2.2. Морфемный уровень – семантика словообразовательных аффиксов и моделей

Единицей словообразовательного уровня является морфема – наименьшая значимая часть, вычленяемая в структуре слова.

Выделяют два основных класса морфем:

Корневая морфема – носитель основного значения слова. Корневые морфемы большей части слов является мотивированными.

Закрыть

Мотивированность – это такое свойство слова, которое позволяет «осознать связь его звучания и значения на основе лексической и структурной соотносительности».

Очень многие слова в русском языке являются мотивированными.

Мотивированность оказывается возможной за счет такого феномена как внутренняя форма слова.

Это понятие впервые вводит в лингвистический контекст А.А. Потебня. Внутренняя форма слова показывает, «как представляется человеку его собственная мысль».

Закрыть
«Слово выражает не всю мысль, принимаемую за ее содержание, а только один ее признак… Под словом окно мы разумеем обыкновенно раму со стеклами, тогда как судя по сходству со словом око, оно значит то, куда смотрят, или куда проходит свет».








Понимание семантической структуры слова как его внутренней формы в работах Потебни опирается на идею внутренней формы языка, заявленную в трудах выдающегося философа языка В.ф. Гумбольдта.

Закрыть

По мысли Гумбольдта в языке различаются материя и форма, внешняя (звуковая и грамматическая) и внутренняя (содержательная) форма. И предназначение языка видится в "превращении мира в мысли", в выражении мыслей и чувств, в обеспечении процесса взаимопонимания, в развитии внутренних сил человека.

В каждом отдельном языке видится инструмент для специфической интерпретации мира в соответствии с заложенным в этом языке миропониманием, орудие формирования для говорящего на нем народа картины мира. Например, представление о цветке, который в русском называется подснежник, будет различным в разных языках.




Аффиксальная (от лат. affixum 'прикрепленный') морфема – это любая значимая часть слова, за исключением корня. Выражает обобщенное, словообразовательное, значение, присущее целым группам слов различной лексической семантики.

Конфигурация аффиксов с определенной семантикой, с помощью которых может быть образовано любое множество слов, объединенных общим значением называется словообразовательной моделью.

Закрыть

Словообразовательная модель обладает собственным семантическим потенциалом и способна передавать информацию как нейтрального, так и эмоционально оценочного характера. Например, суффиксы –ств- и -j- передают обобщенно собирательное значение «множество объектов, обладающих сходными свойствами»:

    учительство, воинство - звер'-j-o, ворон'-j-o –

    Но при этом данные модели имеют разный оценочный потенциал:

    -ств- – множество объектов, обладающих сходными положительными свойствами;

    -j- – множество объектов, обладающих сходными отрицательными свойствами.

    Сравните: учител’-j-о, профессор ’-j-о и т.п.

Русский лингвист Л.В. Щерба придумал искусственную фразу, в которой можно определить семантику, задаваемую словообразовательными моделями:

Глоклая куздра бодланула бокра и кудрячит бокренка.

Всем известно также стихотворение Л. Кэрролла, где в основе языковой игры лежит тот же принцип.

Закрыть

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве.

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

О, бойся Бармаглота, сын!

Он так свиреп и дик,

А в глуше рымит исполин –

Злопастный Брандашмыг!


Но взял он меч, и взял он щит,

Высоких полон дум,

В глущебу путь его лежит

Под дерево Тумтум.


Он стал под дерево и ждет,

И вдруг граахнул гром –


Летит ужасный Бармаглот

И пылкает огнем!


Раз-два, раз-два! Горит трава,

Взы-взы – стрижает меч,

Ува! Ува! И голова

Барабандает с плеч!


О светозарный мальчик мой!

Ты победил в бою!

О храброславленный герой,

Хвалу тебе пою!


Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве.

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.


Очень часто помимо своей основной номинативной функции словообразовательные морфемы выполняют в тексте и прагматическую функцию, задавая дополнительные модальные смыслы.

Закрыть

Рассмотрим, некоторые словообразовательные модели, несущие дополнительные эмоциональные смыслы.


Имя существительное:

Суффиксальные модели.

Закрыть

Наиболее активными в прагматическом аспекте являются диминутивные (уменьшительно-ласкательные) суффиксы: -еньк- (-оньк-), -ечк- (-очк-), -ик, -чик, -к-, -ок, -ушк-, -ишк-, -иц- и др.

