Развитие дизайна в СССР не ограничивалось деятельностью ВХУТЕМАСа. Дизайнеры и художники молодой страны советов внесли свой вклад в разработку новых транспортных средств и оформительской графики. В отличие от США, где дизайн целиком зависел от рынка, советские дизайнеры работали на советскую власть – она была основным заказчиком и контролером. При этом художники и дизайнеры активно участвуют в строительстве нового общества и новой промышленности, хотя советская индустрия отстает по уровню и темпам роста от США и Европы.
Первый отечественный легковой автомобиль НАМИ 1 сошел с конвейера только в 1927 году. В начале 30-х началось строительство Московского метрополитена. В историю советского автомобилестроения воли имена инженеров и дизайнеров А. Кирилова и Ю. Долматовского. Кирилов разработал принципы аэродинамики автомобиля в сочетании с эстетическими критериями формы. Его расчеты доказывали возможность экономии мощности и сокращения расхода топлива при использовании аэродинамических форм. Ю. Долматовский сделал расчеты оптимальных форм различных частей автомобиля на основе тщательного сравнительного анализа лучших зарубежных моделей своего времени.
Особое значение в истории советского дизайна имели глобальные проекты, такие как строительство Московского метрополитена. Знаменитое своими интерьерами московское метро проектировалось как целостный технологический комплекс. Дизайну интерьеров станций, вагонов и переходов придавалось большое значение, так же как и фирменному стилю (шрифты, логотипы, униформа) нового транспорта. Власть поставила задачу построить лучший в мире образцовый метрополитен. И эта задача была успешно выполнена.
Советская авиационная промышленность удивила мир самым большим самолетом «Максим Горький». Он предназначался для агитационно-пропагандистской работы в интересах советской власти. На борту самолета были кинозал, типография, буфет, туалеты, и он действительно был самым большим в мире. Этот уникальный гигант трагически погиб во время торжественного парада 1936 года.
Дизайн и прикладное искусство оказались крайне идеологизированы и подчинены стилистике социалистического реализма. Каждый предмет, каждая свободная поверхность, каждая деталь должны были содержать некое послание, говорящее о достижениях социалистического строительства. Появились центральные темы социалистической пропаганды: спортивные достижения и физкультура, вожди партии, символика страны советов, мощь советской армии. Они выражались в порой самых причудливых формах безвкусного украшательства.
После Второй мировой войны силы советских дизайнеров и конструкторов были брошены на восстановление разрушенной экономики. Первой ласточкой новой жизни стала знаменитая «Победа» М20 (1946) – классика и гордость советского автопрома, разработанная В. Самойловым. В 50-х было создано государственное архитектурно-художественное бюро, где под руководством Ю. Соловьева разработаны первый советский троллейбус, трансформирующаяся мебель, интерьеры пассажирских поездов (почти не изменились до наших дней!) и теплоходов. В 50-е возрождается пассажирский авиатранспорт Аэрофлота. Инженеры и дизайнеры работают над интерьерами и сервисными системами нового транспорта. C 1957 года издается профессиональный журнал «Декоративное искусство». В 1962 году создан Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИИТЭ, термин «техническая эстетика» отечественный эквивалент зарубежного термина «дизайн»). Институт разрабатывал и внедрял новые методы художественного конструирования по всей стране и во всех отраслях народного хозяйства. Основным методом работы были дизайн-программы.
Советский дизайн в отличие от американского не был рассчитан на рынок и вкусы потребителя. Он был предназначен для нужд машино- и приборостроения, а также общественной сферы – транспорта, питания, образования и т.п.
Из-за политической закрытости Советского государства отечественные дизайнеры были лишены возможности обмена опытом с зарубежными коллегами, в результате чего дизайн в СССР значительно отстал от общемировых тенденций формообразования и качества продукции.