|
Часть 1. Субъекты спортивных массовых коммуникаций
Выделение субъектов имеет фундаментальное значение, которое позволяет понимать
положение о протекании коммуникативных процессов на разных уровнях.
Субъект (от латинского subjectus – лежащий внизу (sub – под и jacio –
бросаю, кладу основание)) обозначает носителя познания и предметно-практической
деятельности (индивидов, социальных групп, общественных институтов). Другими
словами – это источник активности, действия, направленный на объект.
Субъект в специфическом смысле слова – это субъект «производственной»
деятельности.
Однако общение между субъектами нельзя рассматривать лишь как отправление
информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой, потому
что, в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами, здесь
мы имеем дело с отношением двух индивидов (в массовой коммуникации индивид
выступает как личность, как представитель группы, общества), каждый из которых
является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание
совместной деятельности. Это значит, что каждый участник коммуникативного
процесса предполагает активность также и в своем партнере, он в большинстве
случаев не может рассматривать его как некий объект. Другой участник предстает
тоже как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него
необходимо ориентироваться, т.е. анализировать его мотивы, цели, установки
(кроме, разумеется, анализа своих собственных целей, мотивов, установок),
«обращаться» к нему.
В самом процессе взаимоотношений субъектов возникает цепочка взаимосвязанных
коммуникативных действий, вызванная разнообразными обстоятельствами:
- вход субъекта в коммуникативную ситуацию;
- ориентация в ситуации;
- выбор другого субъекта (субъектов) для возможного взаимодействия;
- выявление характеристик «партнера» (его состояние, готовность к взаимодействию, стимулирование и предполагаемые реакции);
- коммуникативное воздействие на «партнера»;
- оценка свершенной деятельности.
Субъектами коммуникаций могут выступать как группы людей, так и отдельные
личности, относящиеся к этим группам.
При этом один субъект может выступать как носитель активности, направленной на
другой, имеющий более пассивный характер.
В нашем случае можно выделить три группы, которые могут являться субъектами
спортивной коммуникации:
I группа. Широкий круг участников спортивного движения, представителей
здорового образа жизни (спортсмены, тренеры, представители федераций, спортивные
судьи и т.д.), чаще всего выступающие в роли адресантов, создающих исходную
информацию.
II группа. В нее входят спортивные журналисты, представители пресс-служб,
а также учредители и руководство (редакторы) спортивных СМИ. Они могут быть как
адресантами, так и коммуникаторами, передающими информацию.
III группа. Представители аудитории, получающие информацию (адресаты) и в
то же время влияющие на ее содержание.
Каждая из выделенных групп оказывает свое воздействие на формирование спортивной
коммуникации.
Часть 2. Cпортивные деятели
Чтобы легче понять, что представляют собой субъекты I группы
(спортивные деятели), вначале рассмотрим ту сферу общества, в которую они
входят.
Спорт – это одна из сторон культурной деятельности общества, отличительной
чертой которой является наличие соревнований как способа сопоставления и
совершенствования двигательных способностей человека.
Основу спорта составляет соревновательная деятельность (система состязаний,
соперничества). Условно понимают спорт в «узком» и «широком» смысле слова.
Спорт в узком смысле слова – это собственно соревновательная деятельность,
отличительными чертами которой является:
- система соревнований с последовательным возрастанием уровня конкуренции и требований к достижениям (повышение ранга соревнований);
- унификация состава действий, посредством которых ведутся состязания, условий их выполнения и способов оценки достижений, что закрепляется официальными правилами;
- регламентация поведения соревнующихся в соответствии с принципами неантагонистической конкуренции, которые имеют гуманный характер.
Спорт, в широком смысле слова, представляет собой собственно соревновательную
деятельность, специальную подготовку к ней, специфические отношения в этой сфере
деятельности, взятые в целом.
В тоже время спорт «как важный социальный феномен охватывает все уровни
современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы
жизнедеятельности общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь,
общественное положение, моду, этические ценности, формирует соответствующий
образ жизни людей».
Специалисты выделяют две категории: массовый и профессиональный спорт. Они
отличаются друг от друга общественными задачами, где главным признаком являются
интересы людей спорта (а в нашем случае субъектов спортивной коммуникации).
