Основные результаты работы за 2009 год


Важным направлением деятельности РЦДО в 2009 году оставалась научная и научно-методическая работа, которая включала:

·        развитие системы подготовки кадров и повышения квалификации работников системы образования в области информационных технологий;

·        развитие концепции открытой профильной школы;

·        развитие модели автоматизированной системы дистанционного обучения.

В 2009 году РЦДО принял участие в работах по выполнению научных проектов в области открытого и дистанционного образования, направленных на разработку и внедрение в практику всех элементов системы открытого образования:

·        проект «Формирование на базе вузов, внедряющих инновационные образовательные программы, сетевой распределенной структуры повышения квалификации преподавателей и научных сотрудников вузов по внедрению результатов инновационных образовательных программ и применению новых образовательных технологий»;

·        комплексный проект модернизации образования в Томской области (КПМО);

·        проект «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов».

Сотрудники РЦДО приняли участие в VIII Международной научно-практической конференции-выставке «Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития», а также в научно-методических семинарах «Сетевое взаимодействие в системе образования» (апрель, 2009 г.), «Сетевое взаимодействие инновационных вузов» (октябрь 2009 г.) и др. Кроме того, при участии сотрудников РЦДО были организовано и проведено 13 научно-методических мероприятий. Осуществлялась техническая и консультационная поддержка научно-методических семинаров в режиме ВКС, которые проводились школами Томской области (семинар «Формы и достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности», организованный Ресурсным центром спутниковых информационных технологий г. Стрежевого; семинар «Профильное обучение. Информатизация образовательного пространства», в рамках которого преподаватели Гимназии № 56 г. Томска провели занятие в режиме ВКС для учащихся школ Томской области), а также организация видеоконференций в рамках Интернет-лектория ТГУ, возобновившего свою работу в ноябре 2009 года.

На протяжении всего 2009 года велась методическая работа по организации и проведению дистанционного повышения квалификации преподавателей и научных сотрудников российских вузов в рамках проекта «Формирование на базе вузов, внедряющих инновационные образовательные программы, сетевой распределенной структуры повышения квалификации преподавателей и научных сотрудников вузов по внедрению результатов инновационных образовательных программ и применению новых образовательных технологий». По 28 программам повышения квалификации, разработанным в рамках проекта, обучение прошли 343 преподавателя и научных сотрудника 51 вуза из 33 регионов РФ.

Также было организовано обучение учителей по отдельным модулям сетевой программы повышения квалификации участников управленческих команд общеобразовательных учреждений, разработанной совместно с НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ, в рамках Комплексного проекта модернизации образования в Томской области (КПМО). Повышение квалификации по данной программе прошли около 40 учителей общеобразовательных учреждений г. Томска и г. Северска.

За 2009 год с применением дистанционных технологий было обучено около 400 человек.

Для педагогов были организованы конкурсы, связанные с применением информационных технологий в профессиональной деятельности:

·        Межрегиональный конкурс методических разработок в Macromedia Flash "Flash-волна" (участие приняли 82 человека);

·        IV Региональный конкурс методических разработок учителей для размещения на Российском общеобразовательном портале (участие приняли 222 человека).

В 2009 году РЦДО продолжил организацию индивидуального обучения преподавателей и студентов ТГУ и других российских и зарубежных вузов по программам повышения квалификации и элективным курсам на основе дистанционных образовательных технологий – «Информационные технологии в образовании», «Разработка электронных образовательных ресурсов», «Информационное общество: теория и практика», «Растровая и векторная графика» и др.

Во второй половине 2009 года была успешно апробирована новая технология, позволяющая через Интернет организовать веб-конференцию в режиме реального времени, – вебинар. Технология была использована при проведении занятий по дистанционным программам повышения квалификации.

РЦДО осуществляет реализацию разнообразных программ дополнительного образования школьников: предпрофильное и профильное обучение, подготовку к ЕГЭ по 10-ти предметам, а также проведение конкурсов и олимпиад с использованием дистанционных образовательных технологий.

