Основные результаты работы

Регионального центра дистанционного образования ТГУ в 2013 году

 

Важным направлением деятельности РЦДО в 2013 году оставалась научная и научно-методическая работа, которая включала:

  • развитие системы подготовки кадров и повышения квалификации работников системы образования в области информационных технологий;
  • развитие концепции дистанционной школы.

В 2013 году РЦДО принял участие в работах по выполнению научных проектов в области открытого и дистанционного образования, направленных на разработку и внедрение в практику всех элементов системы открытого образования:

Основные результаты выполнения проектов на III этапе в 2013 г.:

  1. Проведено дистанционное обучение преподавателей и специалистов высшего и общего образования по 10-ти программам повышения квалификации, разработанным на II этапе выполнения проекта:

    Обучение прошли более 250 преподавателей и специалистов из 97 образовательных учреждений 70 населенных пунктов (17 регионов России, 5 федеральных округов).

  2. Проведено дистанционное обучение школьников по 20-ти программам, направленным на развитие одаренности в области гуманитарных, естественных и физико-математических наук:

    Обучение прошли более 500 учащихся 76 общеобразовательных учреждений из 45 населенных пунктов Томской, Кемеровской, Тюменской областей, Красноярского края, Республики Саха (Якутия) и Ямало-Ненецкого автономного округа.

  3. По результатам апробации в 2012 – 2013 учебном году доработаны 10 моделей взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования с учетом специфики учебных программ высших учебных заведений, направленных на развитие одаренности у детей и подростков, на базе дистанционных школ при Национальном исследовательском Томском государственном университете: «Межшкольная группа», «Малокомплектная школа», «Новый профиль», «Школа олимпийского резерва», «Автономная группа», «Открытые профильные классы», «Интенсивная школа», «Индивидуальный учебный план», «Коллективный ученик», «Открытая профильная школа».
  4. Разработаны 10 программ взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования с учетом специфики учебных программ высших учебных заведений, направленных на развитие одаренности у детей и подростков, на базе дистанционных школ при Национальном исследовательском Томском государственном университете.
  5. Организованы и проведены, в том числе с использованием сетевых и телекоммуникационных технологий, следующие мероприятия:
    • круглый стол «Индивидуализация образования в условиях электронного обучения: достижения, проблемы, перспективы»;
    • семинар «Организация обучения в дистанционных школах ТГУ».
  6. Получила развитие проектно-исследовательская деятельность учащихся старших классов под руководством преподавателей Томского государственного университета. 9 учащихся МКОУ Богучарского лицея Тобольского района Тюменской области разрабатывают научно-исследовательские проекты в области гуманитарных наук.
  7. Реализована программа профильного гуманитарного класса для школьников МБОУ Гимназии № 1 г.о. Стрежевой Томской области. В образовательной программе наряду с традиционным для профильного гуманитарного направления учебным планом, предполагающим увеличение количества учебных часов на профильные предметы, организуется проектно-исследовательская деятельность учащихся по выбранному образовательному профилю. Образовательный профиль связан с выбором тематического направления проекта или исследования, актуального для научных и профессиональных областей. Участниками проекта стали 26 учащихся 10-х классов.
  8. В рамках выполнения проектов в 2013 г. заключены договоры о сотрудничестве в области дистанционного образования с 11 общеобразовательными учреждениями Томской области, Республики Саха (Якутия) и Ямало-Ненецкого автономного округа:
    • МКУОШИ Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования Ямало-Ненецкого автономного округа,
    • МБОУ Новоколоминская средняя общеобразовательная школа Чаинского района Томской области,
    • МБОУ Коломиногривская средняя общеобразовательная школа Чаинского района Томской области,
    • МАОУ Гимназия № 6 г. Томска,
    • МКОУ Средняя общеобразовательная школа № 10 п. Лебединый Республики Саха (Якутия)
    • МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Алдан Республики Саха (Якутия)
    • МБОУ Гимназия № 1 г.о. Стрежевой Томской области
    • МБОУ Гимназия г. Алдан Республики Саха (Якутия)
    • МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 36 г. Томмот Республики Саха (Якутия)
    • МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 5 п. Ленинский Республики Саха (Якутия)
    • МБОУ Гимназия п. Нижний Куранах Республики Саха (Якутия)
  9. Проведены два Межрегиональных интернет-конкурса для школьников 8-11 классов: «Виртуальная кругосветка» и «Вокруг света за 30 дней», IV Межрегиональная интернет-олимпиада для школьников «Я – журналист», а также интернет-конференция «Химия настоящего и будущего». Мероприятия направлены не только на развитие интереса школьников к предметным областям, но и на формирование активной жизненной позиции, формирование социальной ответственности и информационной культуры. Конкурсные работы представлены в форматах интернет-проектов (блоги, фотоработы, Macromedia Flash, видеоролики и др.). В конкурсах приняли участие более 600 школьников из 17 регионов России (Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Самарская, Свердловская, Томская, Тюменская области, Алтайский, Забайкальский, Красноярский края, Республики Алтай, Башкортостан, Хакасия, Тыва, Бурятия и Саха (Якутия)).
  10. Организован и проведен II Межрегиональный конкурс методических разработок педагогов «Территория одаренности». В конкурсе приняли участие более 40 педагогов учреждений общего и дополнительного образования Иркутской, Новосибирской, Свердловской, Томской областей, Республик Бурятия, Хакасия и Ханты-Мансийского автономного округа. Все работы прошли экспертную оценку.