Массовый (любительский) спорт – активные занятия физической культурой.
Исходя из своей характеристики, они не только способствуют общему укреплению
здоровья, но и на сегодняшний день стали частью стиля и образа жизни, нормой
поведения и общения, органическим элементом досуга и отдыха для многих
представителей общества.
Профессиональный (коммерческий) спорт – спортивная деятельность, целью
которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных
организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией.
Спорт служит основой для передаваемой информации, адресантами которой выступают
его представители. В описываемой группе субъектов можно выделить несколько
подгрупп.
СПОРТСМЕНЫ
Здесь большую роль играют качественные характеристики спортсмена, которые
заключаются в профессиональной подготовке и его психофизических,
интеллектуальных способностях.
На первом плане здесь стоит техническое мастерство спортсменов. Чем выше
техническая подготовка спортсменов, тем больше и масштаб задач, которые они
способны решать, тем разнообразнее приемы, которыми они пользуются. Фантазия,
импровизация, творческие решения различных игровых задач – вся эта «интеллектуальная
красота» спорта, как это иногда называют, в целом существенно повышает зрелищную
привлекательность спорта. И напротив, отсутствие мысли, шаблон, однообразие,
схематизм в действиях спортсмена или команды резко снижают их зрелищность.
Вот что собой представляет мастерство футболиста, описанное в работе Г.М.
Гагаевой: «Одной из сторон мастерства футболиста является совершенное
владение мячом, т.е. наличие у него очень тонкого сложного специализированного
восприятия особенностей мяча и его полета, расстояний до него, своих движений с
мячом».
Еще одним из важных критериев спортсмена является его творчество. Оно
заключается в: «создании спортсменом новых спортивных ценностей для самого себя;
создании творческих ценностей для получателя спортивной информации – любителя
спорта». Наличие творческих способностей у спортсмена дает возможность поиска и
применения новых, нестандартных, оригинальных приемов и решений во всех видах
спорта, особенно игровых (например, применение различных «домашних заготовок»
при розыгрыше штрафного в футболе). И это является немаловажной деталью при
рассмотрении коммуникативных воздействий данного субъекта.
На эту сторону дела обратил внимание, в частности, Ю. Рост в полемических
заметках о футболе на страницах «Литературной газеты». «Спортсмены издавна, а
теперь в особенности, – указывает он, – стали носителями символов, качеств не
какого-то конкретного лица, а всего клуба, города, страны, которые они
представляют. Когда один спортсмен, одна команда выигрывает у другой, это уже не
воспринимается как частный случай из жизни данных спортсменов. Это событие
приобретает более обобщенный смысл».
ТРЕНЕРЫ
Современный спорт – это не только соревнования, но и напряженная
подготовка к ним. И весьма односторонне было бы связывать спорт только с
действиями отдельных спортсменов или какой-либо команды. Она проявляется и в
деятельности тренера, который так же может выступать одним из ярких
представителей данной группы субъектов.
Деятельность тренера имеет большое и порой решающее значение в обеспечении
оптимальных условий для раскрытия и реализации творческих потенциалов спортсмена
(команды). Как пишет итальянский спортивный специалист Энцо Сассо: «Хороший
тренер обладает следующим набором качеств: широтой взглядов; уровнем знаний,
навыков, умений; авторитетом и любовью к своему виду спорта; умением сплотить
дружный коллектив (если это командный вид спорта); в то же время решительностью,
требовательностью, самокритичностью, принципиальностью».
В частности, эту закономерность, доказывает следующий пример: когда встал вопрос
о выборе очередного тренера для национальной команды по футболу в 2005 году,
президент РФС Виталий Мутко охарактеризовал кандидата на этот пост следующим
образом: «Это должен быть человек с результатом за спиной; человек с
определенной ментальностью; человек, которого примут болельщики; человек,
знающий, каких игроков следует вызывать в сборную».
Немалую роль в работе тренера играет сдержанность во внешнем проявлении
собственных эмоциональных состояний и переживаний астенического характера, ведь
во время соревнований вид удрученного тренера способен вызывать совсем
нежелательные реакции не только членов команды, участников состязаний, но даже и
болельщиков.
