|
Современные спортивные радиопрограммы способны познакомить радиослушателя как
с краткой, так и с более подробной информацией из мира спорта, с представлением
анализа, оценки актуальных спортивных событий, историко-значимых явлений, с
соответствующей интерпретацией фактов.
Всплеск появления спортивных программ на различных радиостанциях (в 2002–2003
гг.) в настоящее время пошел к некоторому их сокращению. В частности, из шести
программ, существовавших в то время на радиостанции «Маяк», к 2006 г. осталось
только две «На спортивной волне «Маяка» и «Спортивный канал».
Если рассматривать спортивные радиопрограммы с точки зрения классификации, то
здесь можно выделить четыре вида программ:
- информационные (обзорные);
- информационно-аналитические (спортивные каналы);
- аналитические;
- спортивные трансляции.
К информационным программам относятся:
- спортивные новости (подробнее см. предыдущий раздел).
- обзорные программы, продолжительностью до 5-10 минут, где представлены обзоры спортивных событий в целом или по тому или иному виду спорта за прошедший день.
К примеру: «Стометровка» («Авторадио-Новосибирск», хронометраж 6 мин.); «Голевой момент» (радиостанция «Радио «Альфа» г. Пермь, хронометраж 5 мин.); «Полный финиш» («Авторадио» г. Москва, хронометраж 5 мин.).
Информационно-аналитические спортивные программы представляют собой
комбинированные передачи, состоящие из нескольких жанров, например, новости и
беседа. Это самый распространенный вид среди спортивных радиопрограмм. Яркими
примерами служат:
- Передача «На спортивной волне «МАЯКА» состоящая из двух частей: блока спортивных новостей (5 минут) и беседы с приглашенным в студию гостем, комментирующим центральное спортивное событие. Кроме того, здесь постоянно используется интерактив с радиослушателями.
- «Футбольные хроники» («Русское радио-2»). Здесь представлены новости футбола и комментарии известных специалистов по футболу.
К этому же виду программ относятся спортивные каналы, получившие
распространение в последнее время: «Спортивный канал» («Маяк»), «Вечерний
спортивный канал» («Эхо Москвы»).
Их содержание представляет собой обзор спортивных событий дня, актуальные
интервью со спортсменами, тренерами, комментарии специалистов.
Аналитических
спортивных радиопрограмм в настоящее время очень мало. В основном они
представляют собой беседы журналистов с представителями спорта (например:
«Спортивный проспект» («Русское радио-2») – авторская программа Александра
Кузмака и Рамаза Чиаурели. Ведущие приглашают в студию спортсменов, тренеров и
спортивных чиновников для того, чтобы честно и открыто поговорить о событиях и
проблемах профессионального спорта) или еженедельные программы с итогами
спортивных событий за неделю («Стадион» с Ириной Родниной («Радио России»)).
Одной из особенностей современного радиорынка является то, что радио может
затрагивать самые разные жизненные аспекты. Анализируя систему общенациональных
(федеральных), региональных и местных каналов, различающихся по охвату
аудитории, типам собственности, направленности и форматам вещания, популярности
у слушателей, можно сделать вывод, что спорт сегодня, наряду с политикой,
экономикой, культурой, занимает достойное место в современном отечественном
радиовещании.
К этой теме сформировался стабильный интерес аудитории, которая имеет
возможность выбрать различные формы получения информации: через обзор спортивных
событий в новостях, прослушивание спортивного репортажа или специальных
программ, посвященных событиям в мире спорта.
Немаловажную роль в освещении спорта на радио играет и журналист, работающий в
данном жанре. Радиослушателям мало знать, на какой половине поля в данную минуту
находится мяч, кто кому его отпасовал и куда бежит такой-то полузащитник. Для
них важен анализ и оценка происходящего. И задача спортивного журналиста
оперативно, достоверно и динамично вводить в курс дела. В настоящее время это не
так трудно сделать благодаря использованию постоянно расширяющегося спектра
источников информации, новейших технологий – Интернета, сотовой связи,
SMS-сообщений и т.д.
|
|