С их помощью могут быть переданы не только уменьшительность и ласкательность, но также пренебрежительность, степень свойственности, они могут выполнять фатическую (контактоустанавливающую) и суггестивную функцию. Например:

Бабушка в трамвае показывает внучке на 16-этажный дом, самый высокий среди окружающих: «А вот наш домик, посмотри в окошко». В этом случае реализуется смысл «свойственности» – посредством диминутива маркируется «свой» дом.

Налить тебе кофейку? Передайте на билетик, пожалуйста! Взвесьте мне колбаски, пожалуйста. В подобных контекстах реализуется фатическая функция – посредством использования диминутива говорящий пытается расположить к собеседника к общению.

Ты тут постой, а я в магазинчик быстренько сбегаю Этот контекст демонстрирует реализацию суггестивной функции (оказание воздействия) с помощью употребления диминутива – говорящий употребляет его в словах магазинчик, быстренько, чтобы добиться согласия.

В сфере разговорной речи, просторечия очень употребительны уничижительные модели выражения отрицательной оценки: - уг-, -ух, -ун, -ак, -ло, -ень, -ец (жадюга; мозгляк, барахло; мокрень; развалюха и др.).

Менее употребительны увеличительные суффиксы: -ин-, -ищ-, но и с их помощью может быть передана оценка объекта, может оказываться воздействие на собеседника. Холодина какая! Жарища стоит страшная! Приперлась чумища твоя. Таксист - хам, редактор - враль, слово не держится, в метро духотища, водка – отрава…


Префиксальные модели.

Закрыть

Экспрессивное значение имеют префиксы рас-, пре- с усилительным значением (раскрасавица), употребление обоих этих префиксов придает иронический оттенок речи.

«Да будь он хоть распрекороль, обязанность всякой порядочной собаки - гнать его не жалея сил». («Огненный бог марранов»)


Словосложение.

Закрыть

Одна из моделей словосложения, а именно словосложение с глагольной основой иначе называемая «каламбурная» модель, традиционно используется для передачи экспрессивных смыслов: ротозей, сердцеед, пустомеля, лоботряс, вырвиглаз, лизоблюд, скалозуб, вертопрах, лежебока, трясогузка.

Специфика этой модели заключается в ее парадоксальной оценочности: избираемое в качестве номината действие оценивается говорящим отрицательно.



Имя прилагательное:

Суффиксальные модели.

Закрыть

Прагматическую функцию в сфере имени прилагательного чаще всего реализуют модели, обозначающие изменение степени признака : -ющ- -ейш-:

грязнющий, злющий, длиннющий, старющий, вернейший строжайший, старейший.

Данные суффиксы усиливают проявление признака, называемого основой, но таким образом может быть усилен только положительный признак, употребление единиц чистющий, добрющий приводит к обратному эффекту.


Префиксальные модели.

Закрыть

В сфере прилагательных для усиления денотативного значения также используются префиксы: пре- рас-,

предобрый, премилый, престранный, прехорошенький

распрекрасный, расчудесный, раскудрявый, развеселый, разнесчастный, растакой, разэдакий



Глаголы:

Префиксально-постфиксальные модели.

Закрыть

В области глагольного словообразования особой экспрессивностью отличаются модели, объединяющие постфикс и префикс. Например, модель рас-...-ся имеет экспрессивное разговорное значение, связанное с интенсивным началом некоторого действия и с резким его осуждением (часто это действие, наносящее ущерб говорящему): развалиться, рассесться, раскаркаться, раскряхтеться, разболтаться, разворчаться, разгавкаться, расхныкаться, разнюниться и т.п.

Модель до-...-ся служит основой для двух эмоциональных употреблений:

со значением угрозы (Смотри у меня, доиграешься!)

со значением «злорадства» (Допрыгался! Доигрался!).

Они возникают как развитие значений результативности, достижения цели (значение до-) и процессуальности, длительности действия (значение -ся), в сумме создающих некоторый избыток экспрессивности, если действие оценивается отрицательно.

Общим для обеих моделей выступает процессуальное значение, воплощенное в –ся, обозначающее поведение, в котором данный субъект упорствует, что и вызывает неодобрительную оценку говорящим поведения субъекта.