СПОРТИВНЫЕ СУДЬИ
Это творческие люди, глубоко знающие правила спортивной «игры», от
их компетентности, объективности и тактичности во многом зависит зрелищность
состязаний.
Они являются не простыми фиксаторами нарушений и формалистами, строго
соблюдающими все пункты спортивного «свода законов», а своеобразными «руководителями»
состязаний, которые могут оперативно разрешить самые сложные ситуации,
создающиеся в ходе спортивных соревнований, четко ориентируясь в мотивации тех
или иных поступков, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на действиях
всех участвующих сторон – как играющих команд (спортсменов), тренеров,
официальных лиц, так и журналистов и зрителей.
Сегодня очень мало видов спорта, в которых роль арбитра не была бы решающей.
Особенно их деятельность заметна в таких видах спорта как футбол, хоккей,
баскетбол, боксе, вольная борьба, фехтование, водное поло, гандбол, а так же в
фигурном катании, спортивной и художественной гимнастике, прыжках в воду,
синхронном плавании и других, где действия оцениваются не одним судьей, а целой
бригадой арбитров.
Тем не менее, они не застрахованы от ошибок (случайных или преднамеренных). К
примеру, в боксе «в равном бою именно действия рефери часто решают, кому
побеждать, а кому проигрывать». Поэтому чаще не отличное судейство, а именно
оплошности арбитра дают информационный повод для освещения деятельности судей со
стороны спортивных журналистов.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ПЕРСОНАЛ
В состав вспомогательного персонала входят помощники тренера, врачи,
технический персонал и другой, обслуживающий спортсменов. Ярким примером могут
служить гонки «Формулы-1», где слаженная работа технической команды (в составе
которой работает до 50 человек), особенно во время пит-стопа, во многом решает,
какое место в итоге займет гонщик.

Выделенные субъекты I группы способствуют созданию определенной информации,
заключающейся в красоте, зрелищности, эстетической ценности и в то же время
креативных сторонах спорта, и передаче ее другим группам субъектов (журналистам
и аудитории).
Часть 3. Деятели спортивной журналистики
Деятельность субъектов данной группы непосредственно связана с
журналистикой.
Журналистика – это вид общественной деятельности по сбору, обработке и передаче
актуальной информации через каналы массовой коммуникации, система предприятий и
средств сбора и доставки информации, а также особый социальный субъект с целым
рядом подсистем («издатель», «коммуникатор», «текст», «канал», «аудитория»),
образующих целостную систему с множеством внутренних и внешних факторов.
Она выполняет многообразные функции. Известный теоретик журналистики профессор
Е.П. Прохоров в своей книге «Введение в журналистику» выделяет следующий ряд
функций:
- коммуникативную — функцию общения, налаживания контакта;
- непосредственно-организаторскую, в которой наиболее наглядно проявляется роль журналистики как «четвертой власти» в обществе;
- идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;
- культурно-образовательную, заключающуюся, по мнению автора, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;
- рекламно-справочную, связанную с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории;
- рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).
Журналистика играет важную роль в формировании, функционировании и эволюции
общественного сознания, но оказывает влияние на все сферы и институты общества,
в том числе и на спорт.
С помощью различных средств массовой информации она популяризирует различные
виды спорта, освещает технику и тактику спортсменов, особенности их подготовки и
соревновательной борьбы, показывает все положительные и негативные стороны
спортивного поведения, формирует отношение общества к спорту.
Благодаря СМИ, и прежде всего телевидению, спорт приобрел большой общественный
резонанс, появились новые источники его финансирования и целые программы
поддержки спортсменов.
Большое значение в данном коммуникационном процессе принадлежит
спортивному журналисту, выступающему в этом случае в роли коммуникатора.
Коммуникатор представляет собой то звено, которое осуществляет контакт между
спортом и аудиторией. Путем трансформации коммуникативных потоков коммуникаторы
могут воздействовать не только на мотивационные установки аудитории, но даже на
субъекты первой группы (спортсменов, судей). Например, как это произошло на
Зимней Олимпиаде 2002 года в Солт-Лейк Сити, когда под давлением американских и
канадских СМИ судьи изменили свое первоначальное решение и вручили второй
комплект золотых наград канадским фигуристам.
