<<back  |   next>>
 

Информационные технологии в спортивно-массовых коммуникациях

 
 

I. Организационно-методический отдел

Цель курса - привить студентам практические навыки в сфере спортивной журналистики, познакомить их с основами теории специализированной журналистики, со значением содержания и формы в создании печатных и эфирных материалов о спорте, показать роль и место спортивной информации в системе массовой коммуникации.

Задачи курса

  • изучение истории спорта в периодических изданиях и спортивной теле- (радио-) и Интернет- журналистики;
  • выявление особенности функционирования спортивных СМИ на современном этапе;
  • формирование практических навыков журналистского мастерства в сфере спортивной журналистики.

Место курса: «Информационные технологии в спортивно-массовых коммуникациях» - специализированная теорико-практическая дисциплина, которая является продолжением курсов «Основы журналистики» и «Основы журналистского мастерства»
Требования к уровню курса
Студент должен знать содержание дисциплины «Спортивная журналистика», уметь анализировать качество спортивной информации в СМИ, для последующего использования знаний в практической деятельности.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение. Предмет и задачи курса, его место в системе профессиональной подготовки будущих журналистов. Значение теоретического изучения курса «Информационные технологии в спортивно-массовых коммуникациях». Обзор и характеристика тематической литературы.

  1. Возникновение и основные этапы развития спортивной журналистики. Исторические предпосылки и первые упоминания о спорте в литературе, зарубежной и российской прессе. Развитие спортивной журналистики до 1917 года и в советский период. Первые спортивные журналисты и образцы первых спортивных репортажей, отчетов в печати. Начало освещения спортивных событий в электронных СМИ (радио, ТВ, Интернет).
  2. Спортивная журналистика в XXI веке. Сущность спортивной журналистики как подсистемы массовых коммуникаций. Субъекты спортивных массовых коммуникаций (спортсмен – журналист – аудитория). Спортивная журналистика и бизнес-индустрия. Спонсорские медиа-проекты в сфере спорта.
  3. Основные темы спортивной информации в системе современных СМИ: «спорт как сфера развития общества»; «виды (дисциплины) спорта»; «личность в спорте».
  4. Жанрово-стилевые особенности освещения спорта на разных каналах масс-медиа. Информационные жанры спортивной журналистики (заметка, репортаж, отчет, интервью). Аналитические жанры спортивной журналистики. (статья, комментарий, беседа) Художественно-публицистические жанры спортивной журналистики. (очерк)
  5. Спортивная тема в прессе. Центральные спортивные издания: современные спортивные газеты; спортивные еженедельники и журналы. Региональная спортивная пресса. Тема спорта в неспециализированной прессе.
  6. Спорт на радио. Новости спорта на современном радио. Спортивные радиопрограммы на центральных радиостанциях. Спорт на региональном радио. Опыт создания спортивных радиостанций.
  7. Спорт на телевидении. Специфика освещения спорта в информационных программах. Разновидности спортивных передач на современном ТВ. Спортивные телеканалы и перспектива их развития.
  8. Тема спорта в интернет-журналистике. Информация о спорте в ведущих поисковых системах (Яндекс, Рамблер). Классификация спортивных сайтов во «всемирной паутине». Типология спортивных сетевых изданий. Спортивные трансляции в Интернете (разновидности онлайн-репортажей). Интернет-версии традиционных печатных и электронных спортивных СМИ.
  9. Специфика работы спортивного журналиста.
    1. роль и место спортивной информации как ведущего элемента в спортивных массовых коммуникациях. Роль источников в ходе сбора спортивной информации. Характеристика различных способов передачи спортивной информации (текст, цифры, инфографика). Использование спортивной терминологии в масс-медиа. Актуальность и оперативность как понятия, определяющие качество спортивной информации.
    2. особенности работы спортивного журналиста. Редакционная политика СМИ к теме спорта. Место спортивного журналиста в редакции. Работа спортивного журналиста с пресс-службами.

III. Учебно-методическое обеспечение курса

Рекомендованная литература (дополнительная)


  1. Войтик Е.А. Спортивная журналистика – Томск, 2004, - 92 с.
  2. Гуськов С.И. Телевидение и спорт – М.: Полиграф сервис, 2000 - 334с.
  3. Люлевич И.Ю. Спортивная журналистика и пресс-служба. – М.: РГАФК, 2002 – 36 с.
  4. Михайлов С.А. Мостов А.Г. Спортивная журналистика – СПб, 2005 – 220 с.
  5. Слюсаренко Е.А. Специализированные журналы о спорте. – М.: МГУ, 2002. – 16 с.
  6. Спорт в зеркале журналистики / Составитель Солганик Г.Я. – М.: Мысль, 1989 – 220с.
  7. Справочник телевизионного болельщика /Составитель Г. Степандин – М: Физкультура и спорт, 1974, - 248 с.
  8. Суник А.Б. Российский спорт и олимпийское движение в России до 1917 г. – М. 2004 - 764 с.
  9. Толковый словарь спортивный терминов/ Сост. Ф.П. Суслов С.М. Войциховский – М.: Физкультура и спорт, 1986 –175с.

Рекомендованная литература (дополнительная)


  1. Виноградов П.А., Савин В.А. Спорт в мире информации //Теория и практика физической культуры, - 1997, N 10. – с. 59-62.
  2. Казаков С.В. Спортивные игры - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 448 с.
  3. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. - М.: «Аспект Пресс», 2000. - 240 с.
  4. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта, – М.: Академия, 2004 – 240 с.
  5. Махарадзе К. Репортаж без микрофона - Киев, 2001 – 237с.
  6. Олимпийский спорт и средства массовой информации. http://esport.com.ua/Stranica/SMIandOS/1.htm
  7. Озеров Н. Н. Репортаж о репортаже – М: Физкультура и спорт, 1976, - 224 с.
  8. Орлов С.И. Русская дореволюционная спортивная журналистика – М.: МГУ, 1974 - 92 с.
  9. Основы творческой деятельности журналиста/ Ред.- сост.- С.Г. Корконосенко. - СПБ, 2000. - 272 с.
  10. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. - М.: МГУ, 2000. - 254 с.
  11. Система средств массовой информации России. /Под ред.Я.Н.Засурского. - М.: «Аспект Пресс», 2001.- 259 с.
  12. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. - М.: «Аспект Пресс», 2000. - 312 с.
  13. Шишигин М.В. Спорт. Информация. Информация. – М: Молодая гвардия, 1974, - 128 с.
  14. Шостак М.И. Журналист и его произведение. - М.: ТОО «Гендальф», 1998. - 96 с.

 

<<back  |   up   |  next>>