В Европу идеи американского функционализма привез немец Адольф Лоос. Он учился в Чикаго и решил, что это именно тот подход, который следует противопоставить украшательству европейского Ар Нуво. Лоос встал на путь борьбы с модерном. В одной из своих популярных работ он заявил, что орнаментальное украшательство Ар Нуво – это не только лишняя трата средств и сил, но и утрата всяческой связи с культурой и чувством вкуса. Лоос провозгласил принцип главенства функции и добавил к нему идею долговечности, что на долгие годы определило развитие дизайна и промышленности в Германии, которая в те годы отставала от ведущих европейских стран.
На функционалистской платформе в Германии был создан промышленный союз Веркбунд, в который вошли ведущие художники и промышленники страны. Целью союза была консолидация лучших творческих и финансовых сил для внедрения нового индустриального формообразования, и за счет него – повышения качества промышленной продукции. Кроме того, задачей союза были пропаганда дизайна и воспитание вкуса.Членами союза двигали мечта о новом «немецком стиле» и твердое убеждение, что дизайн имеет важное моральное и художественное значение для потребителя и общества в целом. В деятельности Веркбунда активное участие принимали уже известные нам Анри ван де Вельде, Вальтер Гропиус, Мис ван дер Роэ. Последовательным сторонником функционализма был его духовный и формальный лидер Герман Матезиус. Немецкий Веркбунд активно популяризировал дизайн и благодаря ему работы Ван дер Роэ (стулья из стальных труб) и других передовых дизайнеров находили заказчиков и внедрялись в производство. Благодаря Веркбунду идея массового промышленного дизайна была успешно реализована в экономике Германии, что безусловно способствовало быстрому восстановлению страны после Первой мировой войны.
Одним из активных участников Веркбунд был Питер Беренс (1869–1940). Он внес, да пожалуй, наибольшую лепту в сближение искусства и промышленности, поскольку стал первым в истории художественным директором крупной энергетической компании АЭГ (компания существует до сих пор). Перед Беренсом стояла задача выработать единый узнаваемый стиль изделий всех предприятий АЭГ, расположенных не только в Германи, но и за ее пределами. Путь к ее решению Беренс выбрал не самый простой. Он решился на создание – впервые в истории! – фирменного стиля АЭГ от продукции до архитектуры цехов и квартир рабочих. Ему пришлось проектировать все: цеха, торговые марки, униформу, интерьеры, саму продукцию, каталоги, рекламные материалы и т.д. Беренс стремился преодолеть несколько пугающий, негативно воспринимаемый многими образ промышленности и промышленной продукции. Он стал искать более дружественные, очеловеченные формы. В его понимании чистые геометрические формы позволят сблизить интересы промышленного производства и позитивное восприятие ее людьми.