Основные результаты работы в 2010 год


Важным направлением деятельности РЦДО в 2010 году оставалась научная и научно-методическая работа, которая включала:

·        развитие системы подготовки кадров и повышения квалификации работников системы образования в области информационных технологий;

·        развитие концепции открытой профильной школы;

·        развитие модели автоматизированной системы дистанционного обучения.

В 2010 году РЦДО принял участие в работах по выполнению научных проектов в области открытого и дистанционного образования, направленных на разработку и внедрение в практику всех элементов системы открытого образования:

·        проект «Формирование на базе вузов, внедряющих инновационные образовательные программы, сетевой распределенной структуры повышения квалификации преподавателей и научных сотрудников вузов по внедрению результатов инновационных образовательных программ и применению новых образовательных технологий»;

·        проект «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов»;

·        проект «Разработка и апробация программы опережающей профессиональной переподготовки кадров и учебно-методического комплекса (далее – «УМК»), ориентированных на инвестиционные проекты ГК «Роснанотех» в области многопрофильного производства пористых наноструктурных неметаллических неорганических покрытий».

Сотрудники РЦДО приняли участие в IX Международной научно-практической конференции-выставке «Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития», а также во Всероссийской научно-практической конференции «Развивающие информационные технологии в образовании: использование учебных материалов нового поколения в образовательном процессе» («ИТО-Томск—2010») (март 2010 г.), научно-методическом семинаре «Сетевое взаимодействие инновационных вузов» (октябрь 2010 г.) и др. Кроме того, при участии сотрудников РЦДО были организовано и проведено более 10 научно-методических мероприятий. В течение 2010 года сотрудниками РЦДО было опубликовано 13 научных и научно-методических работ.

На протяжении всего 2010 года велась методическая работа по организации и проведению дистанционного повышения квалификации преподавателей и научных сотрудников российских вузов в рамках проекта «Формирование на базе вузов, внедряющих инновационные образовательные программы, сетевой распределенной структуры повышения квалификации преподавателей и научных сотрудников вузов по внедрению результатов инновационных образовательных программ и применению новых образовательных технологий». По 28 программам повышения квалификации, разработанным в рамках проекта, обучение прошли 410 преподавателей и научных сотрудников 49 вузов из 29 регионов РФ.

В 2010 году на базе Института дистанционного образования ТГУ было продолжено обучение педагогов рамках проекта «Организационно-аналитическое сопровождение приоритетного национального проекта «Образование» по мероприятию «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов». По программе повышения квалификации «Особенности организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья» прошли обучение 12 педагогов Мариинской гимназии г. Томска.

Для педагогов образовательных учреждений всех уровней был разработан краткосрочный семинар повышения квалификации «Сервисы и технологии Web 2.0 в профессиональной деятельности педагога». В феврале 2010 г. в рамках семинара обучение прошли 24 учителя СОШ № 7 г. Стрежевого.

В 2010 году РЦДО продолжил организацию индивидуального обучения преподавателей и студентов ТГУ и других российских и зарубежных вузов по программам повышения квалификации и элективным курсам на основе дистанционных образовательных технологий - «Информационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя вуза», «Инженерно-гидрометеорологические изыскания», «Инновационные подходы к разработке электронных образовательных ресурсов», «Современные образовательные технологии и их использование в учебном процессе вуза», «Дистанционные образовательные технологии в инновационной деятельности» и др.

Всего за 2010 год по программам повышения квалификации с применением дистанционных технологий было обучено более 600 человек.

Для педагогов были организованы конкурсы, связанные с применением информационных технологий в профессиональной деятельности:

·        Межрегиональный конкурс методических разработок педагогов «Праздник, которого нет в календаре» (участие приняли 92 человека);

·        V Региональный конкурс методических разработок учителей для размещения на Российском общеобразовательном портале (участие приняли 89 человек).

Во второй половине 2010 года была успешно апробирована еще одна on-line технология проведения занятий – вещание лекций с видеосервера ТГУ, подключение к которому производится через ссылку на сайте Института дистанционного образования ТГУ. Трансляция видеолекции проходит на странице сайта с помощью размещенного на нем видеоплееера, под которым размещен чат, где можно задавать вопросы лектору. Занятия с применением данной технологии проводились по сетевым программам повышения квалификации.

РЦДО осуществляет реализацию разнообразных программ дополнительного образования школьников: предпрофильное и профильное обучение, подготовку к ЕГЭ по 10-ти предметам, подготовку к олимпиадам, а также проведение конкурсов и олимпиад с использованием дистанционных образовательных технологий.

Предпрофильное и профильное обучение школьников осуществляется в открытых профильных (заочных) школах. На базе ИДО ТГУ совместно с физическим, механико-математическим, химическим, биолого-почвенным факультетами, международным факультетом управления и факультетом журналистики в 2010 году продолжен проект развития пяти заочных школ – физико-математической школы, школ «Юный химик», «Юный биолог», «Юный менеджер», «Школы молодого журналиста» на основе сетевой модели обучения, осуществляемой с применением дистанционных образовательных технологий. Миссия данных школ заключается в оказании качественных и эффективных образовательных услуг по физико-математическому, естественно-научному и социально-гуманитарному направлениям, индивидуальной и творческой подготовке выпускников, привлечении талантливой молодежи в Томский государственный университет. В апреле 2010 г. обучение по программам заочных школ прошли 84 школьника из 19 регионов РФ. В настоящее время в открытых профильных школах обучается более 100 учащихся из 12 регионов России и Казахстана.