Журналист воспринимается как заслуживающий доверия эксперт, к мнению которого
можно прислушиваться и делать определенные выводы. Это обусловлено и тем, что
многие спортивные журналисты – бывшие и действующие спортсмены (Владимир
Маслаченко, Юлия Бордовских, Анна Дмитриева, Иоланда Чен, Олег Денисов, Светлана
Хоркина, Денис Панкратов, Мария Киселева, Алина Кабаева, Дмитрий Губерниев,
Светлана Мастеркова и др.), досконально знающие спортивную жизнь «изнутри». В
тоже время спортивными журналистами нередко работают люди, чьи интересы только
косвенно соприкасаются со спортом, но их авторитет в знании спортивного мира
также неоспорим. Среди современных спортжурналистов можно назвать имена Виктора
Гусева, Василия Уткина, Георгия Твалтвадзе, Кирилла Набутова.
Однако очень многое зависит не только от уровня профессиональной подготовки
журналиста, но и от средства массовой информации (пресса, радио, ТВ,
интернет-издание), в котором он работает. Например, спортивный журналист,
работающий в теленовостях (радионовостях), только констатирует факты
происходящего спортивного события, особо не вдаваясь в подробности, и поэтому он
может владеть минимумом знаний, касающихся спортивной терминологии, но если это
спортивный обозреватель в прессе, теле- (радио) комментатор, то для него важно
знать особенности техники и тактики, тонкости соревновательной борьбы.
Также большое значение имеют личные деловые и этические качества журналиста. Он
«должен быть широко образованным, культурным человеком, у которого широкая
эрудиция сочетается с компетентностью в той сфере, которую он освещает».
В свою очередь, спортивному журналисту свойственны пять основных качеств,
которые были выделены известным корреспондентом газеты «Советский спорт»
Станиславом Токаревым: «Смелость, компетентность, мудрость, человечность и,
разумеется, литературное мастерство. Смелость – дабы не опасаться высказывать
собственную точку зрения, не скрываясь за каучуковой формулировкой «по мнению
специалистов». Компетентность – дабы уметь эту точку зрения обосновать. Мудрость
– дабы высказать ее вовремя, не опережая событий, но и не совсем уж «после
драки». Человечность – дабы помнить, что фразы типа «ниже своих возможностей»
или «безвольно и безынициативно» относятся к живым людям с их неприятностями,
болями и горестями. Пятое понятно». Ведь спортивный журналист не просто отражает
и анализирует реальную действительность самого соревнования, а знакомит
слушателей, зрителей и читателей с сущностью того или иного вида спорта, его
нравственными основами, системой подготовки спортсменов, противоречиями и
сложностями, возникающими до и после или во время состязаний.
Для положительного восприятия не менее важен фактор привлекательности. Знаки
привлекательности находятся в обращении внимания журналиста на тот или иной
акцент в выступлении спортсмена. Поэтому привлекательность в какой-то степени
является одной главных ступенек приближения к тому типу спортивной информации,
который максимально одобряется той аудиторией, на которую она распространяется.
В роли коммуникаторов также могут выступать представители пресс-служб спортивных
федераций, клубов. Основными направлениями их коммуникативной деятельности
являются производство информации для массовой аудитории и распространение ее по
каналам средств массовой информации (распространение текстов, проведение
пресс-конференций, брифингов и т.д.); производство информации для специалистов и
организаций, непосредственно связанных с данной организацией в своей
повседневной деятельности: издание информационных сборников, буклетов; выпуск
рассчитанных на узкую специальную аудиторию газет и журналов; подготовка
внутриорганизационной информации, в том числе отслеживание в средствах массовой
коммуникации оценочной и другой информации о деятельности федерации, клуба.
В этой группе, как и в предыдущей, можно выделить и еще одну подгруппу субъектов
(второстепенную) – это руководство (редакторы) спортивных СМИ, учредители,
издатели, которые напрямую не участвуют в коммуникативном процессе (получение и
передача информации), но имеют влияние на опубликование (выход в эфир) того или
иного материала.
