
Как видно из приведенных примеров, звуковые средства языка не способны передать звуковые свойства предметов достаточно адекватно, поэтому одни и те же наименования, созданные по единому принципу в разных языках, столь значительно отличаются.
Ономасиология - раздел языкознания, занимающийся изучением слова с точки зрения внешней обусловленности его наименования. Ономасиология отвечает на вопрос, почему данный предмет назван именно так, и противопоставляется семасиологии в аспекте направления исследования: если семасиология исследует значение в его отнесенности к обозначаемому предмету, то ономасиология рассматривает, какие свойства этого предмета приняли участие в формировании языкового знака и почему.
Например, почему именно такой звуковой комплекс связан с содержанием слов, называющих ягоды - черника, брусника, клубника, костяника, земляника?
Каждая из перечисленных ягод обладает целым рядом признаков и свойств - определенным вкусом, цветом, размером, географией распространения и т.д. Но наименование указанные ягоды получают только по одному - далеко не всегда яркому, значительному - признаку: черника по цвету, клубника по форме, костяника - по структуре, земляника - по положению в пространстве, а смысл названия брусники для носителей русского литературного языка вообще не ясен.
Тот признак, который послужил основой для именования реалии, называется мотивировочным признаком. Причина возникновения данного наименования называется мотивировкой. Слово, обладающее мотивировкой, - мотивированное слово (таким образом, названия ягод черника, клубника, костяника, земляника - мотивированные), а не обладающее ей, соответственно, немотивированное (брусника).
Мотивированность слова может основываться не только на описании свойств предмета с помощью других единиц языка (цвет черники через слово черный, форма клубники через слово клубень и т.п.), но и на изображении звуков реального мира, издаваемых конкретным предметом, с помощью элементов звуковой материи данного языка: рус. мяукать, англ. mew, нем. miauen, фр. miauler и др.