ВЕРОВАНИЯ
Для
народов Месопотамии, как и для большинства народов мира, в древности
характерен политеизм - вера во множество богов с разными покровительственными
функциями. Мифы, посвященные космогонии, богам, этическим нормам и т.д.
и перекликаются с мифологическими воззрениями других народов, стоящих
на аналогичной стадии развития. В V в до н.э. в этом регионе сформировалась
одна из древнейших религий, сохранившихся до наших дней, - зороастризм.
Боги
На
территории Месопотамии сменяли друг друга цивилизации и культур, которые
приносили свои верования, но в то же время передавали предшественникам
веру в собственных богов. У шумеров не было единой религиозной системы.
Они поклонялись множеству местных богов-покровителей, сопоставленных
с различными явлениями природы, таких, как бог неба Ану,
бог воды и покровитель г. Эриду Энки, бог воздуха и покровитель г. Ниппура
Энлиль, богиня земли Ки, богиня плодородия Инанна, бог Луны Нанну.
Семитское (аккадское) население
Двуречья, пришедшее на территорию, заселённую шумерами первоначально
имело свои племенные культы. Однако уже к середине III тыс. до н. э.
часть богов получила семитские имена наряду с шумерскими или вместо
них (Энлиль = Бел,
Иннана = Иштар,
Уту = Шамаш, Энки
= Эа, Ану =Ан,
Нанна = Син и т. д.).
В период возвышения Вавилона
(XVIII в. до н. э.) верховным божеством был объявлен бог-покровитель
этого города Мардук.
В Ассирии, получил распространение
тот же пантеон с добавлением местных божеств, верховным богом считался
Ашшура, носивший то же имя, что и город.
Мифология
Мифы
народов Месопотамии отражают древние представления об окружающем мире
и о себе, содержат познавательные и воспитательные мотивы. Мифологическое
творчество народов Месопотамии, как и история региона, подразделяется
на шумерское, аккадское и вавилонское. Но вместе с тем многие сюжеты,
в частности, цикл о Гильгамеше, были одинаково популярны во все периоды.
Мифы шумерские
У
шумеров не было единой мифологической и религиозной системы, поэтому
количество мифов было весьма велико. Космогонические представления шумеров
наиболее четко отражены в шумеро-аккадском эпосе «Энума элиш».
Одним из наиболее известных
произведений шумерской литературы, основанном на мифологических сюжетах,
является эпос
о Гильгамеше, - собрание шумерских легенд, позже переведенное на
другие языки.
Думузи и Энкимду
Женитьба Марту
Инанна и Билулу
Инанна и покорение горы Эбих
Инанна и Шукаллетуда
Инанна и Энки
Лахар и Ашнан
Лугальбанда и гора Хурум
Лугальбанда и Энмеркар
Миф о мотыге
Миф о потопе
Нисхождение Инанны в нижний мир
Полет Этаны
Сватовство Думузи
Смерть Гильгамеша
Смерть Думузи
Энки и мировой порядок
Энки и Нинмах
Энки и Нинхурсаг
Энки и Эриду
Энлиль и Нинлиль
Энмеркар и повелитель Аратты
Энмеркар и Энсукушсиранна
Эпос о Гильгамеше
Мифы аккадские
Когда вверху
Иштар и Таммуз
Ловец рыбы Адапа
Полёт на орле
Саргон - царь Аккада
Мифы Вавилона
Вавилонская теодицея
Когда Ану сотворил небо
Легенда о Семирамиде
Миф о птице Зу
Миф об Адапе
Миф об Атрахасисе
Миф об Эрре
Нергал и Эрешкигаль
Нергал и Эрешкигаль
Нисхождение Иштар
Подвиги и деяния Нинурты
Поэма о невинном страдальце
Поэма о невинном страдальце ("Владыку мудрости хочу восславить...")
Проклятие Аккаде
Путешествие Нинурты в Эриду
Сказание о Саргоне
Сказка о ниппурском бедняке
.
.
Бехистунская надпись
Трехъязычный (древнеперсидский, эламский и вавилонский) клинописный
текст, высеченный на скале Бехистун по приказу царя Дария I. Прочтен
в 30 - 40-х гг. XIX века английским ученым Г.К.Роулинсоном.
Надпись расположена на высоте 100 метров от дороги, соединявшей Вавилон
и Экбатаны, ее размеры около 15 м в высоту и 25 м в ширину. Барельеф
изображает Дария, встречающего своих побежденных врагов. Скала ниже
надписей в целях сохранности была обрублена вертикально.
Вид Бехистунской надписи
Перевод текста
Авеста
Древнеиранский религиозный литературный памятник, главная священная
книга в зороастризме. Существует две редакции Авесты: полная и краткая.
Текст Авесты в полной редакции делится на четыре части:
Ясна (молитвенные песнопения)
Висперед (литургические воззвания к разным богам),
Вендидат (свод религиозных и юридических предписаний)
Яшты (гимны).
Вторая редакция «Авесты» — это сборник молитв, включающий в себя отрывки
из Вендидата, Висперед и Ясны. Порядок этих отрывков канонизирован.
Благословение Заратуштры
Видевдат
Младшая Ясна
Пехлевийские тексты
Ясна
Яшты