Предпрофильное и профильное обучение школьников осуществляется в открытых профильных (заочных) школах. На базе ИДО ТГУ совместно с физическим, механико-математическим, химическим, биолого-почвенным факультетами, международным факультетом управления и факультетом журналистики в 2009 году продолжен проект развития пяти заочных школ – физико-математической школы, школ «Юный химик», «Юный биолог», «Юный менеджер», «Школы молодого журналиста» на основе сетевой модели обучения, осуществляемой с применением дистанционных образовательных технологий. Миссия данных школ заключается в оказании качественных и эффективных образовательных услуг по физико-математическому, естественно-научному и социально-гуманитарному направлениям, индивидуальной и творческой подготовке выпускников, привлечении талантливой молодежи в Томский государственный университет. В настоящее время в открытых профильных школах обучается около 200 учащихся из 27 населенных пунктов Томской, Свердловской, Владимирской, Кемеровской, Ростовской, Читинской областей, Алтайского, Красноярского, Краснодарского, Хабаровского краев, Республик Саха (Якутия), Алтай и Хакассия.

Программы подготовки школьников к ЕГЭ организованы по следующим дисциплинам: русский язык, история, математика, английский язык, обществознание, география, физика, биология, химия. В 2009 г. совместно с НП «Телешкола» было организовано обучение по программе подготовки к ЕГЭ «Информатика».

Основу группового обучения школьников в открытых профильных школах составляют лекционные занятия, проводимые с применением технологий спутникового IP-вещания. Помимо лекционных занятий, обучение включает в себя занятия с тьютором по решению задач и консультации с преподавателем ТГУ на основе сетевых технологий (чат, электронная почта, видеоконференция). В течение всего периода обучения преподаватели проводят консультации в режиме реального и отложенного времени, организовывают выполнение контрольных и проектных заданий. Организовано индивидуальное обучение школьников через систему сетевого дистанционного обучения, интегрированную в образовательный портал ТГУ «Электронный университет». Результатом работы является набор школьников из 24 населенных пунктов Томской, Кемеровской, Свердловской, Читинской областей, Алтайского края, а также республик Саха (Якутия), Бурятия, Карачаево-Черкессия, Ямало-Ненецкого АО и Казахстана. Общее количество детей, обучающихся на программах довузовской подготовки составляет 138 человек.

По итогам 2008-2009 учебного года 160 выпускников (около 70 %) заочных (открытых профильных) школ ТГУ поступили в государственные вузы России, в том числе 32 человека успешно выдержали конкурс в ТГУ.

Одним из важных направлений работы со школьниками является организация и проведение конкурсов детских  интернет-проектов. В 2009-м году были проведены:  II Межрегиональная интернет-олимпиада школьников «Я-журналист» и Межрегиональный конкурс школьных интернет-проектов "Новое поколение выбирает...". В конкурсах приняли участие более 150 школьников из общеобразовательных учреждений Томской, Омской, Московской, Кемеровской Тамбовской, Пермский областей, Алтайского и Красноярского краев, Республик Саха (Якутия) и Хакасия. В настоящее время проводится конкурс «Лучший блоггер». Лучшие проекты, представленные на конкурсы, размещаются на образовательном портале Томского государственного университета (http://edu.tsu.ru/) и Российском общеобразовательном портале (http://region.edu.ru/tomsk/).

Еще одним важным направлением работы со школьниками является организация профориентационных встреч с представителями факультетов Томского государственного университета. Для решения этой задачи в 2009 году были применены спутниковые каналы связи, телекоммуникации и организованы встречи с руководителями факультетов физико-математического профиля (факультет прикладной математики и кибернетки, факультет информатики, механико-математический, физический, радио-физический, физико-технический факультеты), естественно-научного профиля (Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства, геолого-географический, химический факультеты), гуманитарного профиля (философский, филологический, исторический факультеты, Институт искусств и культуры, факультеты психологии, журналистики и иностранных языков) и социально-экономического профиля (экономический факультет, Высшая школа бизнеса, Международный факультет управления и Юридический институт). Всего в данных мероприятиях приняли участие около 70-ти учителей школ Томской области, Республики Саха (Якутия) и более 100 учащихся выпускных классов и их родителей.

В 2009 году был открыт Школьный портал ТГУ «Университетский проспект» - информационно-коммуникативное пространство для школьников, где они могут развивать свой творческий потенциал, разрабатывая и реализуя индивидуальные и совместные проекты.

Во второй половине 2009 года проведена модернизация автоматизированной системы дистанционного обучения ТГУ «Электронный университет».

В итоге:

·     Организовано индивидуальное обучение специалистов и школьников по программам дополнительного образования в автоматизированной системе дистанционного обучения «Электронный университет».

·     Организовано групповое и индивидуальное обучение преподавателей и студентов ТГУ и других российских и зарубежных вузов по дополнительным образовательным программам и элективным курсам на основе дистанционных образовательных технологий.

·     Разработан и реализован новый образовательный портал для школьников – «Университетский проспект».