Основным направлением деятельности Регионального центра дистанционного образования ИДО ТГУ в 2012 году оставалось развитие системы дистанционного образования в Томском государственном университете, внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЦДО В 2012 ГОДУ

  • Организовано индивидуальное и групповое дистанционное обучение специалистов различных сфер деятельности по программам дополнительного образования в автоматизированной системе дистанционного обучения «Электронный университет».
  • Организовано индивидуальное и групповое обучение школьников по программам дополнительного образования на основе использования дистанционных образовательных технологий.
  • Осуществлена разработка новых программ дополнительного образования детей и взрослых.
  • Начата апробация дополнительных образовательных программ для одаренных школьников.

Важным направлением развития системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки ТГУ является электронное и дистанционное обучение. Более половины всех программ реализуется на основе комбинированного (смешанного) обучения, предполагающего гибкое сочетание дистанционного обучения с очными выездными занятиями, практиками и стажировками. При этом эффективно используются технологии вебинара, социальных сетей, развивается собственная автоматизированная система управления учебным процессом «Электронный университет». В систему дистанционного обучения по дополнительным профессиональным программам вовлечены специалисты из 42 населенных пунктов 25 регионов 8 федеральных округов РФ (Московская, Курганская, Новосибирская, Архангельская, Ростовская, Белгородская, Иркутская, Оренбургская, Омская, Кемеровская, Волгоградская, Томская области, Красноярский, Ставропольский, Краснодарский, Алтайский края, Республики Коми, Алтай, Башкортостан, Дагестан, Саха (Якутия), Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа), а также Республики Казахстан (г. Усть-Каменогорск, г. Караганда, г. Балхаш). Среди обучающихся преподаватели 12-ти вузов России и Казахстана, а также учителя и специалисты предприятий реального сектора экономики.
Дистанционные технологии активно применяются при реализации сетевых программ ПК и ПП, которых ТГУ в 2012 году реализовал более 20-ти.
В настоящее время проводится обучение по сетевым программам «Электронный бизнес» и «Управление проектами в инновационной сфере», реализуемым очно-заочно на основе использования дистанционных образовательных технологий.
Для педагогов общеобразовательных учреждений были разработаны программы повышения квалификации «Дистанционные образовательные технологии в школе» и «Организация работы с одаренными школьниками».
РЦДО осуществляет реализацию разнообразных программ дополнительного образования школьников: предпрофильное и профильное обучение, подготовку к ЕГЭ по 9-ти предметам, подготовку к олимпиадам по 8-ми предметам, а также проведение конкурсов и олимпиад с использованием дистанционных образовательных технологий.
По дистанционным программам заочных профильных школ ТГУ и программам подготовки к ЕГЭ (дополнительное образование детей) в 2012 г. успешно завершили обучение 135 учащихся. Всего же в 2012 г. по программам дополнительного обучения детей в ИДО ТГУ обучалось 817 школьников. География заочных школ представлена 13 регионами РФ (43 населенных пункта), в том числе: Новосибирская, Иркутская, Кемеровская, Свердловская, Волгоградская, Курганская, Томская области, Алтайский, Красноярский и Хабаровский края, Республики Алтай и Саха (Якутия), Республика Казахстан, Китай и Нидерланды.
В рамках реализации проекта дистанционной подготовки старшеклассников к участию во Всероссийской олимпиаде школьников, который  впервые реализован в 2010-м году по заказу Управления образования городского округа Стрежевой Томской области, в 2012 г. обучение по 6-ти программам подготовки к олимпиадам прошли 24 школьника из г.о. Стрежевой. Один из школьников, обучавшийся по программе подготовки к олимпиадам по английскому языку, стал победителем IV Всероссийского конкурса по английскому языку «Быть успешным значит...» среди учащихся средних школ, проводившегося американским посольством. В сентябре 2012 г. по 8-ми программам подготовки к олимпиадам начали обучаться 53 школьника из 9-ти населенных пунктов России и Казахстана.
Одним из важных направлений работы со школьниками является организация и проведение конкурсов, интернет-проектов. В 2012 г. на школьном портале ТГУ «Университетский проспект» реализованы инициативные Межрегиональные интернет-конкурсы для школьников: «Химия настоящего и будущего», «Новое поколение выбирает…», «Актуальные проблемы современного общества», «Сам себе физик», «Летопись родного края». Конкурсы направлены не только на развитие интереса школьников к предметным областям, но и на формирование активной жизненной позиции, формирование социальной ответственности и информационной культуры. Конкурсные работы представлены в форматах интернет-проектов (блоги, фотоработы, Macromedia Flash, видеоролики и др.). В конкурсах приняли участие более 200 школьников из 19 регионов России.
Организован и проведен Межрегиональный конкурс методических разработок педагогов «Территория одаренности». В конкурсе приняли участие более 50 человек из разных регионов России. Все работы прошли экспертную оценку.
Ежегодно организуются циклы консультационных встреч преподавателей ТГУ с выпускниками школ в режиме видеоконференции и вебинара по подготовке к Единому государственному экзамену. В 2012 г. участие в консультациях приняли участие более 200 школьников и педагогов общеобразовательных учреждений Томской, Новосибирской и Кемеровской областей, Хабаровского края и Республики Алтай.
Важным направлением деятельности РЦДО в 2012 году оставалась научная и научно-методическая работа, которая включала:

  • развитие системы подготовки кадров и повышения квалификации работников системы образования в области информационных технологий;
  • развитие концепции дистанционной школы;
  • развитие модели автоматизированной системы дистанционного обучения.

Сотрудники РЦДО приняли участие в ряде конференций и выставок международного и всероссийского значения.
Кроме того, при участии сотрудников РЦДО было организовано и проведено, в том числе с использованием сетевых и телекоммуникационных технологий, 15 научно-методических семинаров по проблемам сетевого взаимодействия, в том числе семинар по организации и проведению дистанционного обучения одаренных школьников по разработанным образовательным программам по дисциплинам  гуманитарного, физического, математического, химико-биологического и естественнонаучного профилей.
В течение 2012 года сотрудниками РЦДО было опубликовано 11 научных и научно-методических работ.
В 2012 году РЦДО принял участие в работах по выполнению пяти научных проектов в области открытого и дистанционного образования, направленных на разработку и внедрение в практику всех элементов системы открытого образования.
Продолжено выполнение комплексного проекта Министерства образования и науки РФ «Разработка и внедрение моделей взаимодействия учреждений высшего профессионального и общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков на базе дистанционных школ при национальных исследовательских университетах», в рамках которого Томский государственный университет стал победителем конкурса по 5-ти лотам. В рамках выполнения проекта в 2012 г. заключены договоры о сотрудничестве в области дистанционного образования с Департаментом образования Администрации г. Томска, а также с 27 общеобразовательными учреждениями г. Томска и Томской области. В апробации принимают участие 405 школьников общеобразовательных учреждений г. Томска и Томской области.
В рамках выполнения проектов Минобрнауки по созданию дистанционных школ для одаренных детей и подростков сотрудники РЦДО принимали активное участие в разработке 13 программ повышения квалификации педагогов и специалистов общего и высшего профессионального образования:

  • Дистанционные образовательные технологии в школе
  • Организация работы с одаренными школьниками
  • Организационная работа с одаренными детьми и подростками при изучении истории с применением дистанционных технологий
  • Развитие межпредметных связей в области естественных наук при работе с одаренными детьми
  • Организация внеурочной деятельности по развитию речевых, языковых, лингвистических компетентностей учащихся
  • Решение задач повышенной сложности и олимпиадных задач по физике
  • Разработка и апробация методических подходов в работе с одаренными детьми на уроках биологии на примере раздела «Многообразие форм жизни как основа устойчивости биосферы»
  • Методика обучения одаренных детей английскому языку
  • Компетентностный подход к обучению одаренных детей математике
  • Образовательная среда и технологии обучения одаренных детей физике на примере раздела «Механика»
  • Педагогические основы работы с одаренными детьми при изучении физики
  • Формирование познавательной активности у одаренных детей при изучении химии
  • Актуальные проблемы подготовки школьников к олимпиадам по обществознанию

Сотрудники РЦДО активно принимали участие в реализации инициативного проекта ТГУ «Современные ИКТ в дистанционном обучении и организации внеурочной работы со школьниками». В проект вовлечено около 1000 школьников и более 200 педагогов общего образования.
Продолжается работа по сопровождению школьного портала ТГУ «Университетский проспект».
Портал создан Институтом дистанционного образования с целью привлечения в университет абитуриентов и для развития внешкольной работы и основан на технологиях Web 2.0: http://schola.tsu.ru. В настоящее время зарегистрированными пользователями портала являются более 5000 человек. На портале проводится набор в дистанционные школы ТГУ, организуются интерактивные конкурсы для школьников и педагогов, создаются блоги и сообщества с учебными и внеучебными целями, ведется активная работа по вовлечению школьников в деятельность ТГУ.
В активной работе портала в 2012 году приняли участие более 800 школьников и более 150 педагогов из 19 регионов России 5-ти федеральных округов.