Оценивая выше сказанное, можно сделать следующий вывод: субъекты II группы
выступая чаще в роли коммуникаторов, являются промежуточным звеном в обработке и
передаче спортивной информации между первой и третьей группой, делая ее более
доступной для аудитории (в особенности когда соревнования проходят в другом
городе или другой стране), и в то же время оказывают свое влияние на спортивных
деятелей.
Однако если рассматривать взаимоотношения между субъектами более узко, то вторая
группа субъектов может вообще не участвовать в коммуникативном процессе. Это
происходит тогда, когда аудитория, находясь на стадионе, напрямую получает
информацию.
Часть 4. Aудитория
Третья группа субъектов – это аудитория. В каждой из сфер
общественных коммуникаций – в спорте, в СМИ, в экономике, в политике и т.д. –
имеется свое понятие «конечного получателя» или «потребителя» информации. Каждая
«дисциплина» вводит в обиход свою терминологию, которую удобнее использовать в
практической деятельности. Так, в журналистике аудитория (лат. auditorium;
audire – слушать; auditor – слушатель) – совокупность людей, тех, к кому
обращаются СМИ и кто воспринимает обращенную к нему информацию.
В то же время надо учесть, что состав аудитории неоднороден, а нам крайне важно
выяснить, какая она. Современные исследователи отмечают, что «нынешние читатели,
слушатели, зрители в большей части ориентируются только на те каналы СМИ,
которые в полной мере могли бы удовлетворить их информационные потребности и
интересы».
Поэтому в контексте данного пособия для нас наибольший интерес будет
представлять «целевая аудитория». Под «целевой аудиторией» понимается та часть
аудитории, на которую и рассчитана конкретная информация или издание, теле-
(радио-)программа. Понятие «целевой аудитории» в журналистике предполагает некую
общность интересов, некую схожесть позиций и некое единство требований к
получаемой информации со стороны определенной группы
читателей-зрителей-слушателей, что и определяет «специализацию» издания или
программы.

В данном случае в качестве аудитории рассматриваются как слушатели, читатели,
телезрители, интересующиеся темой спорта, так и болельщики на стадионе. Здесь
надо учитывать, что аудитория в этом случае выступает как «равноправный»
участник коммуникативных отношений, являясь одновременно субъектом, который
занят в рамках этой системы прежде всего потреблением информации, и объектом,
который подвержен информационному воздействию.
В пользу того, что болельщики являются именно субъектами, говорит тот факт, что,
выражая активную поддержку на стадионе, они нередко помогают той или иной
команде (спортсмену) одержать победу, тем самым являются прямыми участниками
спортивного действия. (К примеру, в футболе даже существует специальный термин –
«двенадцатый игрок», отражающий сущность коммуникативного воздействия зрителя.)
И сами спортсмены говорят, что им просто необходима такая поддержка. Вот как об
этом пишет в своей книге А.С. Медведев, первый в истории отечественной тяжелой
атлетики чемпион мира в тяжелом весе: «Нам, спортсменам, так же как и артистам,
необходим душевный контакт с публикой, необходима ее искренняя поддержка, ее
взволнованность, которая, как по проводам, передается на сцену и зажигает
исполнителей».
Тем не менее, не только зрители на стадионе, но и аудитория спортивных СМИ
является субъектом. Это обстоятельство подтверждают, к примеру, некоторые
рекламные ролики, посвященные спортивной теме, где в последнее время наряду со
спортсменами главными героями становятся телеболельщики, которые «болеют за
наших».
Еще один фактором, свидетельствующим об этом, могут быть интервью, комментарии и
блиц-опросы читателей в спортивной прессе, где они высказывают свое мнение о том
или другом спортсмене, тем самым влияют на его популяризацию или, наоборот,
негативное к нему отношение.
К сожалению, до сих пор слабо исследован вопрос о характере и
направленности данного субъекта, так как с точки зрения спортивной массовой
коммуникации его трудно оценивать по стандартным критериям, действующим в других
коммуникациях: возрасту, роду, происхождению, этнической принадлежности,
социальному статусу, роду занятий, политическим и религиозным взглядам и прочим
характеристикам. Поэтому вся аудитория чаще всего рассматривается как нечто
единое с точки зрения эстетических интересов и эмоциональных реакций.
