|
К спортивным передачам на телевидении относятся спортивные трансляции
и сами спортивные передачи.
Трансляции спортивных состязаний занимают центральную позицию в сетке среди
всего спорта, показываемого на телеэкранах (70%). Их показ присущ как
специализированным (канал «Спорт», «НТВ+Спорт», 7ТВ), так и
неспециализированным каналам: Первый канал, «Россия», НТВ, ТВ-Центр
(общефедеральные каналы); ГТРК «Томск», «22 канал ДТВ-Viasat» (Томск) (местные).
Если рассматривать спортивные трансляции с точки зрения того или иного вида
спорта, то на специализированных каналах более широкий выбор – от популярных
видов, таких как футбол, легкая атлетика, фигурное катание, до более
экзотических – дартс, преферанс, реслинг. Что касается неспециализированных
каналов, преимущество остается за тремя видами спорта: футбол, бокс,
«Формула-1».
На специализированных каналах достаточно программ о спорте, сделанных в самых
разнообразных жанрах – информационных, информационно-аналитических,
развлекательных, игровых и т.д. Однако до сих пор многие каналы недоступны
массовому зрителю. Что касается телепрограмм о спорте на других каналах, то с
появлением специализированных каналов и во многом благодаря незаинтересованности
в продвижении национальных идей спорта руководств различных каналов – от
общефедерального до местного уровня – в последнее время на ТВ вновь наблюдается
резкий спад интереса к этой теме.
К примеру, из двадцати трех общефедеральных, негосударственных и местных
телеканалов, вещающих в настоящее время в Томске (мы не берем во внимание
спортивные каналы и кабельное ТВ), спортивные передачи выходят только на пяти (в
2003 г. таких каналов было десять): «Большие гонки» (Первый канал), «Журнал Лиги
Чемпионов», «Дневник Лиги Чемпионов», «Футбольный клуб с Василием Уткиным»,
«Мировой бокс. Ночь нокаутов» (НТВ), «Арена» (ТВЦ), «Наш большой футбол» («СТС-Открытое
телевидение», канал «Домашний» Томск»). Остальные каналы фактически не уделяют
внимания данной теме (не считая рекламных роликов).
«Дневник Лиги Чемпионов». Программа, в которой подводятся итоги
очередного игрового дня Лиги Чемпионов УЕФА – самого престижного клубного
турнира по футболу в Европе. Кроме того, вниманию телезрителей предлагаются
подробные обзоры прошедших матчей, компетентный анализ итогов, а также анонсы
предстоящих игр.
«Журнал Лиги Чемпионов» – еженедельная аналитическая программа,
раскрывающая особенности игры того или иного клуба, игроков, а также
деятельность тренерского состава команд принимающих участие в Лиги Чемпионов.
«Футбольный клуб с Василием Уткиным» – еженедельная аналитическая
программа, где представлены итоги футбольной недели и анонсы предстоящих туров,
как российских чемпионатов, так и европейских.
«Мировой бокс. Ночь нокаутов» (НТВ) предлагает вниманию
телезрителей коллекцию лучших боксерских поединков, которые вошли в историю
мирового бокса.
«Арена» (ТВЦ) – еженедельный спортивный проект, где отражены не
только основные спортивные события недели, но и то, что происходит «вокруг»
российского спорта (чаще всего акцент делается на проблемах). Ведущий Сергей
Ческидов. К постоянным рубрикам относятся: футбол, хоккей, автомотоспорт,
баскетбол, теннис, мини-футбол и др. В качестве экспертов в гостях у программы
бывают знаменитые спортсмены и тренеры.
«Наш большой футбол» является собственным продуктом пресс-службы
футбольной команды «Томь». Она появилась в марте 2000 года. Ведущий – Олег
Игрушкин, пресс-атташе ФК «Томь». Уникальность программы в том, что она до сих
пор не имеет аналогов в стране. Ни одна команда, как первого дивизиона, так и
премьер-лиги, не может позволить себе такую роскошь, хотя такие попытки были на
радио, например, «Футболка МФК ЦСКА» (радио «Говорит Москва») в 2005 г.
Третьей разновидностью спортивных передач является телереклама спорта. Это один
из новых жанров, появившихся в последнее десятилетие. Если рассматривать
современную телерекламу с тематической точки зрения, то она представляет собой:
анонсы спортивных соревнований и спортивных передач, рекламу социальных проектов
«Здорового образа жизни» (томский проект «Займемся спортом» 2005 г.), рекламу
спортклубов и спорттоваров. Являясь во многом социальным, а не коммерческим
проектом, спортивная реклама занимает малую долю по сравнению с другими видами
рекламы.
|
|