Электронное обучение в ТГУ

Развитие электронного обучения в ТГУ, которое позволяет трансформировать образовательную среду университета, осуществляется через планы развития ТГУ в области информатизации, совершенствование системы дистанционного образования и развитие его локальной нормативно-методической базы, через внедрение новых образовательных программ, основанных на технологиях ЭО, в том числе совместно с ведущими иностранными и российскими университетами и научными организациями.

В сентябре 2013 года электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в ТГУ были введены во все формы обучения.

Система электронного обучения в ТГУ

Электронное и онлайн-обучение в ТГУ сегодня

Направления развития ЭО в ТГУ

  • Повышение качества электронного обучения
  • Интеграция персональных сред обучения (PLE) с системой «Электронный университет – MOODLE» (LMS)
  • Интеграция МООК в систему электронного обучения
  • Персонализация обучения (МООК, расширение адаптивности LMS)
  • Внедрение мобильных технологий, технологий дополненной и виртуальной реальности в образовании

Электронное обучение реализуется во всех учебных подразделениях университета в системе «Электронный университет – MOODLE»

  • Преподаватели ТГУ используют различные современные образовательные технологии при реализации электронных учебных курсов – технологии смешанного обучения, «перевернутого класса».
  • Активно совершенствуется методика преподавания: используются проблемно-ориентированное обучение, геймификация (адаптация методик преподавания к культуре поведения молодого поколения), социальные сети, сервисы веб 2.0, удаленные лабораторные комплексы, совместное создание учебного контента (преподаватель + студент), механизмы взаимного оценивания peer-to-peer и др.
  • Все электронные курсы, прошедшие положительную экспертизу в подразделении, вносятся как электронные издания в электронный каталог и электронную библиотеку ТГУ.
  • В ТГУ введена в апробацию автоматизированная надстройка «Электронный деканат» к СДО.

Результаты апробации «Электронного деканата»

Организационная структура электронного обучения

Кадровое и методическое обеспечение электронного обучения

Мониторинг электронного обучения

  • Качество разработанных электронных учебных курсов в подразделениях определяют учебно-методические комиссии факультетов или академические Советы ООП.
  • Только прошедшие экспертизу курсы засчитываются при прохождении конкурсного отбора.
  • В разработанной ИДО методике мониторинга отражаются количественные (электронные курсы, разработанные и введенные в учебный процесс; преподаватели, прошедшие повышение квалификации по программам ЭО; доля студентов, обучающихся в системе электронного обучения; количество электронных курсов, прошедших экспертизу, и др.) и качественные показатели развития ЭО (активность преподавателей и студентов в электронных курсах).
  • Анализ данных, полученных в результате мониторинга, позволяет оценивать эффективность внедрения электронного обучения, работы отдельных субъектов ЭО и учебных подразделений в целом и принимать управленческие решения по оптимизации процессов ЭО.

Система мониторинга

Подробнее

Рейтинг активных преподавателей электронного обучения

Рейтинг активных преподавателей ЭО, составляемый на основе системы мониторинга, учитывает четыре показателя:

  • количество используемых в учебном процессе ЭУК в MOODLE,
  • общее количество студентов по всем эук преподавателя,
  • активность преподавателя в ЭУК,
  • активность студентов в ЭУК.

Формирование рейтинга позволяет:

  • находить лучшие практики ЭО в вузе;
  • поощрять наиболее активных преподавателей, формируя механизмы стимулирования работы ППС в системе ЭО;
  • создать прозрачную систему оценки работы ППС в электронной образовательной среде с точными измеряемыми показателями;
  • анализировать работу аутсайдеров рейтинга и оказывать им поддержку;
  • вносить изменения в систему повышения квалификации сотрудников в области ЭО;
  • производить комплексную оценку внедрения и развития технологий ЭО в подразделении и университете в целом.

Методика формирования рейтинга

Подробнее

Дистанционная магистратура ТГУ

  • В 2015 году в ТГУ открыта дистанционная магистратура по 6-ти программам, а в 2016 году открыт набор уже на 10 программ магистратуры.
  • Студенты распределяются по группам для студентов-«очников» и удаленных участников, проживающих в других городах и странах.
  • Очные студенты занимаются непосредственно в университете, а удаленные – подключаются к занятиям в режиме вебинара. Самостоятельная работа выполняется в системе «Электронный университет – MOODLE».
  • Некоторые экзамены и зачеты магистранты сдают дистанционно, а государственная аттестация, в том числе защита диссертаций, у всех проходит в очной форме.
Подробнее

Онлайн-проекты ТГУ

  • Онлайн-курсы ТГУ, включая 3 на английском языке, доступны на платформах Coursera, Лекториум, iversity, а также на платформе онлайн-обучения ТГУ.
  • На онлайн-курсах ТГУ обучаются представители более 85 стран мира.
  • Большая часть слушателей онлайн-курсов ТГУ уже имеет высшее образование, они выбирают курсы с целью повышения своей квалификации или освоения новых компетенций.
  • С 23 мая 2016 года на платформе Coursera стартовала первая в области маркетинга и предпринимательства российская онлайн-специализация ТГУ «Цифровой SMM-проект: виртуальная платформа для бизнес-коммуникаций».
  • Благодаря введенному в сентябре 2015 года Положению о зачете результатов освоения открытых онлайн-курсов в ТГУ, у студентов университета есть возможность использовать МООК в рамках освоения ООП, что полностью освобождает студента от необходимости повторного изучения соответствующей дисциплины при условии включения онлайн-курса в перечень рекомендуемых факультетом или Советом ООП.
Подробнее

Материалы, отражающие развитие ЭО в ТГУ