Во второй половине 2010 года были разработаны 5 дополнительных элективных курсов для программ заочных профильных школ: «Литература и кино. Экранизация известных сюжетов», «Создание анимации в Macromedia Flash», «Параллельные вычисления для школьников», «Веб 2.0: секреты современного интернета», «Профессиональное и личностное самоопределение старшеклассников».

Программы подготовки школьников к ЕГЭ организованы по следующим дисциплинам: русский язык, история, математика, английский язык, обществознание, география, физика, биология, химия.

Основу группового обучения школьников в открытых профильных школах составляют лекционные занятия, проводимые с применением технологий спутникового IP-вещания. Помимо лекционных занятий, обучение включает в себя занятия с тьютором по решению задач и консультации с преподавателем ТГУ на основе сетевых технологий (чат, электронная почта, видеоконференция). В течение всего периода обучения преподаватели проводят консультации в режиме реального и отложенного времени, организовывают выполнение контрольных и проектных заданий. Организовано индивидуальное обучение школьников через систему сетевого дистанционного обучения, интегрированную в образовательный портал ТГУ «Электронный университет».

В апреле 2010 г. обучение по программам подготовки к ЕГЭ завершили 85 человек из 10 регионов РФ и Казахстана. В настоящее время обучаются 96 школьников из 28 населенных пунктов Томской, Новосибирской, Тюменской, Кемеровской, Оренбургской, Ленинградской областей, Приморского и Красноярского краев, Республик Саха (Якутия), Бурятия, Казахстан и из Монголии. Результатом работы является набор школьников из 24 населенных пунктов Томской, Кемеровской, Свердловской, Читинской областей, Алтайского края, а также республик Саха (Якутия), Бурятия, Карачаево-Черкессия, Ямало-Ненецкого АО и Казахстана.

По итогам 2009-2010 учебного года 70 выпускников (около 50 %) заочных (открытых профильных) школ ТГУ поступили в государственные вузы России, в том числе 13 человек успешно выдержали конкурс в ТГУ.

В 2010 году были разработаны и реализованы программы подготовки к олимпиадам по восьми предметам: английский язык, физика, химия, математика, русский язык, информатика, история, литература. По данным программам обучились 17 школьников г. Стрежевого. В настоящее время по 6-ти из 8-ми разработанных программ проходит обучение 31 человек.

Одним из важных направлений работы со школьниками является организация и проведение конкурсов детских интернет-проектов. В 2010-м году были проведены:  Межрегиональный интернет-конкурс для школьников «Вокруг света за 45 дней», III Межрегиональная интернет-олимпиада школьников «Я-журналист» и Межрегиональный фотоконкурс для школьников «Лето-это…». В конкурсах приняли участие более 500 школьников из общеобразовательных учреждений Алтайского, Красноярского, Хабаровского краев, Архангельской, Воронежской, Иркутской, Кемеровской, Ленинградской, Московской, Новосибирской, Омской, Саратовской, Свердловской, Томской, Тульской областей, Республик Башкортостан, Бурятия, Коми, Мордовия, Татарстан и Казахстана. Лучшие проекты, представленные на конкурсы, размещаются на образовательном портале Томского государственного университета (http://edu.tsu.ru/) и Российском общеобразовательном портале (http://region.edu.ru/tomsk/)

Еще одним важным направлением работы со школьниками является организация профориентационных встреч с представителями факультетов Томского государственного университета. Для решения этой задачи в 2010 году были применены спутниковые каналы связи, телекоммуникации и организованы встречи с руководителями факультетов физико-математического профиля (факультет прикладной математики и кибернетки, факультет информатики, механико-математический, физический, радио-физический, физико-технический факультеты), естественно-научного профиля (Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства, геолого-географический, химический факультеты), гуманитарного профиля (философский, филологический, исторический факультеты, Институт искусств и культуры, факультеты психологии, журналистики и иностранных языков) и социально-экономического профиля (экономический факультет, Высшая школа бизнеса, Международный факультет управления и Юридический институт). Всего в данных мероприятиях приняли участие около 40 учителей школ Томской области, Республики Саха (Якутия) и более 100 учащихся выпускных классов и их родителей.

Ежегодно сотрудниками РЦДО организуются циклы консультационных встреч по подготовке к ЕГЭ преподавателей ТГУ с выпускниками школ в режиме видеоконференции. В мае 2010 года во встречах приняли участие более 100 учащихся и педагогов из 8-ми районных центров Томской области, а также пос. Нижний Куранах Республики Саха (Якутия).

В 2010 году были модернизированы сайты заочной «Школы молодого журналиста» и заочной школы «Юный биолог», осуществлена разработка новых страниц для Школьного портала ТГУ «Университетский проспект», разработанного в 2009 году.

Во второй половине 2010 года проведена модернизация автоматизированной системы дистанционного обучения ТГУ «Электронный университет».

В итоге:

·     Организовано индивидуальное обучение специалистов и школьников по программам дополнительного образования в автоматизированной системе дистанционного обучения «Электронный университет».

·     Организовано групповое и индивидуальное обучение преподавателей и студентов ТГУ и других российских и зарубежных вузов по дополнительным образовательным программам и элективным курсам на основе дистанционных образовательных технологий.

·     Разработаны новые программы дополнительного образования детей.

·     Модернизированы сайты двух заочных профильных школ – «Школы молодого журналиста» и школы «Юный биолог».