|
I. Организационно-методический отдел
Цель курса - привить студентам практические навыки в сфере спортивной журналистики, познакомить их с основами теории специализированной журналистики, со значением содержания и формы в создании печатных и эфирных материалов о спорте, показать роль и место спортивной информации в системе массовой коммуникации.
Задачи курса
- изучение истории спорта в периодических изданиях и спортивной теле- (радио-) и Интернет- журналистики;
- выявление особенности функционирования спортивных СМИ на современном этапе;
- формирование практических навыков журналистского мастерства в сфере спортивной журналистики.
Место курса: «Информационные технологии в спортивно-массовых коммуникациях» - специализированная теорико-практическая дисциплина, которая является продолжением курсов «Основы журналистики» и «Основы журналистского мастерства»
Требования к уровню курса Студент должен знать содержание дисциплины «Спортивная журналистика», уметь анализировать качество спортивной информации в СМИ, для последующего использования знаний в практической деятельности.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение. Предмет и задачи курса, его место в системе профессиональной подготовки будущих журналистов. Значение теоретического изучения курса «Информационные технологии в спортивно-массовых коммуникациях». Обзор и характеристика тематической литературы.
- Возникновение и основные этапы развития спортивной журналистики. Исторические предпосылки и первые упоминания о спорте в литературе, зарубежной и российской прессе. Развитие спортивной журналистики до 1917 года и в советский период. Первые спортивные журналисты и образцы первых спортивных репортажей, отчетов в печати. Начало освещения спортивных событий в электронных СМИ (радио, ТВ, Интернет).
- Спортивная журналистика в XXI веке. Сущность спортивной журналистики как подсистемы массовых коммуникаций. Субъекты спортивных массовых коммуникаций (спортсмен – журналист – аудитория). Спортивная журналистика и бизнес-индустрия. Спонсорские медиа-проекты в сфере спорта.
- Основные темы спортивной информации в системе современных СМИ: «спорт как сфера развития общества»; «виды (дисциплины) спорта»; «личность в спорте».
- Жанрово-стилевые особенности освещения спорта на разных каналах масс-медиа. Информационные жанры спортивной журналистики (заметка, репортаж, отчет, интервью). Аналитические жанры спортивной журналистики. (статья, комментарий, беседа) Художественно-публицистические жанры спортивной журналистики. (очерк)
- Спортивная тема в прессе. Центральные спортивные издания: современные спортивные газеты; спортивные еженедельники и журналы. Региональная спортивная пресса. Тема спорта в неспециализированной прессе.
- Спорт на радио. Новости спорта на современном радио. Спортивные радиопрограммы на центральных радиостанциях. Спорт на региональном радио. Опыт создания спортивных радиостанций.
- Спорт на телевидении. Специфика освещения спорта в информационных программах. Разновидности спортивных передач на современном ТВ. Спортивные телеканалы и перспектива их развития.
- Тема спорта в интернет-журналистике. Информация о спорте в ведущих поисковых системах (Яндекс, Рамблер). Классификация спортивных сайтов во «всемирной паутине». Типология спортивных сетевых изданий. Спортивные трансляции в Интернете (разновидности онлайн-репортажей). Интернет-версии традиционных печатных и электронных спортивных СМИ.
- Специфика работы спортивного журналиста.
- роль и место спортивной информации как ведущего элемента в спортивных массовых коммуникациях. Роль источников в ходе сбора спортивной информации. Характеристика различных способов передачи спортивной информации (текст, цифры, инфографика). Использование спортивной терминологии в масс-медиа. Актуальность и оперативность как понятия, определяющие качество спортивной информации.
- особенности работы спортивного журналиста. Редакционная политика СМИ к теме спорта. Место спортивного журналиста в редакции. Работа спортивного журналиста с пресс-службами.
III. Учебно-методическое обеспечение курса
Рекомендованная литература (дополнительная)
- Войтик Е.А. Спортивная журналистика – Томск, 2004, - 92 с.
- Гуськов С.И. Телевидение и спорт – М.: Полиграф сервис, 2000 - 334с.
- Люлевич И.Ю. Спортивная журналистика и пресс-служба. – М.: РГАФК, 2002 – 36 с.
- Михайлов С.А. Мостов А.Г. Спортивная журналистика – СПб, 2005 – 220 с.
- Слюсаренко Е.А. Специализированные журналы о спорте. – М.: МГУ, 2002. – 16 с.
- Спорт в зеркале журналистики / Составитель Солганик Г.Я. – М.: Мысль, 1989 – 220с.
- Справочник телевизионного болельщика /Составитель Г. Степандин – М: Физкультура и спорт, 1974, - 248 с.
- Суник А.Б. Российский спорт и олимпийское движение в России до 1917 г. – М. 2004 - 764 с.
- Толковый словарь спортивный терминов/ Сост. Ф.П. Суслов С.М. Войциховский – М.: Физкультура и спорт, 1986 –175с.
Рекомендованная литература (дополнительная)
- Виноградов П.А., Савин В.А. Спорт в мире информации //Теория и практика физической культуры, - 1997, N 10. – с. 59-62.
- Казаков С.В. Спортивные игры - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 448 с.
- Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. - М.: «Аспект Пресс», 2000. - 240 с.
- Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта, – М.: Академия, 2004 – 240 с.
- Махарадзе К. Репортаж без микрофона - Киев, 2001 – 237с.
- Олимпийский спорт и средства массовой информации. http://esport.com.ua/Stranica/SMIandOS/1.htm
- Озеров Н. Н. Репортаж о репортаже – М: Физкультура и спорт, 1976, - 224 с.
- Орлов С.И. Русская дореволюционная спортивная журналистика – М.: МГУ, 1974 - 92 с.
- Основы творческой деятельности журналиста/ Ред.- сост.- С.Г. Корконосенко. - СПБ, 2000. - 272 с.
- Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. - М.: МГУ, 2000. - 254 с.
- Система средств массовой информации России. /Под ред.Я.Н.Засурского. - М.: «Аспект Пресс», 2001.- 259 с.
- Тертычный А.А. Жанры периодической печати. - М.: «Аспект Пресс», 2000. - 312 с.
- Шишигин М.В. Спорт. Информация. Информация. – М: Молодая гвардия, 1974, - 128 с.
- Шостак М.И. Журналист и его произведение. - М.: ТОО «Гендальф», 1998. - 96 с.
|
|