 

Сотрудники РЦДО приняли участие в ряде конференций и выставок международного и всероссийского значения:

  • Межрегиональный научно-практический семинар «Эффективность гуманитарного образования: взаимодействия университета и общества» (ТГУ, 14 февраля 2013 г.).
  • XII Сибирский форум образования «Глобализация образования и конкуренция территорий за человеческие ресурсы: миссия региональной системы образования» (г. Томск, 28 марта 2013 г.).
  • Семинар «Организация обучения в дистанционных школах ТГУ» (ТГУ, 15 мая 2013 г.).
  • II Международная научно-практическая конференция «Информационные технологии в жизни современного человека» (Саратов, 14 июня 2013 г.).
  • XXIII Международная конференция ИТО-Троицк-2012 «Применение новых технологий в образовании» (Троицк Московской области, 27-28 июня 2012 г.).
  • IX Региональный фестиваль педагогических идей и инновационных разработок (г. Томск, 26–27 августа 2013 г.).
  • XII Международная научно-практическая конференция-выставка «Единая образовательная информационная среда: на пути к глобальному образованию», (Омск, 26-27 сентября 2013 г.).
  • Всероссийская научно-практическая конференция «Совершенствование системы дополнительного образования детей в контексте развития региона» (г. Томск, 21–22 октября 2013 г.).

Кроме того, при участии сотрудников РЦДО были организовано и проведено более 10 научно-методических мероприятий. В течение 2013 года сотрудниками РЦДО было опубликовано 6 научных и научно-методических работ.

На протяжении всего 2013 года велась методическая работа по организации и проведению дистанционного повышения квалификации преподавателей и научных сотрудников вузов, а также специалистов различных сфер деятельности. Дистанционное обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки прошли 942 человека из 133 населенных пунктов 36 регионов 6 федеральных округов РФ (г. Москва, Амурская, Архангельская, Белгородская, Иркутская, Кемеровская, Магаданская, Московская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Сахалинская, Тверская, Тюменская, Челябинская, Томская области, Красноярский, Камчатский, Забайкальский, Алтайский, Приморский, Хабаровский края, Республики Алтай, Башкортостан, Карелия, Саха (Якутия), Бурятия, Татарстан, Тыва, Удмуртия, Хакасия, Ханты-Мансийский, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа). Среди обучающихся преподаватели 23-х вузов России, а также учителя и специалисты предприятий реального сектора экономики.

Для педагогов общеобразовательных учреждений была разработана программа повышения квалификации «Современные проблемы физического воспитания в соответствии с требованиями ФГОС и потребностями общества», для иностранных слушателей разработаны программы повышения квалификации «Русский язык как иностранный: элементарный уровень» и «Русский язык как иностранный: базовый уровень».