Во многом те и другие категории зрителей, выступающие чаще в роли адресатов,
ориентируются на свои вкусы и пристрастия. Именно последние определяют, на что
направлен интерес человека, что он желает увидеть в спорте и что получить от
него. На первый план здесь выступает развитие других, утилитарных и отнюдь не
эстетических потребностей. И напротив, если зритель обращается к спорту для
того, чтобы еще раз насладиться такими эстетическими ценностями, как совершенное
телосложение, гармония и красота движений, возвышенные поступки спортсменов и
т.д., он получает возможность не только испытать наслаждение, но и дать
определенную оценку явлений.
Ему известны цели действий спортсмена в соревновательной борьбе и способы,
которыми можно воспользоваться для их достижения. В связи с этим соревнование
выступает для зрителя как определенная смысловая целостность. Любое частное
событие зритель может соотнести с общей идеей спортивной борьбы, что позволяет
ему легко оценивать влияние этого события на результат действий
противоборствующих сторон в целом.
Не стоит забывать, что важное значение для осмысления компонентов спортивного
зрелища, для правильной оценки поведения и поступков спортсменов, для
формирования художественных вкусов зрителей и болельщиков имеют и комментарии,
обзоры спортивных журналистов.
Существует еще несколько признаков, позволяющих во многом считать аудиторию
именно субъектом. В их основе лежат такие качественные характеристики болельщика
как:
Патриотизм. Он выражается в «болении» за «своих», и неважно будет это местная команда, или сборная страны, или какой-либо отдельный спортсмен.
Азарт. Человеку изначально свойственны эмоции, и когда в спорте наступает кульминационный момент, болельщик вольно или невольно выплескивает их наружу.
Сопереживание. Болельщик (особенно телезритель) как бы ставит себя на место спортсмена и сопереживает с ним все перипетии спортивного состязания. У него, сидящего на диване, сокращаются те же мышцы, что у гимнаста на кольцах (хотя гораздо слабее), учащается сердцебиение, он кажется себе сильнее, быстрее и т.д.
Эстетическое наслаждение. Зритель воспринимает изящный удар или сложный элемент как своего рода явление искусства.
Используя данные характеристики, в этой группе субъектов можно
условно выделить три основные подгруппы.
В первую подгруппу (условно их можно назвать «любителями» или
«пассивными болельщиками») входят те лица, у которых интерес к спорту носит
случайный характер и не является доминирующим в системе их потребностей и
интересов. Хотя они испытывают определенное удовольствие от наблюдения за
спортивными состязаниями.
Вторая подгруппа – «профессионалы». Они постоянно в курсе дел,
происходящих в спортивном мире. Их интересует «техническая», «результативная»
сторона спортивного состязания. Они являются не только стабильными болельщиками,
посещающими стадионы, но и неизменной аудиторией, интересующейся спортивной
информацией в СМИ.
Третья подгруппа – «эксперты» – включает в себя зрителей, которые
сами занимаются спортом и наблюдают за спортивными состязаниями во многом (если
не в первую очередь) именно потому, что их привлекает возможность испытать
наслаждение от многообразных проявлений в спорте. Для этой группы характерна
сформировавшаяся, устойчивая ориентация на спорт, возникшая в результате
активного участия в деятельности в спорте и на основе наблюдения за различными
явлениями в спорте и переживании их. Для лиц, входящих в данную группу, важен не
только и не столько спортивный результат (выигрыш, победа), сколько то, каким
путем он достигнут, поэтому большой процент данной аудитории составляют субъекты
первой и второй группы, т.е. спортсмены и спортжурналисты (это еще одно
доказательство возможности перехода субъектов из одной группы в другую).
Кроме этого, здесь можно выделить еще одну (четвертую) особую подгруппу, в
которую входят фанатские группы, существующие почти при всех футбольных,
хоккейных, баскетбольных и других клубах. Они наиболее «активные» болельщики на
стадионах. Тем не менее, некоторые «фаны» являются обладателями наиболее полной
информацией о своих спортивных кумирах.
|
|