<<back  |   next>>
 

Словарь терминов
современного радиовещания

 
 
Адресная передача
– передача, имеющая четкую направленность, предназначенная для определенного круга зрителей или слушателей.
Необходимость в передачах такого типа диктуется неоднородностью аудитории. В радиожурналистике термин «адресная передача» указывает на отличие передач специального характера от передач, рассчитанных на широкую аудиторию.
Аудитория потенциальная
– вероятный круг радиослушателей, на который рассчитаны вещательный канал или программа, рубрика, отдельные материалы. Включает в себя целевую аудиторию. Может определяться по территориальному (например, для районной радиостанции – все население района, которое способно принимать ее программы) и другим (социально-демографическим, социально-психологическим) основаниям.
Ведущий
– журналист, который ведет радиопередачу. Представляет выступающих, произносит текст, который связывает компоненты передачи, комментирует, дополняет их, направляет ход беседы у микрофона, руководит дискуссией.
Чаще всего авторские передачи имеют постоянного ведущего.
Вещание
– процесс распространения информации средствами радиотехники. В. подразумевает одновременный прием информации, передаваемой из одного редакционно-технического центра, большим количеством людей, с помощью индивидуальных приемных устройств.
Городское (районное) радиовещание
– форма местного вещания, обращенного к населению одного города, поселка городского типа или района. Г.(р.) р. осуществляется, как правило, с помощью трансляционной сети (проводное вещание). Программы Г.(р.) р. включают в себя информационные выпуски, тематические передачи по общеполитическим и социально-экономическим вопросам, построенные на местном материале.
Ди-джей
– ведущий прямого эфира на радиостанции.
Дискретное радио
– технология дискретной обработки звука, передаваемого через радиосеть.
Джингл
– эфирный музыкальный элемент, обязательно основанный на вокале. Хронометраж варьируется от трех до двадцати секунд. Вокал, чаще всего, многоголосный. Это прежде всего название радиостанции или частота вещания, или то и другое одновременно.
Звуковые эффекты
– технология мультимедиа; сохранение в цифровом виде звучания музыкальных инструментов, звуков природы или музыкальных фрагментов, созданных на компьютере, либо записанных и оцифрованых.
Звуковая реклама
– реклама, распространяемая по радио или посредством громкоговорящих каналов связи в крупных торговых центрах, кинотеатрах и на транспорте. При звуковой рекламе наглядный образ товара заменяется его развернутой характеристикой.
Звуковой образ
– совокупность звуковых (речевых, музыкальных, шумовых) элементов, создающих посредством ассоциаций в обобщенном виде представление о материальном объекте, явлении, историческом событии, характере героя.
Зона вещания
– территория, на которую осуществляется эфирное или иное вещание радиостанций.
Информационная технология
– совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации. Информационные технологии предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов.
Информационное вещание
– система радиопередач, подготовку которых осуществляют различные редакционные подразделения с целью оперативного и объективного информирования населения о наиболее важных и интересных событиях в стране и за ее пределами
Идентификатор (ID)
– короткий вокальный эфирный элемент. Как правило, состоит из названия радиостанции, реже включает частоту вещания. Общая длительность не более пяти секунд.
Канал (от лат. canalis «труба, желоб»)
– фиксированная стандартная полоса частот (длина волны), на которой работает передатчик радиостанции. На нее же настроены приемники. Различают:
  • радиоканалы с фиксированными (узкими) частотами передачи и приема сигналов;
  • радиоканалы с широкой полосой пропускания сигналов.
Косвенная реклама
– неявная реклама, рекламирование товаров и услуг посредством радиороликов, в которых упоминается рекламируемый товар. При этом сообщаются сведения о предмете рекламы и его производителях.
Лайнер (от англ. liner)
– элемент прямого эфира. Изначально текст на карточке, который произносится ди-джеем в прямом эфире. Это могут быть условия конкурса, информация о проводимой акции или спонсорский тег рубрики.
Местное радиовещание
– звено системы радиовещания страны, существующее в соответствии с административно-территориальным делением России. К М.р. относятся краевые, областные и окружные комитеты, а также городские (районные) редакции радиовещания.
Микшер (от англ. mixer «смеситель»)
– прибор для микширования.
Микширование
– регулирование уровня громкости, смещения звука при звукозаписи или трансляции речи и музыки по радио. Используется для выделения звучания одного инструмента (исполнителя), для постепенного введения или выведения звука.
Проводное вещание (радиотрансляционная сеть)
– процесс передачи радиопрограмм с помощью разветвленной системы проводов, по которым посылаются электрические импульсы от передающей станции к репродукторам.
Программа (гр. programma «объявление, предписание»)
