ВведениеСегодня, когда информация становится мощной производительной силой, значительно влияющей на организацию социальных, экономических, политических и других процессов не только той или иной сферы, но и всего общества в целом, особое внимание специалистов уделяется новым информационным и коммуникативным отношениям, возникающим в результате конвергенции и воздействующим на характер понимания массовых коммуникаций (МК). Это в первую очередь относится к средствам массовой информации, составляющим основу МК. Каждое из них имеет свое предназначение в коммуникативной системе, но из-за малоизученности в контексте современных информационных технологий в настоящее время особый интерес представляет радио. Радио (от лат. radio – излучаю, испускаю лучи, radius – луч) составляет основу радиовещания и является одним из наиболее оперативных средств массовой информации, наряду с телевидением и Интернетом. В свою очередь, радиовещание есть естественное продолжение наработанного человеческого опыта в отражении и организации информации. Его главной чертой «является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы)»1. Уникальность радио состоит в том, что человек, независимо от того слушает его напрямую или в фоновом режиме, получает необходимые для себя сведения. Всепроникающая способность, огромная скорость в передаче информации, массовость и в то же время единичность обращения к слушателю определили масштаб распространения радиокоммуникации и ее значение в жизни людей. В нашем случае раскрытие специфики радиовещания необходимо для лучшего понимания ее места в системе СМИ. На протяжении многих лет существовало два подхода в понимании, «что такое радио». Первый подход – технический, основанный на создании звуковой реальности, звукового существования в эфире. Второй – творческий, когда радио выступает в качестве канала для передачи продуктов творческой деятельности, в основе которой лежит журналистское начало. За последнее десятилетие в радиовещании появился новый подход, основанный на организационно-экономической деятельности, способствующий пониманию пришедших в радио различных инновационных технологий, а также пониманию радио как мощной инфраструктуры. Пособие «Информационные технологии в системе современного радиовещания» создано для курса «Основы радиожурналистики». Цель курса – изучение различных особенностей функционирования современного радиовещания как канала СМИ. В задачи курса входит:
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов I курса специальности «Телерадиожурналистика», для студентов III курса специальности «Печатные СМИ» очного и заочного отделений факультета журналистики Томского государственного университета. 1 Радиожурналистика / под ред. А. А. Шереля. М., 2000. Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text5/44.htm свободный. Загл. с экрана. |