работающие — с их предприятием и образовательным учреждением. Это движение в сторону целевого дополнительного профессионального образования (ДПО), направленного на конкретные потребности работодателей. Таким образом, проект нацелен на решение одной из ключевых задач — кадрового дефицита в приоритетных отраслях экономики. Необходимость подготовки специалистов именно под эти вызовы очевидна.

Эти изменения, на наш взгляд, оправданы. Мы получаем положительные отклики от предприятий, которые смогли успешно войти в проект, и реальные истории участников, которые либо нашли работу, либо повысили свою квалификацию, обучаясь на своих предприятиях.

Однако нельзя не отметить и некоторые сложности. Они связаны с вхождением предприятий в проект. Чтобы отправить сотрудника на обучение, он должен был получить статус «ищущего работу». Для этого человеку требовалось обратиться в центр занятости, пройти собеседование и разместить резюме. Разумеется, это не всегда устраивало работодателей, поскольку они боятся потерять своего сотрудника. Возникал и дополнительный риск: размещение резюме в открытом доступе может привести к тому, что работника заметят конкуренты.


Не всегда это удобно и для самих сотрудников. Человек, уверенно работающий на предприятии и не планирующий менять место работы, начинает сомневаться в происходящем. Возникает недоверие: зачем мне идти в центр занятости и размещать резюме, если с моей работой все в порядке?

С этими вызовами приходилось активно работать, вести разъяснительную кампанию и с предприятиями, и с гражданами. Но, к сожалению, не всегда удавалось достигать стопроцентного успеха.

Поэтому одним из ключевых вызовов на следующий год, как мне кажется, станет упрощение процедуры входа в проект. Эту задачу предстоит решать совместно: предприятиям, федеральным операторам и региональным органам исполнительной власти.

— Какие новые направления или подходы планируется внедрить в проект в следующем году?

— Мы продолжаем прилагать усилия, направленные на практико-ориентированность программ и их востребованность в конкретных регионах Российской Федерации, а также на предприятиях, которые работают в этих субъектах. Если все предыдущие годы мы разрабатывали наше платформенное решение «РосНавык», сами пересобирали в первую очередь свои программы и предлагали их использовать партнерам, то в следующем году по нашей сети мы планируем сделать это обязательным к участию в проекте для всех образовательных партнеров.

Это ключевое изменение. Для того чтобы предложить реализацию своих программ в том или ином регионе, образовательные партнеры должны будут подтвердить соответствие программ востребованным компетенциям в конкретном субъекте и на предприятиях, заинтересованных в участии в проекте. Таким образом, мы усиливаем фокус на практико-ориентированность и реальное соответствие программ потребностям работодателей.

Конечно, в следующем году мы планируем активизировать разъяснительную, методическую и консультационную работу со всеми образовательными партнерами, центрами занятости и другими структурами, связанными с работой на платформе. Важно, чтобы каждый участник проекта — от образовательных организаций до центров занятости — понимал новые требования и мог эффективно адаптироваться к этим изменениям.


— Как проект влияет на взаимодействие между университетами и работодателями?

— Одной из ключевых целей проекта, особенно начиная с 2024 года, стало активное вовлечение работодателей. Всё больше компаний начинают воспринимать проект как реальную возможность для решения собственных задач и закрытия кадровых потребностей. Приведу два ярких примера — сотрудничество с Cosmos Hotel Group и «Ростелекомом».

Cosmos Hotel Group, активно строя отели по всей стране, столкнулась с необходимостью привлечения работников в сферу индустрии гостеприимства. Вместе с Академией гостеприимства Cosmos ТГУ разработал линейку образовательных программ. Но важно было не просто создать программы, а выстроить воронку привлечения граждан именно в тех регионах, где есть необходимость в кадрах. Это потребовало плотной работы с центрами занятости, размещения программ и дальнейшего трудоустройства участников. В ряде субъектов этот опыт оказался успешным, и мы планируем его масштабировать на другие регионы.

Похожая задача была решена совместно с «Ростелекомом». Компания запустила масштабную программу обучения в регионах своего присутствия, где ведёт соответствующую деятельность. В этих регионах также требовалось выстроить всю цепочку: от привлечения потенциальных сотрудников до их обучения и последующего трудоустройства.

