МЕСОПОТАМИЯ

 

 

ВЕРОВАНИЯ

       Для народов Месопотамии, как и для большинства народов мира, в древности характерен политеизм - вера во множество богов с разными покровительственными функциями. Мифы, посвященные космогонии, богам, этическим нормам и т.д. и перекликаются с мифологическими воззрениями других народов, стоящих на аналогичной стадии развития. В V в до н.э. в этом регионе сформировалась одна из древнейших религий, сохранившихся до наших дней, - зороастризм.

Боги

       На территории Месопотамии сменяли друг друга цивилизации и культур, которые приносили свои верования, но в то же время передавали предшественникам веру в собственных богов. У шумеров не было единой религиозной системы. Они поклонялись множеству местных богов-покровителей, сопоставленных с различными явлениями природы, таких, как бог неба Ану, бог воды и покровитель г. Эриду Энки, бог воздуха и покровитель г. Ниппура Энлиль, богиня земли Ки, богиня плодородия Инанна, бог Луны Нанну.
       Семитское (аккадское) население Двуречья, пришедшее на территорию, заселённую шумерами первоначально имело свои племенные культы. Однако уже к середине III тыс. до н. э. часть богов получила семитские имена наряду с шумерскими или вместо них (Энлиль = Бел, Иннана = Иштар, Уту = Шамаш, Энки = Эа, Ану =Ан, Нанна = Син и т. д.).
       В период возвышения Вавилона (XVIII в. до н. э.) верховным божеством был объявлен бог-покровитель этого города Мардук.
       В Ассирии, получил распространение тот же пантеон с добавлением местных божеств, верховным богом считался Ашшура, носивший то же имя, что и город.

Мифология

       Мифы народов Месопотамии отражают древние представления об окружающем мире и о себе, содержат познавательные и воспитательные мотивы. Мифологическое творчество народов Месопотамии, как и история региона, подразделяется на шумерское, аккадское и вавилонское. Но вместе с тем многие сюжеты, в частности, цикл о Гильгамеше, были одинаково популярны во все периоды.


Мифы шумерские

       У шумеров не было единой мифологической и религиозной системы, поэтому количество мифов было весьма велико. Космогонические представления шумеров наиболее четко отражены в шумеро-аккадском эпосе «Энума элиш».
       Одним из наиболее известных произведений шумерской литературы, основанном на мифологических сюжетах, является эпос о Гильгамеше, - собрание шумерских легенд, позже переведенное на другие языки.


Думузи и Энкимду
Женитьба Марту
Инанна и Билулу
Инанна и покорение горы Эбих
Инанна и Шукаллетуда
Инанна и Энки
Лахар и Ашнан
Лугальбанда и гора Хурум
Лугальбанда и Энмеркар
Миф о мотыге
Миф о потопе
Нисхождение Инанны в нижний мир
Полет Этаны
Сватовство Думузи
Смерть Гильгамеша
Смерть Думузи
Энки и мировой порядок
Энки и Нинмах
Энки и Нинхурсаг
Энки и Эриду
Энлиль и Нинлиль
Энмеркар и повелитель Аратты
Энмеркар и Энсукушсиранна
Эпос о Гильгамеше



Мифы аккадские

Когда вверху
Иштар и Таммуз
Ловец рыбы Адапа
Полёт на орле
Саргон - царь Аккада


Мифы Вавилона
Вавилонская теодицея
Когда Ану сотворил небо
Легенда о Семирамиде
Миф о птице Зу
Миф об Адапе
Миф об Атрахасисе
Миф об Эрре
Нергал и Эрешкигаль
Нергал и Эрешкигаль
Нисхождение Иштар
Подвиги и деяния Нинурты
Поэма о невинном страдальце
Поэма о невинном страдальце ("Владыку мудрости хочу восславить...")
Проклятие Аккаде
Путешествие Нинурты в Эриду
Сказание о Саргоне
Сказка о ниппурском бедняке


.
.

Бехистунская надпись
Трехъязычный (древнеперсидский, эламский и вавилонский) клинописный текст, высеченный на скале Бехистун по приказу царя Дария I. Прочтен в 30 - 40-х гг. XIX века английским ученым Г.К.Роулинсоном.
Надпись расположена на высоте 100 метров от дороги, соединявшей Вавилон и Экбатаны, ее размеры около 15 м в высоту и 25 м в ширину. Барельеф изображает Дария, встречающего своих побежденных врагов. Скала ниже надписей в целях сохранности была обрублена вертикально.

Вид Бехистунской надписи
Перевод текста

Авеста
Древнеиранский религиозный литературный памятник, главная священная книга в зороастризме. Существует две редакции Авесты: полная и краткая.
Текст Авесты в полной редакции делится на четыре части:
Ясна (молитвенные песнопения)
Висперед (литургические воззвания к разным богам),
Вендидат (свод религиозных и юридических предписаний)
Яшты (гимны).
Вторая редакция «Авесты» — это сборник молитв, включающий в себя отрывки из Вендидата, Висперед и Ясны. Порядок этих отрывков канонизирован.

Благословение Заратуштры
Видевдат
Младшая Ясна
Пехлевийские тексты
Ясна
Яшты