— это
  1. Cиноним термина «радиопередача»;
  2. Cписок передач, характеризующих дневную, вечернюю, суточную или недельную сетку радиовещания. Иногда используется в качестве синонима термина «сетка вещания» на данное конкретное число;
  3. Программа передач, обозначение содержания вещания, публикуемое обычно на интернет-сайте.
Продакшн-библиотека
– музыкальная библиотека для радио.
Прямой эфир
– вид радио- или телевизионного вещания, отличительная черта которого – одновременность действия-события, трансляции его в эфир и приема зрителями или слушателями, т. е. непосредственный выход в эфир прямо с места события и в течение его.
Радиожурналистика
– вид журналистской деятельности, основанный на использовании технических средств радиовещания.
Радиопередатчик
– техническое устройство, используемое для передачи в эфир электромагнитных сигналов, которые после преобразования их в радио- или телевизионном приемнике трансформируются в звуковую информацию и изображение.
Радиореклама
– реклама, распространяемая по радио. Для радиорекламы характерны: обращение к воображаемому собеседнику; особая ценность первых 10 секунд, за которые слушатель должен мысленно «увидеть» товар; последовательность рекламы: Что – Как – Где (можно купить товар).
Саундтрек (от англ. soundtrack «звуковая дорожка»)
– обозначение музыки или шумового оформления. Используется как самостоятельная единица при программировании радиовещания (например, песня из кинофильма).
Свипер
– элемент, основанный на музыке, песенных отрезках или звуковых эффектах. Имеет расширенное текстовое содержание: название, частота вещания, основные рекламные слоганы. Хронометраж – не более тридцати секунд.
Шотган
– короткий джингл. Состоит из начального звукового эффекта и вокальной «пачки». Общая длительность элемента – от одной до пяти секунд.
Advertising jingle
– призывный звон.
Accent(s)
– короткий элемент для кратковременного привлечения внимания радиослушателя к важной информации.
Beat-Matched Sweeper
– «вариация на тему» свипера. Вид свипера, представляющий собой цепочку из известных «форматных» песен, где все куски выдержаны в одном темпе и ритмическом рисунке.
Bed
– «подложка». Музыкальный элемент, предназначенный для прогнозов погоды, называется weather bed, для выпусков новостей – news bed; для сводок состояния на дорогах – traffic bed; для эфирных конкурсов – promo bed и т. д. Хронометраж «подложки» целиком зависит от длительности самого выпуска, количества информации в нем и степени «скорострельности» ведущего эфира.
Drone(s)
– сбивка, представляющая собой всевозможные виды барабанных дробей, спецэффекты, выполняющую эту роль. Общая цель – подготовить радиослушателя к акценту или началу активной мелодии.
Jingle package
– музыкальные позывные (на радио).
Jingle track
– рекламная мелодия (для рекламного ролика).
MP3, MPEG
– формат аудиофайлов, широко распространенный в интернете. Позволяет сильно сократить объем звуковых файлов при сохранении приемлемого качества.
В интернете существует большое количество mp3-архивов (музыкальных коллекций). В основном их содержание – современный поп и рок, однако встречается и классическая музыка, барды. Обычно mp3-файлы в интернет выкладывают любители той или иной музыки, а также исполнители и компании звукозаписи – для рекламы издаваемых дисков. Файл в формате mp3 можно получить из любой аудио-записи с помощью специальной программы-конвертора.
Separator
– сепаратор, разделитель. В нашем понимании – рекламная отбивка, или «запятая». Короткий, до пяти секунд, эфирный элемент, предвосхищающий начало рекламного блока. Самое распространенное текстовое наполнение: «Реклама на радио таком-то» или «Радио такое-то. Реклама». По внутреннему звуковому построению сепаратор более всего походит на уже известный элемент, а именно на ID.
Top Of The Hour
– лого, отбивка часа. Один из важнейших элементов эфира. Он не случайно стоит в конце списка, так как отбивка часа имеет достаточно сложную структуру и состоит из нескольких вышеупомянутых эфирных элементов. Один из вариантов звуковой схемы отбивки часа: сигналы точного времени – свипер-шотган.
Transition
– транзишн, переход. Основное предназначение этого эфирного элемента – «цементирование» песен в эфире. Чаще всего транзишны используются при работе в режиме «нон-стоп». «Переходные» элементы учитывают как фактурные, так и темповые особенности композиций, и описываются схемами: fast to slow (от медленного к быстрому), middle to fast (от среднего к быстрому) и т. д. Таким образом, они являются мостиком между разнородными песнями. Чаще всего транзишны являются вариациями на основные джинглы, хотя попадаются образцы, в которых полностью отсутствует музыкальная составляющая, и они основаны исключительно на звуковых спецэффектах.
Zaps & zips / Hits & Stabs / Bouncers
– «удары», представляющие собой схожие между собой по звучанию элементы синтезированных ударов. «Строительный» материал для отбивок, акцентов, для оформления «финального аккорда» музыкально-шумовой фонограммы.
 

<<back  |   up   |   next>>