Безусловно, это был серьёзный вызов, учитывая все сложности, о которых мы говорили ранее. Однако на примере этих двух компаний мы видим, как проект позволяет не просто переобучать существующих сотрудников, но и готовить потенциальных новых специалистов, решая при этом стратегические задачи роста предприятий в приоритетных отраслях экономики.

Опыт работы с Cosmos Hotel Group и «Ростелекомом» продемонстрировал высокую эффективность такой модели. В следующем году мы планируем активно транслировать и тиражировать этот опыт на других работодателей и регионы.

— «Содействие занятости» — теперь часть национального проекта «Кадры». Что изменится?

— Пока окончательно говорить о конкретных изменениях рано, поскольку мы ещё не видели всех необходимых нормативных документов и правил, которые будут утверждены для следующего года. Тем не менее, можно обсудить то, что сейчас находится в стадии обсуждения.

Одно из возможных изменений — появление ограничений на реализацию программ с использованием исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Это делается для повышения практико-ориентированности программ и создания обязательных условий для стажировок, очных модулей и других практических форматов обучения.

Кроме того, рассматривается возможность использования перечня профессий, актуального для категории «ищущие работу» в 2024 году, в качестве единого перечня для всех остальных категорий. Это означает, что обучение в рамках проекта будет доступно только по определённому списку наиболее востребованных профессий.

Пока окончательный список направлений подготовки, переподготовки и повышения квалификации не утверждён. Однако важно не только наличие этого списка, но и механизма его оперативного обновления. Это позволит гибко реагировать на запросы отраслей и крупных предприятий и оперативно удовлетворять их потребности.

Стратегическая сессия, которую мы провели в Нижнем Новгороде, стала важным событием для нас. Она не только подвела итоги уходящего года, но и позволила обсудить стратегические контуры развития ДПО в России. Почему это актуально? Сегодня в стране ведётся работа над стратегией развития образования до 2040 года. Созданы рабочие группы, одна из которых занимается разработкой стратегии ДПО. Томский государственный университет принимает активное участие в этой работе. Вместе с нами в группе участвуют представители Казанского федерального университета, Высшей школы экономики, Минобрнауки и ряда других ведущих университетов.


На стратегической сессии мы обсудили наработки группы с профессиональным сообществом, куда вошли работодатели, образовательные учреждения, региональные и федеральные органы исполнительной власти. Целью встречи было получение обратной связи и уточнение стратегического видения развития ДПО в России, а также определение ключевых вызовов, с которыми система сталкивается сегодня.

В результате удалось сформировать целевой образ системы непрерывного образования и выйти на концепцию непрерывного профессионального развития граждан.


Мы обсудили ключевые вызовы и контуры плана мероприятий, которые предстоит реализовать в ближайшее время. Мне кажется, что сессия получилась содержательной: удалось обеспечить участие всех ключевых стейкхолдеров — работодателей, образовательных учреждений, органов власти, корпоративных университетов.

— ТГУ по-прежнему остаётся федеральным оператором, наряду с другими участниками проекта. Каковы ключевые направления наших усилий в этой роли в 2024 году?

— Наше основное направление усилий остаётся неизменным — это практико-ориентированность программ и активное вовлечение предприятий в процесс обучения. Мы будем продолжать синхронизировать мероприятия и направления проекта «Содействие занятости» с другими федеральными проектами. Это важно, поскольку дополнительные меры поддержки  предприятий ОПК и других федеральных и региональных проектов в сфере ДПО позволяют объединять усилия для решения комплексных задач.

Такая синхронизация даёт возможность предлагать предприятиям решения, закрывающие их кадровые потребности сразу через несколько проектов. Мы стремимся использовать потенциал вузовской сети, наши технологические разработки и ресурсы для создания эффективных и гибких образовательных решений.

Таким образом, стратегическим приоритетом следующего года станет интеграция образовательных проектов и технологических решений для предоставления комплексной поддержки предприятиям и максимального удовлетворения их кадровых запросов.


Источник: Телеграм-канал «ДПО: от буквы до цифры»