РЦДО осуществляет реализацию разнообразных программ дополнительного образования школьников: предпрофильное и профильное обучение, подготовку к ЕГЭ (довузовскую подготовку) по 9-ти предметам, подготовку к олимпиадам по 8-ми предметам, а также проведение конкурсов и олимпиад с использованием дистанционных образовательных технологий.

По дистанционным программам заочных профильных школ ТГУ и программам подготовки к ЕГЭ (дополнительное образование детей) в 2013 г. успешно завершили обучение 174 учащихся. В настоящее время по программам дополнительного образования ТГУ проходят обучение 633 школьника. География заочных школ представлена 16 регионами РФ, в том числе: Иркутская, Новосибирская, Кемеровская, Челябинская, Московская, Волгоградская, Томская области, Алтайский, Забайкальский и Красноярский края, Республики Алтай, Тыва, Хакасия, Бурятия и Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий автономный округ, а также Республики Казахстан, Узбекистан, Китай и Нидерланды.

В 2013 г. обучение по 7-ми программам подготовки к олимпиадам завершили 49 школьников из г.о. Стрежевой, с. Парабель Томской области, г. Кызыла Республики Тыва, а также г. Алматы Республики Казахстан. В настоящее время проходят обучение 45 школьников общеобразовательных учреждений г.о. Стрежевой.

Всего в 2013 г. по программам дополнительного образования детей в ИДО ТГУ обучалось 1792 школьника.

Ежегодно организуются циклы консультаций по подготовке к Единому государственному экзамену. Консультации проходят в режиме видеоконференцсвязи и вебинара. В первой половине 2013 г. участие в консультациях приняли более 200 школьников и педагогов общеобразовательных учреждений Томской, Новосибирской и Кемеровской областей, Хабаровского края и Республики Алтай.

В 2013 г. сотрудники РЦДО прошли повышение квалификации и стажировки в Центре компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ и Н.Э Баумана по специализации «Маркетинг в образовании взрослых», а также в Университете AgroSup (г. Дижон, Франция) в рамках проекта Tempus «Совершенствование системы обучения в течение всей жизни в области экологии и охраны окружающей среды в России (STREAM)».

В течение 2013 г. сотрудники РЦДО также приняли участие в 15 научно-методических семинарах ИДО по следующим темам: «Тайм-менеджмент в профессиональной деятельности» (январь 2013 г.), «Тайм-менеджмент. Хронометраж и инструменты ТМ» (январь 2013 г.), «Анализ конкурентной среды ТГУ в сфере ДПО» (февраль 2013 г.), «Система управления проектами Jira и развитие системы менеджмента качества ИДО» (февраль 2013 г.), «Работа с почтовым клиентом "The Bat!"» (февраль 2013 г.), «Активные продажи» (март 2013 г.), «Продвижение образовательных услуг в сети Интернет» (март 2013 г.), «Внедрение системы дистанционного обучения Moodle в образовательный процесс» (май 2013 г.), «Организация учебного процесса в СДО Moodle» (июнь 2013 г.), «Зарубежные индексы научного цитирования: Web of Science, Journal Citation Reports» (июнь 2013 г.), «Методики продвижения образовательных услуг в социальные медиа» (август 2013 г.), «ДПО в контексте нового закона «Об образовании в РФ» (сентябрь 2013 г.), «Практика интернет-маркетинга» (сентябрь 2013 г.), «Система дистанционного обучения MOODLE в учебном процессе кафедры» (октябрь 2013 г.), «Актуальный маркетинг для эффективного продвижения (семинар-тренинг)» (октябрь 2013 г.).

 

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЦДО В 2013 ГОДУ

  • Организовано индивидуальное и групповое дистанционное обучение специалистов различных сфер деятельности по программам дополнительного образования в автоматизированной системе дистанционного обучения «Электронный университет».
  • Организовано индивидуальное и групповое обучение школьников по программам дополнительного образования на основе использования дистанционных образовательных технологий.
  • Осуществлена разработка новых программ дополнительных профессиональных программ.
  • Завершены работы по проектам «Разработка и внедрение моделей взаимодействия учреждений высшего профессионального и общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков на базе дистанционной школы при национальном исследовательском университете».